Математика | ||||
Простые опвты со струями звуком -В.В.Майер Москва 1985 стр.125 | ||||
Простые опвты со струями звуком -В.В.Майер Москва 1985 стр.125
Я. А. Смородинский ской литератур ческой школы) Книга содержит описания учебных опытов по воздействию звука на струи жидкости и газа, а также по гидродинамической и термической генерации звука. Приведены краткие исторические сведения, дана элементарная теория, обсуждены возможности практического применения рассмотренных явлений. Подробно описаны самодельные физические приборы и экспериментальные установки. Даны рекомендации по постановке опытов, изложены различные варианты экспериментов. Все опыты доступны и могут быть самостоятельно поставлены учащимися в школьном физическом кабинете или в домашних условиях. Проводя несложные экспериментальные исследования, читатель познакомится с физическими явлениями, имеющими немалое научное я практическое значение, и приобретет навыки самостоятельной работы. Для учащихся и преподавателей физики средней и высшей школы, руководителей физических и технических кружков, а также для самообразования. Ил. 76. Рецензент кандидат физико-математических наук В. В, Крылов ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие . . Глава 1. Струя жидкости и звук........... 7 § 1. Струя воды в воздухе................ 7 § 2. Струйный автогенератор звука ............... 10 § 3. Электронный генератор звука ............ 12 § 4. Как звук влияет на струю воды............ .15 § 5. Наблюдение струи с помощью механического стробоскопа ,...... ..............'...•• 19 § 6. Струйный усилитель звука...........• • 20 § 7. Капиллярные волны на струе............ 23 § 8. Неустойчивость жидкого цилиндра......... 24 § 9. Почему жидкий цилиндр распадается на капли? .... 26 § 10. Простейшая теория распада жидкого цилиндра на капли........................ 28 § 11. Электронный стробоскоп.............. 31 § 12. Простейшие опыты с электронным стробоскопом. Измерение частоты вспышек .............. 38 § 13. Наблюдение распада струи с помощью электронного стробоскопа.......... .... 42 многим 47 .... 48 Глава 2. Чувствительное пламя ..'...'...... . 51 § 1. Наблюдение Леконта............... 51 § 2. Бесчувственное пламя............... 53 § 3. Строение газовой струи............... 55 § 4. Установка для моделирования струи газа....... 56 § 5. Исчезающая окраска................ 59 § 6. Строение жидкой струи................ 60 § 7. Установка для получения чувствительного пламени ... 62 § 8. Чувствительное пламя............... 64 § 9. Чувствительная жидкость............. 66 § 10. Несколько опытов с ламинарными и турбулентными струями жидкости................. 69 Глава 3. Гидродинамический излучатель звука..... 75 § 1. Жидкостный свисток . . ................. 75 § 2. Клиновый тон.............. . ... 1 7:8. § 3. Автоколебания в потоке воздуха . . . . . ...;'. 80 § 4. Модель жидкостного свистка............ 82 § 14. Как сделать распадающуюся струю видимой § 15. Еще один опыт с распадающейся струей .... S,- •••§• >в. Лрдавенеяяеясидиветаого свистка для по л учения эмуль- * ..•.,.,.•,'•.••!. с**-' v-.-•/ .*v>4-;;,-^..-..........". ... и ' Г-л а в а 4. Тепловой автогенератор звука........ 88 § 1; Конструкция теплового автогенератора..... 89 § 2. -Качественная теория явления ........'.'.'. 93 § 3. Экспериментальная проверка выводов теории . . . 97 § 4. Мощный тепловой автогенератор........... 105 § 5. Еще раз о механизме тепловых автоколебаний .... 108 § 6. Труба Рийке и регенеративный радиоприемник .... 111 § 7. Измерение частоты звука.............. 116 «и. Для самостоятельной проработки............. 123 Заключение...................... 127 ^Школьник понимает .фшиче-екий опыт только тогда хорошо, ' когда* вн его 'делает сам. Но 'еще 'f лучше, он понимает ;ега,'«ели <чй*' делает прибир для эксперимента*,» И. Д. ПРЕДИСЛОВИЕ Основная задача книги — побудить вас к постановке простых физических опытов, раскрывающих сущность явлений, с которыми вы многократно встречаетесь ц жизни, но зачастую не обращаете на них особого внимания», В самом деле, знаете ли вы, что распад на капли струй • воды, вытекающей из плохо прикрытого водопроводного крана, был исследован такими выдающимися физиками, как Джон Рэлей и Нильс Бор? Известно ли вам, что пламя бытовой газовой горелки, на котором вы каждое утро кипятите воду, длительное время являлось одним из самых совершенных индикаторов звуковых волн и сыграло заметную роль в экспериментальной акустике? Задумывались ли вы над тем, что изучение свиста ветра в проводах позволило создать целую серию физических приборов и среди них, например, жидкостный ультразвуковой свисток? Отдаете ли вы себе отчет в том, что гудение пламени в печи относится к явлениям вибрационного горения топлива и термической генерации звука? Наконец, сознаете ли вы, что все эти обыденные явления интенсивно исследуются на новом уровне современной физикой и находят широкое применение на практике? Риторические вопросы тем и хороши, что не требуют ответов. Но если говорить всерьез, то школьник конца XX века, конечно, должен иметь хотя бы самые общие представления об окружающих его физических явлениях: мир выглядит совсем иначе в глазах тех, кто смотрит на него с должным пониманием. О перечисленных выше явлениях можно занимательно рассказать, как это умеют делать популяризаторы науки. Однако есть и другой путь: нацелить читателя на более или менее самостоятельную постановку опытов, позволяющих ему достаточно глубоко вникнуть в физическую сущность отобранных для изучения явлений, Этот второй путь и выбран в книге. Цена: 150руб. |
||||