Математика | ||||
Элементарная теория музыки-В.Вахромеев Москва 1962 стр.242 | ||||
Элементарная теория музыки-В.Вахромеев Москва 1962 стр.242
ПРЕДИСЛОВИЕ Второе издание учебника, «Элементарной -теории музыки> значительно переработано по сравнению с первым. Если первое издание представляло собой пособие по элементарной теории музыки, предназначенное преимущественно для детской аудитории, то яри переиздании автор поставил своей целью расширить рамки использования учебника и сделать возможным применение era также в музыкальных училищах и вечерних школах общего музыкального образования. Сообразуясь с указанным, весь текст учебника подвергся существенному пересмотру: внесены некоторые дополнения, в отдельных случаях изложение содержания изменено в сторону большей конкретизация, уточнены некоторые формулировки, музыкальный материал примеров пополней новыми образцами, в ряде глав уточнены вопросы для повторения и введены новые упражнения. Как и в первом издании «Элементарной теории музыки», весь материал курса изложен в систематическом порядке с тем расчетом, чтобы учащиеся имели возможность самостоятельно находить в учебнике ответы на любые вопросы, касающиеся различных разделов теории музыки. В то же время в практической работе с учащимися автор настоятельно рекомендует педагогам исходить «з общепринятого метода изучения элементов музыки, предполагающего установление взаимосвязи средств музыкальной выразительности на основе анализа примеров музыки. В качестве музыкальных примеров в учебнике приводятся народные ~ песни, образцы классической музыки, отрывки из произведений советских композиторов. Кроме того, каждой теме учебника сопутствуют пояснительные нотные примеры-схемы. „ В'конце глав даны вопросы для повторения и материал для упраж^-: нений (устных, письменных и на фортепьяно}, который рассчитан главным образом на домашние задания учащихся, но может быть использован и в классных занятиях. Так как свободное время учащихся, остающееся от классных занятий, ограничено, а время, предназначенное учебным планом для теории- / ' •" ' • " ' , ... '- ". .•• Л,' . , •:•••. музыки обычно не допускает проведения в классе всех практических р» бот по освоению курса; можно рекомендовать в этих условиях следующий поряДок прохождения материала. Разделы теории музыки, изучение которых опирается на слуховые навыки, следует связывать с прохождением курса сольфеджио. Практические упражнения для развития слуховых "навыков надо проводить преимущественно в классе, а по другим разделам теории музыки давать учащимся материал для домашней работы. которая должна быть результатом самостоятельного и осмысленного усвоения учащимися пройденного на уроке. * * * /Пожелания, замечания и вопросы, котррые'могут' возникнуть у всех, кто будет пользоваться настоящим пособием, автор просят направлять но адресу: Москва, Мерзляковский пер,, д. 9, Училище при Московском государственной консерватории, автору. ( i ' В. А. Ваяромес» 'Москва, 1958 г. ВВЕДЕНИЕ «Содержание музыки —это впечатления жизни, это мысли и чувства, выраженные в звуках»'. Изложение содержания звуками (музыкой) подчиняется определенным правилам соотношений выразительных средств музыки. Эти правила сложились в результате многовековой народной и. классической музыкальной практики. ' Средства музыкального изложения и выразительности называются элементами музыки: Учение об элементах музыки и их соотношении изложен^ в музыкально-теоретических дисциплинах; начальной из них является элементарная теория музыки. Курс элементарной теории музыки служит задачам изучения основных элементов музыки вообще и мелодии в особенности. Несмотря на то, что в целях обобщения знаний .необходи-мые сведения о каждом элементе включены в отдельные параграфы и главы учебника, учащийся должен помнить, что в музыке отдельный элемент (лад, тональность, метр, ритм, интервал, аккорд и другие) выявляет свою выразительность лишь в связи с другими средствами (элементами) музыкаль ного изложения. Кроме основной задачи, о которой сказано выше, курс элементарной теории музыки преследует цель содействовать занятиям учащегося по специальности, помогая ему сознательнее усваивать музыкальный текст. Получаемые учащимся элементарные знания и навыки по разбору музыкального произведения (со стороны строения мелодии, а также етдель-. ных частей музыкального произведения) вносят рса^Ьстоя-тельную работу учащегося по специальности большее разнообразие и в свою очередь Помогают учащемуся правильно ' . ' Р. Г л не р. О профессии композитора я воспитании молодежи. «Советская музыка», \Щ J* 8, стр, 9, СОДЕРЖАНИЕ ' Предисловие..............3 Введение . ..............;5 Глава первая. Звук. § 1. Физическая основа звука.........7 § 2. Свойства музыкального звука....... . j § 3. Частичные тоны. Натуральный звукоряд.....' 8 § 4. Музыкальная система. Звукоряд. Основные ступени и их •. . • названия. Октавы . ..........10 § 5. Музыкальный строй. Темперированный строй. Полутон и целый тон. Производные ступени и их названия ... 11 -§• 6. Энгармонизм звуков . . . • . . - К т гг--- 7. Диатонические и хроматические полутоны и целые тоны § 8. Обозначение звуков по буквенной системе Вопросы для повторения ........ Упражнения..... 12 12 14 15 16 Глава вторая. Нотное письмо. § 9. Нота. Длительности и их обозначения (начертания). Нотный стан..............19 § 10. Ключи ..............21 § 11. Знаки альтерации...........23 § 12. Дополнительные знаки к нотам, увеличивающие длительность звуков.............24- § 13. Паузы..............25 § 14. Запись двухголосия. Запись музыки для фортепьяно. Акколада. Запись музыки для ансамблей и хора . . . .26 § 15. Знаки сокращения нотного письма . . . . . . .30 Вопросы для повторения.........33 Упражнения ............34 Глава третья. Ритм и метр. § 16. Ритм. Основное и произвольное деление длительностей . 39> § 17. Акцент. Метр. Размер. Такт. Тактовая черта. Зата«т . . 4* § 18. Простые метры и размеры. Группировка длительностей в тактах простых размеров . ........ 43' § 19. Сложные метры и размеры. Относительно сильные доли. Группировка длительностей в тактах сложных размеров . 50 § 20. Смешанные метры и размеры. Группировка длительностей в тактах смешанных размеров........57 § 21. Переменные размеры . . . . • ... • . - 62 § 22. Синкопа.............. 63 § 23. Группировка в вокальной музыке . . . . ' . - . 66' § 24. Темп ... . . ........... 67 § 25. Приемы ' дирижирования........ . 69 § 26. Значение ритма, метра и темпа в музыке . . . . . 72' < Вопросы для повторения . . . •..... 75 Упражнения . ...... .... 76 242 Глава четвертая. Интервалы. § 27. Интервал.............. 87 § 28. Количественная и качественная величина интервалов. Простые интервалы. Диатонические интервалы . . . . 88 § 29. Увеличенные и уменьшенные интервалы (хроматтические). Энгармоническое равенство интервалов . .... 91 § 30. Обращение интервалов.......... 92 § 91. Составные интервалы.......... 94 § 32. Консонирующие и диссонирующие интервалы .... 95 Вопросы для повторения......... 97 Упражнения . . . ...... 98 Глава пятая. Лад и тональность. § 33. Устойчивые звуки. Тоника. Неустойчивые звуки. Их разрешение. Лад............102 § 34. Мажорный лад. Гамма натурального мажора. Ступени мажорного лада. Названия, обозначения и свойства ступеней мажорного лада........., 103 § 35. Тональность. Мажорные тональности диезные и бемольные. Квинтовый круг. Энгармонизм мажорных тональностей . 