Математика | ||||
Элементарная теория музыки-В.Вахромеев Москва 1959 стр.243 | ||||
Элементарная теория музыки-В.Вахромеев Москва 1959 стр.243
ПРЕДИСЛОВИЕ Второе издание учебника «Элементарной теории музыки» значительно переработано по сравнению с первым. Если первое издание представляло собой пособие по элементарной теории музыки, предназначенное преимущественно для детской аудитории, то при переиздании автор поставил своей целью расширить рамки использования учебника и сделать возможным применение его также в музыкальных училищах и вечерних школах общего музыкального образования. Сообразуясь с указанным, весь текст учебника подвергся существенному пересмотру, внесены некоторые дополнения, в отдельных случаях изложение содержания изменено в сторону большей конкретизации, уточнены некоторые формулировки, музыкальный материал примеров пополнен новыми образцами, в ряде глав уточнены вопросы для повторения и введены новые упражнения. Как и в первом издании «Элементарной теории музыки», весь материал курса изложен в систематическом порядке с тем расчетом, чтобы учащиеся имели возможность самостоятельно находить в учебнике ответы на любые вопросы, касающиеся различных разделов теории музыки. В то же время в практической работе с учащимися автор настоятельно рекомендует педагогам исходить из общепринятого метода изучения элементов музыки, предполагающего установление взаимосвязи средств музыкальной выразительности на основе анализа примеров музыки. В качестве музыкальных примеров в учебнике приводятся народные песни, образцы классической музыки, отрывки из произведений советских композиторов. Кроме того, каждой теме учебника сопутствуют пояснительные нотные примеры-схемы. В конце глав даны вопросы для повторения и материал для упражнений (устных, письменных и на фортепьяно), который рассчитан главным образом на домашние задания учащихся, но может быть использован и в классных занятиях. Так как свободное время учащихся, остающееся от классных занятий, ограничено, а время, предназначенное учебным планом для теории музыки обычно не допускает проведения в классе всех практических работ по освоению курса, можно рекомендовать в этих условиях следующий порядок прохождения материала. Разделы теории музыки, изучение которых опирается на слуховые навыки, следует связывать с прохождением курса сольфеджио. Практические упражнения для развития слуховых навыков надо проводить преимущественно в классе, а по другим разделам теории музыки давать учащимся материал для домашней работы, которая должна быть результатом самостоятельного и осмысленного усвоения учащимися пройденного на уроке. Пожелания, замечания и вопросы, которые могут возникнуть у всех, кто будет пользоваться настоящим пособием, автор просит направлять по адресу: Москва, Мерзляковский пер., д. 9, Училище при Московской государственной консерватории, автору. В. А. Вахромеев М.осква, 1958 г. ВВЕДЕНИЕ «Содержание музыки — это впечатления жизни, это мысли и чувства, выраженные в звуках»1. Изложение содержания звуками (музыкой) подчиняется определенным правилам соотношений выразительных средств музыки. Эти правила сложились в результате многовековой народной и классической музыкальной практики. Средства музыкального изложения и выразительности называются элементами музыки. Учение об элементах музыки и их соотношении изложено в музыкально-теоретических дисциплинах; начальной из них является элементарная теория музыки. Курс элементарной теории музыки служит задачам изучения основных элементов музыки вообще и мелодии в особенности. Несмотря на то, что в целях обобщения знаний необходимые сведения о каждом элементе включены в отдельные параграфы и главы учебника, учащийся должен помнить, что в музыке отдельный элемент (лад, тональность, метр, ритм, интервал, аккорд и другие) выявляет свою выразительность лишь в связи с другими средствами (элементами) музыкального изложения. Кроме основной задачи, о которой сказано выше, курс элементарной теории музыки преследует цель содействовать занятиям учащегося по специальности, помогая ему сознательнее усваивать музыкальный текст. Получаемые учащимся элементарные знания и навыки по разбору музыкального произведения (со стороны строения мелодии, а также отдельных частей музыкального произведения) вносят в самостоятельную работу учащегося по специальности большее разнообразие и в свою очередь помогают учащемуся правильно 1 Р. Г лиэр. О профессии композитора и воспитании молодежи. «Советская музыка», 1954, № 8, стр. 9. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие.......... Введение..........• • • • . у 5 Глава первая. Звук. § 1. Физическая основа звука ........ ~> § 2. Свойства музыкального звука -.....' -г § 3. Частичные тоны. Натуральный звукоряд .!."!' ft § 4. Музыкальная система. Звукоряд. Основные ступени и их названия. Октавы......... i/v § 5. Музыкальный строй. Темперированный строй. Полутон и целый тон. Производные ступени и их названия . ц § 6. Энгармонизм звуков..........'.12 § 7. Диатонические и хроматические полутоны и целые тоны '. 12 § 8. Обозначение звуков по буквенной системе . ... 14 Вопросы для повторения......... ц;. Упражнения............ j^ Глава вторая. Нотное письмо. § 9. Нота. Длительности и их обозначения (начертания). Нотный стан............. . 19 § 10. Ключи.............| 21 § 11. Знаки альтерации........... 23 § 12. Дополнительные знаки к нотам, увеличивающие длительность звуков............ 