Математика | ||||
Учебник полифоний-Григорьев С Музыка, 1985. -304 с | ||||
Григорьев С., Мюллер Т. Учебник полифоний. 4-е изд. -Г-82 М.: Музыка, 1985. -304 с., нот. Учебник полифонии, созданный педагогами Московской консерватория, получил широкое распространение в педагогической практике. В кем нашли отражение особенности закономерностей различных художественных стилей — строгого и свободного письма, а также русского народного многоголосия. Наряду с теоретическими разделами значительное место занимают практические задания. ПРЕДИСЛОВИЕ (полифония как учебная дисциплина) Цель учебного курса полифонии состоит в усвоении теории полифонического многоголосия и приобретении техники сочинения полифонической музыки. Таким образом, этот курс является одновременно теоретическим и практическим. Курс разделяется на две части, из которых первая называется строгим письмом (строгим, стилем), вторая —свободны м письмом (свободным стилем). Эти названия частей курса соответствуют обозначениям, условно принятым в теории музыки для характеристики, с одной стороны, полифонии XV—XVI веков, с другой — полифонии последующего времени (в первую очередь полифонии Баха). Такое разделение курса и содержание его частей во многом отражают существенные отличия строгого письма — художественного стиля хоровой полифонии a cappella, достигшего особой характерности и зрелости в XV—XVI веках, — от свободного письма — художественного стиля вокально-инструментальной и инструментальной полифонии, вершиной которого явилось творчество И. С. Баха. Эти отличия особенно ярко проявляются в области мелодико-тема-тической, ладогармонической и ритмической организации музыки, в принципах образования созвучий и многоголосной музыкальной ткани в целом. • В учебном курсе строгого, а отчасти и свободного письма есть немало правил, которые либо часто обходились, либо вообще отсутствовали в художественной практике как строгого, так и свободного письма. Правила эти сложилась в музыкальной педагогике и представляют собой результат длительного, разностороннего отбора учебно-методических средств, способствующих овладению основами полифонического письма. Именно овладение основами полифонии, универсальными по отношению почти к любому музыкальному стилю, составляет главную цель учебного курса. Однако такая цель нередко теряется в различных произвольных трактовках раздела строгого письма. Наряду с ошибочными попытками объявить его устаревшим и вообще ненужным, можно отметить еще две другие неверные точки зрения в этом вопросе. Первая связывает ^ последование частей курса я их содержание с необходимостью не только Отразить в учебной практике историческое последование двух стилей полифонии, но и как можно больше приблизить к ним характер работ учащихся. При таком подходе, который можно было бы определить как ложный историзм, вместо разностороннего изучения и надлежащей оценки выдающихся произведений минувших эпох часто получается вес-мысленное копирование отдельных черт того или иного полифонического стиля. редставители второй точки зрения требуют реформы, обновления и «оживле- ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие...... . .......,..........,....,. з Введение § 1. Музыкальная ткань. Фактура.....,................. 5 § 2. Одноголосное изложение....................... . . . 5 § 3. Многоголосное изложение......................... 8 § 4. Сравнительная характеристика типов многоголосия. Их взаимные связи................................... 16 § 5. Сложное многоголосие ........................... 18 § 6. Основные периоды истории полифонии (краткий обзор)'...... 21 'Раздел I ОДНОГОЛОСИЕ Глава L Мелодия как составная часть полифонического многоголосия . . 22 § 7. Мелодия.................................... 22 § 8. Средства мелодической организации................... 22 § 9. Общие закономерности строения мелодии......-...,...... 23 1. Звуковысотная линия......................... 23 2. Метр и ритм............................... 25 3. Ладотональность............................ 28 § 10, Мелодика строгого и свободного письма............... 29 § 11. Правила сочинения мелодий строгого письма............ 32 Задание.................................... 37 Раздел П ДВУХГОЛОСИЕ Глава П. Простой контрапункт в двухголосии................. 38 § 12. Общая характеристика.......................... 39 § 13. Основной принцип контрапунктирования голосов......... 41 § 14. Контраст голосов в полифонии..................... 41 § 15. Единство голосов в полифонии..................... 49 § 16. Технические приемы построения двухголосных соединений ... 51 § 17. Сбзвучия в двухголосии ......................... 51 § 18. Классификация интервалов....................... 51 § 19. Совершенные консонансы........................ 52 § 20. Несовершенные консонансы....................... 