107 § 36. Гармонический и мелодический мажор.....113 § 37. Минорный лад. Гамма натурального минора. Ступени минорного лада и . их свойства . .......115 § 38. Гармонический и мелодический минор. Тональности минора. Параллельные тональности. Квинтовый круг минорных тональностей . . . . . . . . . . . . . . 117 § 39. Одноименные тональности. Некоторые черты сходства и различия мажора и минора.-Значение мажорного и минорного лада в музыке............125 Вопросы для повторения . ........12S Упражнения ........... . 130 Глава шестая. Интервалы в тональностях мажора и минора. § 40. Интервалы натурального мажора и натурального минора . 134 § 41. Интервалы гармонического мажора и гармонического минора. Характерные интервалы........ 137 § 42. Устойчивые и неустойчивые интервалы. Различие между устойчивостью и консонансом, неустойчивостью консонанса и диссонансом. Разрешение диссонирующих интервалов. Разрешение неустойчивых интервалов по тяготению . . 138 ' Вопросы для повторения ......... 144 Упражнения....... .... 145 Глава седьмая. Аккорды. . ( § 43. Аккорд. Трезвучие. Виды трезвучий. Консонирующие и диссонирующие трезвучия. Обращение трезвучий . . . 150 § 44. Главные трезвучия в мажоре и миноре. Соединения главных трезвучий.........'.....152 § 45. Побочные трезвучия мажора и минора. Трезвучия на ступенях натурального и гармонического мажора и минора . 154 § 46. Септаккорд. Доминантсептаккорд и его обращения. Разрешение доминантсептаккорда и его обращений . . ... 156 §47. Вводные септаккорды. Септаккорд II ступени. Аккорды в музыке..............158 Вопросы для повторения.........161 Упражнения............ 162 243 "лава восьмая, лады «а|>»м..-.. . , § 48., Общие ""Замечания . . . .........„. § 49. Диатонические семиступенные лады народной музыки. Пентатоника . . ..........,171 § 50. Переменные лады. Переменный параллельный лад я мажо- ро-минор. Другие лады . . . . . . . . . 177 - - Вопросы для повторения .........- 179 Упражнения . . . . • ..i . . . . . . . 180 Глава девятая. Родство тональностей. Хроматизм. §51. Родство тональностей ... . . . . . . .187 § 52. Хроматизм. А'льтерация.......... 188 § 53. Хроматическая гамма. Правописание хроматической гаммы. 190 Вопросы для повторения . . '-. . . . . . . 192 .........192 ЬОПрисю м-— -- Упражнения........ Глава десятая. Определение тональности. Транспозиция. § 54. Определение тональности . V . . •..... 194 § 55. Транспозиция . . . . . . . . . . . . 196 Вопросы для повторения .... .^ .... 198 Упражнения . . . ...... . . . . . 198 Глава одиннадцатая. Модуляция. § 56. Модуляция и отклонение......... 201 § 57. . Модуляция в родственные тональности..... 202 Вопросы для повторения ......... 205 Упражнения . . . . . . . ... . . 206 Глава двенадцатая. Мелодия. § 58. Значение мелодии в музыкальном произведении. Мелодии народной музыки (п'есйи).........210 §59. Направления мелодического движения и его диапазон. Проходящие и вспомогательные звуки . . . . . . 216 § 60. Членение мелодии на части (общее покатав о музыкаль-яом синтаксисе). Построение. Цезур». Период. Предложение. 'Каденция. Фраза. Мотив........• § 61. Динамические оттенки и их связь с мелодическим развитием. Обозначение динамических 'оттенков . . . § 62. Разбор взаимодействия, отдельных элементов мелодии на примерах ... ., . • . • •..... ' Вопросы для повторения .........—- Упражнения . . . . •• '; ..... . . . 226 Глава тринадцатая. Мелизмы. Знаки некоторых приемов исполнения. § 63. Мелизмы: форшлаг, мордент, группетто, трель . . 230 § 64. Знаки некоторых приемов исполнения '.. . . .... 234 Вопросы для повторения . . . . . . . • • • 237 Упражнения . . . . .-.-''......237 Краткий справочник музыкальных терминов ,.......238 Указатель литературы . . . . . • . • • . • • • .241 219 220 221 226 Цена: 150руб. |
||||