24 § 13. Паузы.............. 25 § 14. Запись двухголосия. Запись музыки для фортепьяно. Акколада. Запись музыки для ансамблей и хора .... 26 § 15. Знаки сокращения нотного письма....... 30 Вопросы для повторения......... 33 Упражнения............ 34 Глава третья. Ритм и метр. § 16. Ритм. Основное и произвольное деление длительностей . 39 § 17. Акцент. Метр. Размер. Такт. Тактовая черта. Затакт . . 44 § 18. Простые метры и размеры. Группировка длительностей в тактах простых размеров......... 47 § 19. Сложные метры и размеры. Относительно сильные доли. Группировка длительностей в тактах сложных размеров . 50 § 20. Смешанные метры и размеры. Группировка длительностей в тактах смешанных размеров........ 57 § 21. Переменные размеры . ......... 62 § 22. Синкопа.............. 63 § 23. Группировка в вокальной музыке....... 66 § 24. Темп............... 67 § 25. Приемы дирижирования......... 69 § 26. Значение ритма, метра и темпа в музыке..... '* Вопросы для повторения........ 75 Упражнения....... ....'" 242 Глава четвертая. Интервалы. § 27. Интервал.............. 87 § 28. Количественная и качественная величина интервалов. Простые интервалы. Диатонические интервалы .... 88 § 29. Увеличешше и уменьшенные интервалы (хроматические). Энгармоническое, равенство интервалов..... 91 § 30. Обращение интервалов..........* 92 § 3*1. Составные интервалы.......... 94 § 32. Консонирующие и диссонирующие интервалы .... 95 Вопросы для повторения......... 97 Упражнения............ 98 Глава пятая. Лад и тональность. § 33. Устойчивые звуки. Тоника. Неустойчивые звуки. Их разре- решение. Лад............102 § 34. Мажорный лад. Гамма натурального мажора. Ступени мажорного лада. Названия, обозначения и свойства ступеней мажорного лада........' . .103 § 35. Тональность. Мажорные тональности диезные и бемольные. Квинтовый круг. Энгармонизм мажорных тональностей . 107 § 36. Гармонический и мелодический мажор.....113 § 37. Минорный лад. Гамма натурального минора. Ступени минорного лада и их свойства........115 § 38. Гармонический и мелодический минор. Тональности минора. Параллельные тональности. Квинтовый круг минорных тональностей.............117 § 39. Одноименные тональности. Некоторые черты сходства и различия мажора и минора. Значение мажорного и минорного лада в музыке...........125 Вопросы для повторения.........12В Упражнения............130 Глава шестая. Интервалы в тональностях мажора и минора. § 40. Интервалы натурального мажора и натурального минора . 134 § 41. Интервалы гармонического мажора и гармонического минора. Характерные интервалы........137 § 42. Устойчивые и неустойчивые интервалы. Различие между устойчивостью и консонансом, неустойчивостью консонанса и диссонансом. Разрешение диссонирующих интервалов. Разрешение неустойчивых интервалов по тяготению . .138 Вопросы для повторения.........144 Упражнения....... .... 145 Глава седьмая. Аккорды. § 43. Аккорд. Трезвучие. Виды трезвучий. Консонирующие и диссонирующие трезвучия. Обращение трезвучий . . .150 § 44. Главные трезвучия в мажоре и миноре. Соединение главных трезвучий..............152 § 45. Побочные трезвучия мажора и минора. Трезвучия на ступенях натурального и гармонического мажора и минора . 154 § 46. Септаккорд. Доминантсептаккорд и его обращения. Разрешение доминантсептаккорда и его обращений . . .156 § 47. Вводные септаккорды. Септаккорд II ступени. Аккорды в музыке..............158 Вопросы для повторения.........161 Упражнения............162 243 Глава восьмая. Лады народной музыки. § 48. Общие замечания........... 167 § 49. Диатонические семиступенные лады народной музыки. Пентатоника............. 171 § 50. Перемеиные лады. Переменный параллельный лад и мажо- ро-минор. Другие лады......... 177 Вопросы для повторения . ........ 179 Упражнения............ 180 Глава девятая. Родство тональностей. Хроматизм. § 51. Родство тональностей.......... 187 § 52. Хроматизм. Альтерация.......... 188 § 53. Хроматическая гамма. Правописание хроматической гаммы. 190 Вопросы для повторения ......... 192 Упражнения.......... .192 Глава десятая. Определение тональности. Транспозиция. § 54. Определение тональности......... 194 § 55. Транспозиция............. 196 Вопросы для повторения......... 198 Упражнения............ 198 Глава одиннадцатая. Модуляция. § 56. Модуляция и отклонение......... 201 § 57. Модуляция в родственные тональности . . . . . 202 Вопросы для повторения......... 205 Упражнения............ 206 Глава двенадцатая. Мелодия. § 58. Значение мелодии в музыкальном произведении. Мелодии народной музыки (песни).........210 § 59. Направления мелодического движения и его диапазон. Проходящие и вспомогательные звуки...... 216 § 60. Членение мелодии на части (общее понятие о музыкальном синтаксисе). Построение. Цезура. Период. Предложение. Каденция. Фраза. Мотив........ 219 § 61. Динамические оттенки и их связь с мелодическим развитием. Обозначение динамических оттенков..... 220 § 62. Разбор взаимодействия отдельных элементов мелодии на примерах.............. 221 Вопросы для повторения......... 226 Упражнения............ 226 Глава тринадцатая. Мелизмы. Знаки некоторых приемов исполнения. § 63. Мелизмы: форшлаг, мордент, группетто, трель . . 230 § 64. Знаки некоторых приемов исполнения...... 234 Вопросы для повторения.......' . 237 Упражнения............ 237 Краткий справочник музыкальных терминов....... 238 Указатель литературы............. 241 Цена: 150руб. |
||||