Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Элементарная теория музыки-В.Вахромеев Москва 1968 стр.250
Элементарная теория музыки-В.Вахромеев Москва 1968 стр.250

ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее, пятое издание учебника «Элементарной теории музыки» отличается от предыдущих выпусков книги существенными изменениями в изложении содержания шестой и восьмой глав.
Для большей связи теоретического изучения интервалов с практическим освоением их в занятиях по сольфеджио в главе шестой — «Интервалы в тональностях мажора и минора» — помещены таблица интервалов гармонического минора (построенных от ступеней лада) и примеры разрешения всех неустойчивых и диссонирующих интервалов в мажоре и гармоническом миноре. Сообразно с этим изменено расположение и остального материала главы.
В главе восьмой — «Лады народной музыки» — в кратком обзоре даны общие понятия о путях развития народной песни и ее ладовой основы. С этой целью глава пополнена соответствующими примерами и более систематизировано все содержание.
Кроме того, внесены некоторые дополнения в текст седьмой и девятой глав.
Как и в предыдущих изданиях «Элементарной теории музыки», весь материал курса изложен в систематическом порядке с тем расчетом, чтобы учащиеся имели возможность самостоятельно находить в учебнике ответы на любые вопросы, касающиеся различных разделов теории музыки. В то же время в практической работе с учащимися- автор настоятельно рекомендует преподавателям исходить из общепринятого метода изучения элементов музыки, предполагающего установление взаимосвязи средств музыкальной выразительности на основе анализа примеров музыки.
В качестве примеров в учебнике приводятся народные песни, образцы классической музыки, отрывки из произведений советских композиторов.
Помимо этого каждой теме курса сопутствуют пояснительные нотные примеры-схемы.
В конце глав даны вопросы для повторения и материал для упражнений (устных, письменных и -на фортепиано), который рассчитан главным образом на домашние задания учащихся, но может быть использован и в классных занятиях.
Так как время, предназначенное учебным планам для теории музыки, обычно не допускает проведения в классе всех .практических работ по освоению курса, можно рекомендовать в этих условиях следующий порядок прохождения материала. Разделы теории музыки, изучение которых опирается на слуховые навыки, следует связывать с прохождением курса сольфеджио. Практические упражнения для развития слуховых навыков надо проводить преимущественно в классе, а по другим разделам теории музыки давать учащимся материал для домашней работы,
которая должна быть результатом самостоятельного и осмысленного усвоения учащимися пройденного на уроке.
Пожелания, замечания и вопросы, которые могут возникнуть у всех, кто будет пользоваться настоящим пособием, автор просит направлять педагогической редакции издательства «Музыка» по адресу: Москва, Неглинная ул., д. 14.
В. А. Вахромеев
Москва, 1963 г.
ВВЕДЕНИЕ
«Содержание музыки — это впечатления жизни, это мысли и чувства, выраженные в звуках»1.
Изложение содержания звуками (музыкой) подчиняется определенным правилам соотношений выразительных средств музыки. Эти правила сложились в результате многовековой народной и классической музыкальной практики.
Средства музыкального изложения и выразительности называются элементами музыки.
Учение об элементах музыки и их соотношении изложено в музыкально-теоретических дисциплинах; начальной из них является элементарная теория музыки.
Курс элементарной теории музыки служит задачам изучения основных элементов музыки вообще и мелодии в особенности.
Несмотря на то, что в целях обобщения знаний необходимые сведения о каждом элементе включены в отдельные параграфы и главы учебника, учащийся должен помнить, что в музыке отдельный элемент (лад, тональность, метр, ритм, интервал, аккорд и другие) выявляет свою выразительность лишь в связи с другими средствами (элементами) музыкального изложения.
Кроме основной задачи, о которой сказано выше, курс элементарной теории музыки преследует цель содействовать занятиям учащегося по специальности, помогая ему сознательнее усваивать музыкальный текст. Получаемые учащимся элементарные знания и навыки по разбору музыкального произведения (со стороны строения мелодии, а также отдельных частей музыкального произведения) вносят в самостоятельную работу учащегося по специальности большее разнообразие и в свою очередь помогают учащемуся правильно
1 Р. Г л и э р. О профессии композитора и воспитании молодежи. «Советская музыка», 1954, № 8, стр. 9.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие . . . •........... 3
Введение............... 5
Глава первая. Звук.
§ 1. Физическая основа звука......... 7
§ 2. Свойства музыкального звука • . ....... 7
§ 3. Частичные тоны. Натуральный звукоряд..... 8
§ 4. Музыкальная система. Звукоряд. Основные ступени и их
названия. Октавы........... 10
§ 5. Музыкальный строй. Темперированный строй. Полутон и
целый тон. Производные ступени и их названия . . . 11
§ 6. Энгармонизм звуков .......... 12
§ 7. Диатонические и хроматические полутоны и целые тоны 12
§ 8. Обозначение звуков по буквенной системе .... 14
Вопросы для повторения........ 15
Упражнения............ 16
Глава вторая. Нотное письмо.
§ 9. Нота. Длительности и их обозначения (начертания). Нотный стан............. 19
§ 10. Ключи . '............. 21
§ 11. Знаки альтерации........... 23
§ 12. Дополнительные знаки к нотам, увеличивающие длительность звуков............. 24
§ 13, Паузы .............. 25
$.14. Запись двухголосия. Запись музыки для фортепиано. Акколада. Запись музыки для ансамблей и хора .... 26
§ 15. Знаки сокращения йодного письма....... 30
Вопросы для повторения . ....... 33
Упражнения............ 34
Глава третья. Ритм и метр.
