Математика | ||||
Игра наизусть-Л.Маккиннон Ленинград 1967 стр.142 | ||||
Игра наизусть-Л.Маккиннон Ленинград 1967 стр.142
ОТ ПЕРЕВОДЧИКА В современном музыкальном исполнительстве, пожалуй, нет более сложной, более запутанной и вместе с тем более актуальной проблемы, чем проблема музыкальной памяти. Свыше ста лет назад возникла и стала постепенно утверждаться тенденция концертного исполнения без нот и с тех пор эта проблема волнует, хотя и в различной степени, учащихся и маститых артистов, передовых мыслящих педагогов и крупных ученых. Может ли хотя бы один артист похвалиться тем, что его память всегда работала безотказно? Есть ли у концертанта полная уверенность в том, что какое-либо произведение, уже десятки раз «обкатанное» им на эстраде, в следующий раз пройдет благополучно? Может ли даже самый опытный педагог утверждать, что владеет методом, гарантирующим уверенное воспроизведение? На все эти вопросы история исполнительства и музыкальной педагогики может дать лишь отрицательный ответ. И не потому ли музыкально-методическая и педагогическая литература прошлого заполнена различными рекомендациями, «обеспечивающими» исполнителям спокойную уверенность в своей памяти. Среди этих рекомендаций много наивного, порой даже смешного, но много и ценного, не утратившего своего практического значения по сей день.* Писать о музыкальной памяти начали еще в середине прошлого века, когда концертное исполнение без нот не только на считалось обязательным, но напротив, рассматривалось как своеобразный «кунстштюк», как акт нескромности со стороны исполнителя и даже как «искушение самого господа бога». Естественно, что и память в те времена не считали необходимой составной частью комплекса музыкальной одаренности. Ее рассматривали как «низшую», «вспомогательную» способность, а заучивать наизусть рекомендовали только фактурно сложные эпизоды, либо места переворачивания страниц. С течением времени концертное исполнение без нот все больше завоевывало себе право на существование. Музыканты-исполнители объясняли это обстоятельство тем, что игра наизусть якобы совершенно необходима для творческой свободы. И они отчасти были правы, так как все более усложняющаяся фактура произведений эпохи романтизма уже не позволяла исполнителю раздваивать свое внимание между клавиатурой и нотным текстом. Нелегко, однако, давалась исполнителям эта «творческая свобода». На смену одним неудобствам, связанным с раздваиванием внимания. * В качестве курьеза можно привести советы немецкого фортепианного педагога и теоретика Германа Вальтца. Он рекомендовал заучивать музыкальный материал таким образом, чтобы ученик мог сыграть пьесу в ракообразном движении (от последнего такта к первому), либо через такт, или даже по системе: первый такт — последний такт, второй — предпоследний, третий — предпредпоследний и т. д. (Цит. по книге: Прокофьев Г.- П. Формирование музыканта-исполнителя-пианиста. Изд-во АПН РСФСР. М., 1956, стр. 461). 1* а ОГЛАВЛЕНИЕ От переводчика......................3 Предисловие......................11 Глава I. Как развивались взгляды на музыкальную память ... 13 Глава II. Свойства памяти................17 Глава III. Четыре типа памяти.............. 