Математика | ||||
Элементарная теория музыки-В.Вахромеев Москва 1968 стр.250 | ||||
Элементарная теория музыки-В.Вахромеев Москва 1968 стр.250
ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящее, пятое издание учебника «Элементарной теории музыки» отличается от предыдущих выпусков книги существенными изменениями в изложении содержания шестой и восьмой глав. Для большей связи теоретического изучения интервалов с практическим освоением их в занятиях по сольфеджио в главе шестой — «Интервалы в тональностях мажора и минора» — помещены таблица интервалов гармонического минора (построенных от ступеней лада) и примеры разрешения всех неустойчивых и диссонирующих интервалов в мажоре и гармоническом миноре. Сообразно с этим изменено расположение и остального материала главы. В главе восьмой — «Лады народной музыки» — в кратком обзоре даны общие понятия о путях развития народной песни и ее ладовой основы. С этой целью глава пополнена соответствующими примерами и более систематизировано все содержание. Кроме того, внесены некоторые дополнения в текст седьмой и девятой глав. Как и в предыдущих изданиях «Элементарной теории музыки», весь материал курса изложен в систематическом порядке с тем расчетом, чтобы учащиеся имели возможность самостоятельно находить в учебнике ответы на любые вопросы, касающиеся различных разделов теории музыки. В то же время в практической работе с учащимися- автор настоятельно рекомендует преподавателям исходить из общепринятого метода изучения элементов музыки, предполагающего установление взаимосвязи средств музыкальной выразительности на основе анализа примеров музыки. В качестве примеров в учебнике приводятся народные песни, образцы классической музыки, отрывки из произведений советских композиторов. Помимо этого каждой теме курса сопутствуют пояснительные нотные примеры-схемы. В конце глав даны вопросы для повторения и материал для упражнений (устных, письменных и -на фортепиано), который рассчитан главным образом на домашние задания учащихся, но может быть использован и в классных занятиях. Так как время, предназначенное учебным планам для теории музыки, обычно не допускает проведения в классе всех .практических работ по освоению курса, можно рекомендовать в этих условиях следующий порядок прохождения материала. Разделы теории музыки, изучение которых опирается на слуховые навыки, следует связывать с прохождением курса сольфеджио. Практические упражнения для развития слуховых навыков надо проводить преимущественно в классе, а по другим разделам теории музыки давать учащимся материал для домашней работы, которая должна быть результатом самостоятельного и осмысленного усвоения учащимися пройденного на уроке. Пожелания, замечания и вопросы, которые могут возникнуть у всех, кто будет пользоваться настоящим пособием, автор просит направлять педагогической редакции издательства «Музыка» по адресу: Москва, Неглинная ул., д. 14. В. А. Вахромеев Москва, 1963 г. ВВЕДЕНИЕ «Содержание музыки — это впечатления жизни, это мысли и чувства, выраженные в звуках»1. Изложение содержания звуками (музыкой) подчиняется определенным правилам соотношений выразительных средств музыки. Эти правила сложились в результате многовековой народной и классической музыкальной практики. Средства музыкального изложения и выразительности называются элементами музыки. Учение об элементах музыки и их соотношении изложено в музыкально-теоретических дисциплинах; начальной из них является элементарная теория музыки. Курс элементарной теории музыки служит задачам изучения основных элементов музыки вообще и мелодии в особенности. Несмотря на то, что в целях обобщения знаний необходимые сведения о каждом элементе включены в отдельные параграфы и главы учебника, учащийся должен помнить, что в музыке отдельный элемент (лад, тональность, метр, ритм, интервал, аккорд и другие) выявляет свою выразительность лишь в связи с другими средствами (элементами) музыкального изложения. Кроме основной задачи, о которой сказано выше, курс элементарной теории музыки преследует цель содействовать занятиям учащегося по специальности, помогая ему сознательнее усваивать музыкальный текст. Получаемые учащимся элементарные знания и навыки по разбору музыкального произведения (со стороны строения мелодии, а также отдельных частей музыкального произведения) вносят в самостоятельную работу учащегося по специальности большее разнообразие и в свою очередь помогают учащемуся правильно 1 Р. Г л и э р. О профессии композитора и воспитании молодежи. «Советская музыка», 1954, № 8, стр. 9. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие . . . •........... 3 Введение............... 5 Глава первая. Звук. § 1. Физическая основа звука......... 7 § 2. Свойства музыкального звука • . ....... 7 § 3. Частичные тоны. Натуральный звукоряд..... 8 § 4. Музыкальная система. Звукоряд. Основные ступени и их названия. Октавы........... 10 § 5. Музыкальный строй. Темперированный строй. Полутон и целый тон. Производные ступени и их названия . . . 11 § 6. Энгармонизм звуков .......... 12 § 7. Диатонические и хроматические полутоны и целые тоны 12 § 8. Обозначение звуков по буквенной системе .... 14 Вопросы для повторения........ 15 Упражнения............ 16 Глава вторая. Нотное письмо. § 9. Нота. Длительности и их обозначения (начертания). Нотный стан............. 19 § 10. Ключи . '............. 21 § 11. Знаки альтерации........... 23 § 12. Дополнительные знаки к нотам, увеличивающие длительность звуков............. 