§ 16. Ритм. Основное и произвольное деление длительностей . 39
§ 17. Акцент Метр. Размер. Такт. Тактовая черта. Затакт . 44 § 18. Простые метры и размеры. Группировка длительностей в
тактах простых размеров......... 47
§ 19. Сложные метры и размеры. Относительно сильные доли.
Группировка длительностей в тактах сложных размеров 50 § 20. Смешанные метры и размеры. Группировка длительностей
в тактах смешанных размеров........ 57
§ 21. Переменные размеры ..........61
§ 22. Синкопа.............. 63
§ 23. Группировка в вокальной музыке . . '..... 66
§ 24. Темп............... 67
249
I
25. Приемы дирижирования..........69
26. Значение ритма, метра и темпа а музыке . . . .72
Вопросы для повторения .......75
Упражнения . ...........76
Глава четвертая. Интервалы.
27. Интервал ..............87
28. Количественная и качественная величина интервалов. Простые интервалы. Диатонические интервалы . . . . 88
§ 29. Увеличенные и уменьшенные интервалы (хроматические).
Энгармоническое равенство интервалов..... 91
§ 30. Обращение интервалов.......... 92
§ 31. Составные интервалы.......... 94
§ 32. Консонирующие и диссонирующие интервалы . . . . 95
Вопросы для повторения........ 97
Упражнения............ 98
Глава пятая. Лад и тональность.
VJ § 33/ Устойчивые звуки. Тоника. Неустойчивые звуки. Их раэре-
f шение. Лад.............; 102
$ 34. Мажорный лад. Гамма натурального мажора. Ступени мажорного лада. Названия, обозначения и свойства ступеней мажорного лада..........103
$ 35. Тональность. Мажорные тональности диезные и бемольные.
Квинтовый круг. Энгармонизм мажорных тональностей . 107 § 36. Гармонический и мелодический мажор . . . ... .113
§ 37. Минорный лад. Гамма натурального минора. Ступени минорного лада и их свойства....... .115
§ 38. Гармонический и мелодический минор. Тональности минора. Параллельные тональности. Квинтовый круг минорных
тональностей..... ........ 117
§ 39. Одноименные тональности. Некоторые черты сходства и различия мажора и минора. Значение мажорного и минорного лада в музыке...........125
Вопросы для повторения.........129
Упражнения............'130
Глава шестая. Интервалы в тональностях мажора и минора.
§ 40. Интервалы натурального мажора и натурального минора 134 $ 41. Интервалы гармонического мажора и гармонического минора. Характерные интервалы........ 136
§ 42. Устойчивые и неустойчивые интервалы. Различие между устойчивостью и консонансом, неустойчивостью консонанса
диссонансом. Разрешение неустойчивых интервалов по -
тяготению. Разрешение диссонирующих интервалов . . 139
Вопросы для повторения.......' '1J7
Упражнения . ........... • "'
Глава седьмая. Аккорды.
§ 43. Аккорд. Трезвучие. Виды трезвучий. Консонирующие и
диссонирующие трезвучия. Обращение трезвучий . . iw § 44. Главные трезвучия в мажоре и миноре. Соединения глав-
ных трезвучий.............1о*
§ 45. Побочные трезвучия мажора и минора. Трезвучия на сту-
пенях натурального и гармонического мажора и минора . н» § 46. Септаккорд. Доминантсептаккорд и его обращения. Paspe-
шение доминантсептаккорда и его обращений . . . ЮТ
§ 47. Вводные септаккорды. Септаккорд II ступени. Аккорды в
музыке ............ 161
Вопросы для повторения......... 165
Упражнения . ............ 166
Глава восьмая. Лады народной музыки. Другие лады.
§ 48. Общий краткий обзор.......... 170
§ 49. Особые виды семиступенных диатонических ладов. Пентатоника .............. 176
§ 50. Переменные лады. Переменный параллельный лад и мажо-
ро-минор. Другие лады......... 183
Вопросы для повторения........ 185
Упражнения............ 186
Глава девятая. Родство тональностей. Хроматизм.
§ 51. Родство тональностей.......... 193
§ 52. Хроматизм. Альтерация v........ 194
§ 53. Хроматическая гамма. Правописание хроматической гаммы 196
Вопросы для повторения ......... 198
Упражнения . . . . . . . . . . . . 198
Глава десятая. Определение тональности. Транспозиция.
§ 54. Определение тональности......... 201
§ 55. Транспозиция ............ 203
Вопросы для повторения......... 205
Упражнения............ 205
Глава одиннадцатая. Модуляция.
§ 56. Модуляция и отклонение......... 208
§ 57. Модуляция в родственные тональности..... 209
Вопросы для повторения......... 212
Упражнения............ 213
Глава двенадцатая. Мелодия.
§58. Значение мелодии в музыкальном произведении. Мелодии
народной музыки (песни)......... 217
§ 59. Направления мелодического движения и его диапазон.
Проходящие и вспомогательные звуки ...... 223
§ 60. Членение мелодии на части (общее понятие о музыкальном синтаксисе). Построение. Цезура. Период. Предложение. Каденция. Фраза. Мотив........ 226
§ 61. Динамические оттенки и их связь с мелодическим развитием. Обозначение динамических оттенков..... 227
§ 62. Разбор взаимодействия отдельных элементов мелодии на
примерах.............. 228
Вопросы для повторения........ 233
Упражнения............ 233
Глава тринадцатая. Мелизмы. Знаки некоторых приемов.исполнения.
§ 63. Мелизмы: форшлаг, мордент, группетто, трель . . . 237 § 64. Знаки некоторых приемов исполнения . . . . . .241
Вопросы для повторения......... 244
Упражнения............ 244
Краткий справочник музыкальных терминов...... 245
Указатель литературы . . . . •....... . . 248

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz