Математика | ||||
Практическое руководство по музыкальной грамоте-Г.Фридкин Москва 1969 стр.288 | ||||
Практическое руководство по музыкальной грамоте-Г.Фридкин Москва 1969 стр.288
ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемое «Практическое руководство по музыкальной грамоте» предназначается для учащихся детских музыкальных школ и вечерних школ общего музыкального образования. Все темы курса музыкальной грамоты в настоящем пособии излагаются по следующему принципу: вначале дается краткая теоретическая формулировка, за ней следуют нотная таблица или схема, которые сопровождаются нотными примерами; завершается каждая тема примерными заданиями. Иногда схема или таблица не приводятся и задания расположены после теоретической формулировки. Подобное построение отдельных тем музыкальной грамоты предлагается впервые. Отличительной особенностью данного пособия является отсутствие обширных пояснений и максимальная наглядность. Порядок изложения тем полностью соответствует установившейся (в отношении этого предмета) практике работы в музыкальных школах. Как известно, музыкальная грамота и сольфеджио в детских музыкальных школах объединены в одну теоретическую дисциплину. Поэтому все нотные образцы, приведенные в «Практическом руководстве», взяты, главным образом, из вокальной литературы, подобраны в порядке возрастающей трудности и должны быть проработаны как примеры для сольфеджирования. Дополнительным материалом к настоящему пособию являются сборники сольфеджио и музыкаль- ных диктантов, из которых преподаватель сможет взять необходимые примеры. Для повторения пройденного курса в конце «Практического руководства» даны контрольные задания в двух вариантах. Первый вариант (по сокращенному курсу музыкальной грамоты) предназначается, в основном, для обучающихся на отделениях народных и духовых инструментов, а также в вечерних школах общего музыкального образования. Второй вариант контрольных заданий рассчитан на тех учащихся, которые проходят курс музыкальной грамоты в полном объеме. В качестве дополнения к настоящему изданию приложен словарь с краткими пояснениями музыкальных терминов, встречающихся в тексте данного пособия. «Практическое руководство» наряду с аналогичными пособиями по музыкальной грамоте имеет целью готовить учащихся к прохождению курса элементарной теории музыки по общепринятым в настоящее время учебникам. Г. Фридкин СОДЕРЖАНИЕ Предисловие........... 3 1. Названия звуков.......... 5 2. Названия октав.......... 6 3. Размещение нот на нотоносце...... 8 4. Скрипичный ключ......... 9 5. Нотное обозначение длительности звуков ... II 6. Размер 2/4........... 13 7. Восьмые в двухдольном такте...... 15 8. Запись песни со словами и без слов . . . . • 17 9. Мажор и минор. Тоника....... 19 10. Гамма до мажор......... 21 11. Тоническое трезвучие........ 23 12. Вводные звуки.......... 25 13. Полутон и тон.......... 26 14. Диез, бемоль, бекар......... 27 15. Ключевые и неключевые знаки альтерации ... 29 16. Тональность соль мажор....... '32 17. Тональность фа мажор........ 34 18. Транспозиция.......... 36 19. Пауза............ 37 20. Музыкальная фраза........ 39 21. Реприза............ 41 22. Басовый ключ.......... 43 23. Тональность ля минор........ 45 24. Тональность ми минор........ 46 25. Тональность ре минор........ 49 26. Размер 3/4........... 50 27. Размер 3/8........... 53 28. Затакт............ 54 29. Тональность ре мажор....... • 57 30. Лига............. 59 31. Четверть с точкой в двухдольном размере ... 61 >86 32. Фермата............ 63 33. Интервалы........... 64 34. Главные ступени лада и их названия .... 67 35. Устойчивые и неустойчивые звуки лада ... 6S 36. Размер 4/4........... 71 37. Три вида минорного лада....... 75 38. Тональность си минор........ 79 39. Большая и малая секунды...... 81 40. Секунды в мажорном ладу........82 41. Большая и малая терции....... 83 42. Терции в мажорном ладу....... 84 43. Мажорное и минорное трезвучия..... 86 44. Чистые квинты в мажорном ладу..... 87 45. Чистые кварты в мажорном ладу ..... 88 46. Тональность си-бемоль мажор...... 90 47. Тональность соль минор........ 92 48. Тритоны в мажорном ладу....... 95 49. Секунды в гармоническом миноре..... 96 50. Терции в гармоническом миноре..... 97 51. Главные трезвучия мажора и гармонического минора ............. 98 52. Названия нижнего, среднего и верхнего звуков трезвучия...........ч 100 53. Шестнадцатые.......... 101 54. Пунктирный ритм с шестнадцатыми .... 104 55. Тональность ля мажор........ 108 56. Тональность фа-диез минор....... ПО 57. Тональность ми-бемоль мажор...... 112 58. Тональность до минор........ 114 59. Большие и малые сексты....... 116 60. Сексты в мажорном ладу....... 118 61. Обращения трезвучии........ 119 62. Большие и малые септимы . . . . . . 122 63. Септимы в мажорном ладу....... 123 64. Обращения интервалов........ 125 65. Доминантсептаккорд......... 126 66. Тональность ми мажор....... . 129 67. Тональность до-диез минор....... 131 68. Тональность ля-бемоль мажор...... 133 69. Тональность фа минор........ 135 70. Размер 6/8........... 137 71. Триоли............ 139 72. Тональность си мажор........ 141 73. Дубль-диез........... 142 74. Тональность соль-диез минор.......143 75. Тональность ре-бемоль мажор...... 146 76. Тональность сн-бемоль минор...... 147 77. Дубль-бемоль.......... 149 150 151 154 156 78. Гармонический мажор........ 79. Таблица интервалов в пределах октавы ... 151 80. Переменный лад..........154 81. Устойчивые и неустойчивые интервалы в ладу . . 156 82. Ладовое разрешение интервалов.....158 83. Разрешение субдоминачтового и доминантового трезвучий и их обращений........159 84. Вводные септаккорды........160 85. Таблицы мажорных и минорных тональностей . . 162 86. Тетрахорды........... 165 87. Энгармонически равные тональности .... 167 88. Буквенное обозначение звуков и тональностей . 169 89. Квинтовый круг мажорных тональностей . . . 171 90. Общий квинтовый круг мажорных и параллельных минорных тональностей........172 91. Одноименные тональности.......175 92. Обращения доминантсептаккорда.....177 Ш) Построение обращений доминантсептаккорда от данного звука ........... 179 94. Синкопа.............180 95. Кварты в гармоническом миноре.....182 96. Квинты в гармоническом миноре.....184 97. Соединения главных трезвучий .... .185 98. ~ —-««кнси-ть аккордов из главных трезвучий 187 ---.,„ . Ш9 102 Кон<^""г.< 103. Составные интервалы W.H тритоны . гармониче 104. Характерные интер . . ском мажоре . • ••••''' 207 ,05. Секвенции . . ц иое трезвучия . • ' ' 209 ^"KbU от данного звука . - ^Хроматическая гамма . • . . 24 109. Родственные ^Генн.е тональности - - - ™ НО. Модуляции в родстве . . • • ' ' ' 220 111. Каденции •••''...•-•' 223 !? 5Sr«~-•*-• ' : : : '- ' : S ^'^'SZZZZZ'--»-"- » 116. Итальянские и Цена: 150руб. |
||||