24 § 13, Паузы .............. 25 $.14. Запись двухголосия. Запись музыки для фортепиано. Акколада. Запись музыки для ансамблей и хора .... 26 § 15. Знаки сокращения йодного письма....... 30 Вопросы для повторения . ....... 33 Упражнения............ 34 Глава третья. Ритм и метр. § 16. Ритм. Основное и произвольное деление длительностей . 39 § 17. Акцент Метр. Размер. Такт. Тактовая черта. Затакт . 44 § 18. Простые метры и размеры. Группировка длительностей в тактах простых размеров......... 47 § 19. Сложные метры и размеры. Относительно сильные доли. Группировка длительностей в тактах сложных размеров 50 § 20. Смешанные метры и размеры. Группировка длительностей в тактах смешанных размеров........ 57 § 21. Переменные размеры ..........61 § 22. Синкопа.............. 63 § 23. Группировка в вокальной музыке . . '..... 66 § 24. Темп............... 67 249 I 25. Приемы дирижирования..........69 26. Значение ритма, метра и темпа а музыке . . . .72 Вопросы для повторения .......75 Упражнения . ...........76 Глава четвертая. Интервалы. 27. Интервал ..............87 28. Количественная и качественная величина интервалов. Простые интервалы. Диатонические интервалы . . . . 88 § 29. Увеличенные и уменьшенные интервалы (хроматические). Энгармоническое равенство интервалов..... 91 § 30. Обращение интервалов.......... 92 § 31. Составные интервалы.......... 94 § 32. Консонирующие и диссонирующие интервалы . . . . 95 Вопросы для повторения........ 97 Упражнения............ 98 Глава пятая. Лад и тональность. VJ § 33/ Устойчивые звуки. Тоника. Неустойчивые звуки. Их раэре- f шение. Лад.............; 102 $ 34. Мажорный лад. Гамма натурального мажора. Ступени мажорного лада. Названия, обозначения и свойства ступеней мажорного лада..........103 $ 35. Тональность. Мажорные тональности диезные и бемольные. Квинтовый круг. Энгармонизм мажорных тональностей . 107 § 36. Гармонический и мелодический мажор . . . ... .113 § 37. Минорный лад. Гамма натурального минора. Ступени минорного лада и их свойства....... .115 § 38. Гармонический и мелодический минор. Тональности минора. Параллельные тональности. Квинтовый круг минорных тональностей..... ........ 117 § 39. Одноименные тональности. Некоторые черты сходства и различия мажора и минора. Значение мажорного и минорного лада в музыке...........125 Вопросы для повторения.........129 Упражнения............'130 Глава шестая. Интервалы в тональностях мажора и минора. § 40. Интервалы натурального мажора и натурального минора 134 $ 41. Интервалы гармонического мажора и гармонического минора. Характерные интервалы........ 136 § 42. Устойчивые и неустойчивые интервалы. Различие между устойчивостью и консонансом, неустойчивостью консонанса диссонансом. Разрешение неустойчивых интервалов по - тяготению. Разрешение диссонирующих интервалов . . 139 Вопросы для повторения.......' '1J7 Упражнения . ........... • "' Глава седьмая. Аккорды. § 43. Аккорд. Трезвучие. Виды трезвучий. Консонирующие и диссонирующие трезвучия. Обращение трезвучий . . iw § 44. Главные трезвучия в мажоре и миноре. Соединения глав- ных трезвучий.............1о* § 45. Побочные трезвучия мажора и минора. Трезвучия на сту- пенях натурального и гармонического мажора и минора . н» § 46. Септаккорд. Доминантсептаккорд и его обращения. Paspe- шение доминантсептаккорда и его обращений . . . ЮТ § 47. Вводные септаккорды. Септаккорд II ступени. Аккорды в музыке ............ 161 Вопросы для повторения......... 165 Упражнения . ............ 166 Глава восьмая. Лады народной музыки. Другие лады. § 48. Общий краткий обзор.......... 170 § 49. Особые виды семиступенных диатонических ладов. Пентатоника .............. 176 § 50. Переменные лады. Переменный параллельный лад и мажо- ро-минор. Другие лады......... 183 Вопросы для повторения........ 185 Упражнения............ 186 Глава девятая. Родство тональностей. Хроматизм. § 51. Родство тональностей.......... 193 § 52. Хроматизм. Альтерация v........ 194 § 53. Хроматическая гамма. Правописание хроматической гаммы 196 Вопросы для повторения ......... 198 Упражнения . . . . . . . . . . . . 198 Глава десятая. Определение тональности. Транспозиция. § 54. Определение тональности......... 201 § 55. Транспозиция ............ 203 Вопросы для повторения......... 205 Упражнения............ 205 Глава одиннадцатая. Модуляция. § 56. Модуляция и отклонение......... 208 § 57. Модуляция в родственные тональности..... 209 Вопросы для повторения......... 212 Упражнения............ 213 Глава двенадцатая. Мелодия. §58. Значение мелодии в музыкальном произведении. Мелодии народной музыки (песни)......... 217 § 59. Направления мелодического движения и его диапазон. Проходящие и вспомогательные звуки ...... 223 § 60. Членение мелодии на части (общее понятие о музыкальном синтаксисе). Построение. Цезура. Период. Предложение. Каденция. Фраза. Мотив........ 226 § 61. Динамические оттенки и их связь с мелодическим развитием. Обозначение динамических оттенков..... 227 § 62. Разбор взаимодействия отдельных элементов мелодии на примерах.............. 228 Вопросы для повторения........ 233 Упражнения............ 233 Глава тринадцатая. Мелизмы. Знаки некоторых приемов.исполнения. § 63. Мелизмы: форшлаг, мордент, группетто, трель . . . 237 § 64. Знаки некоторых приемов исполнения . . . . . .241 Вопросы для повторения......... 244 Упражнения............ 244 Краткий справочник музыкальных терминов...... 245 Указатель литературы . . . . •....... . . 248 Цена: 150руб. |
||||