19 (Слуховая память—19. Зрительная память—19. Тактильная память — 20. Мускульная память — 20. Внутренний оркестр — 21) Глава IV. Книга собственного опыта............21 Глава V. Сознание и подсознание.............24 (Вмешательство сознания — 24. Пассивное внимание —25. Тесный союз — 25. Роль внимания — 26. Музыкальный смысл — 27. Индивидуальность — 27.) Глава VI. Представление (умственное видение)........28 (Сосредоточенность внимания — 28. Непроизвольное внимание — 29. Обучение — 29. Степени внимания — 30. Внимание и усталость — 31. Внимание против воли —31. Передышка — 32.) Глава VII. Музыкальное мышление............33 (Ученик и артист — 33. Музыкальная мысль — 33. Акцент — 34. Несколько слов об уверенности — 35. Счет — 35. Музыкальная речь — 36. Фразировка— 38. Память и фразировка — 38. Двойственность внимания — 40.) II Глава VIII. Процесс становления образов..........41 (Мысленная фотография — 41.) Глава IX. Тренировка привычек..............42 (Занятия — 43. Выразительность и память — 44. Упрощения — 44. Ударный такт — 45. Пальцевое легато — 45. Прелесть деталей — 46. Повторные впечатления — 47. Повторения — 47. Воображаемые занятия — 48. Ошибки — 49. Изменение привычек— 49. Привычка к оркестру — 50.) Глава X. Исполнение по памяти..............51 (Тренировка привычек — 51. Свобода—51. Игра наизусть — 52. Нарушение привычек — 53. Оживление впечатлений — 54. Темп и память — 54. Первое исполнение — 55.) III Глава XI. Основные правила...............60' Глава XII. Аккорды..................62' (Заголовки — 63. Закрепление в памяти—63. Часы занятий—64.) Глава XIII. Разложенные аккорды.............68; Глава XIV. Значение деталей в музыке...........71. (Что такое деталь? — 71. Ритм и украшения — 71. Звенья — 72. Первые впечатления — 72. Быстрая музыка — 73. Заголовки — 73. Полиритмия — 74. Выработка туше — 74.) Глава XV. Полифоническая музыка............76- (Трудности голосоведения — 77. Методика работы — 78. Исполнение по памяти — 78. Обратно к сознанию — 79.) Дополнительные советы................81 (Музыка различных видов — 81. Сонаты и пьесы крупной формы — 81. Планирование занятий — 82. Организация работы — 83.) Глава XVI. Современная музыка..............83. (Виды современной музыки — 84. Музыкальный язык — 84. Пример современной музыки — 85. Классические средства—85. Проблемы музыкального развития — 86.) IV Глава XVII. Учитель..................87' (Музыкальные инструменты — 87. Занятия — 88. Беседы о памяти— 88. Новая пьеса — 89. Запоминание мелодии — 91. Вкус и ассоциации — 91. По памяти — 92. Игры, развивающие память—92.) Глава XVIII. Органист..................93 (Преимущества свободы — 94. Упражнения на фортепиано — 94. Полезные навыки — 95. Умственный взор — 96.) Глава XIX. Исполнитель концерта.............96 (Солист в роли дирижера — 97. Реплики — 97. Дружеская репетиция — 98.) Глава XX. Певец....................99 (Сопровождение — 99. Слова—100. Волнение — 101. Аккомпаниатор — 101. Советы певцу — 101. Певец задает вопросы — 102.) Глава XXI. Исполнители на струнных инструментах и другие музыканты ......................ЮЗ (Волнение— 103.) Глава XXII. Дирижер..................104 (Первое знакомство—104. Партитура в уме—105. Ассоциации—106. Повторение—106. Концерт—107. Хоровые произведения — 107. Волнение — 108.^ 143 V Глава XXIII. О памяти..................109 (Новое в старом—109. Техника и аппликатура—111. Здоровье— 112. Отдых—114. Абсолютный слух —116. Импровизация — 118. Память на другие вещи — 119.) VI Глава XXIV. От страха к уверенности............ 123 (Волнение разных видов — 123. Опасная мысль — 124. Вопросы к самому себе—124. Занятия не вовремя—125. Враждебное влияние—-126. Восстановление душевного спокойствия — 126. Неожиданное утешение— 127. Преодоление волнения— 128. Как создать хорошее настроение—129. Характер и привычка — 129.-Что такое счастье?—131. Внешний вид—132. Радиопередача — 132. Перед концертом — 132. Программа — 133. Творческий подъем — 134.) Послесловие......................136 Примечания.......................137 Именной указатель....................140 Цена: 150руб. |
||||