54 § 21. Диссонансы................................. 55 300 § 22. Звуки (голоса) диссонирующего интервала............. 55 § 23. Классификация применения диссонансов............... 56 § 24. Диссонансы на сильной доле такта................... 56 § 25. Диссонансы на слабой доле такта.................... 58 § 26. Диссонансы на относительно сильной доле такта.......... 59 § 27.Камбиата ................................... 59 § 28. Связанные консонансы.......................... 60 Задания.................................... 60 Глава Щ. Сложный контрапункт в двухголосии..............• • 60 § 29. Простой контрапункт .',...,,.................... 60 § 30. Сложный контрапункт .......................... 60 § 31. Классификация сложного контрапункта............... 61 § 32, Вертикально-подвижной контрапункт. Прямые и противоположные перестановки........................... 62 § 33. Цифровое обозначение интервалов, необходимое для их сложения и вычитания............................. 65 § 34. Сложение и вычитание интервалов. Интервалы положительные и отрицательные............................ 67 § 35. Положительные и отрицательные движения голосов........ 68 § 36. Двойной контрапункт........................... 71 § 37. Показатель вертикально-подвижного контрапункта (Jv)..... 71 § 38. Наиболее употребительные виды двойного контрапункта..... 74 § 39. Двойной контрапункт октавы...................... 75 § 40. Двойной контрапункт дуодецимы................... 80 § 41, Двойной контрапункт децимы...................... 84 § 42, Сложный показатель двойного контрапункта............ 87 § 43. Горизонтально-подвижной контрапункт................ 89 Задания.................................... 93 § 44, Краткие сведения об обратимом контрапункте........... 93 Глава IV. Имитация в двухголосии ,....................... 97 § 45. Общие понятия об имитации....................... 97 § 46. Строение имитации. Основные виды ее................ 99 § 47. Сочинение имитаций............................. ЮЗ Задание .................................... 105 Методические указания.......................... Ю5 § 48, Вертикально-подвижной контрапункт в имитации. Бесконечные каноны и канонические секвенции первого разряда ...... 106 § '49. Техника сочинения двухголосного бесконечного канона первого разряда...................,............. 109 § 50. Техника сочинения двухголосной канонической секвенции первого разряда, . , . ,......,................... 114 Задания...... ,............................. 119 Раздел Ш ТРЕХГОЛОСИЕ Глава V. Простой контрапункт..........................• 120 § 51. Общая характеристика .,.,.,.................... 120 301 § 52. Условия применения созвучий...................... 122 Задания......,....................;........ ^ Методические указания.......................... 124 Глава VI Сложный контрапункт в трехголосии................. щ § 53. Общи характеристика.......................... 124 § 54. Тройной контрапункт октавы ...................... Щ Задания................................... . 130 Гмва УЛ. Имитация в трехголосии........................ щ § 55. Простая имитация......., ...................... 1зд § 56. Каноническая имитация.......................... l$j« Задания................................... . 134 § 57. Методические указания.......................... 134 Глава МП. Полифонические формы......................... ЦЙ § 58. Полифонический период......................... 138 § 59. Полифоническая двухчастная форма.................. 139 Задания.................................... 144 | 60. Методические указания.......................... 146 § 61. Полифоническая трехчастная форма.................. 148 Задание.................................... 151 § 62. Методические указания.......................... 151 Раздел IV РУССКОЕ НАРОДНОЕ МНОГОГОЛОСИЕ Глава ГХ. Полифония русской народной песни................. 156 § 63. Общая характеристика .......................... 156 § 64. Структура куплета.............................. 158 § 65. Звукоряды, лады и интервалы...................... 163 § 66. Цезуры и каденции............................. 172 § 67. Вариационный цикл ..i.»*..».,.,,,.,.,.*,,!•,«* 17* § 68. Различные виды соотношения голосов ,,.,,.......,. . , . 173 § 69. Трех-, четырех** пятиголосие в подголосочной полифонии. , . , . Ш Задания ••,.,,,.,,,,•...•,..,,.,.•.,.......> 18* Раздел V СВОБОДНОЕ ПИСЬМО • - ' /•' Глава X Общая характеристика двух- и трехголосия свободного пнпьмя ,,,,..,, * ,,,,,,,,.,,,,,,,,,,.,.,,,•• 189,: § 70, Вводные замечания....,.....,.,................ -189 § 71. Двухголрсне ..,..., f......................... 193^ § 72, Трехголосна , ,. , 4 .,,..,,,..,.,.,,.......,,.,, 200 Раздел VI ФУГА >'t'l',i Глава XL Общая характеристика фуги..................• • • • 205 , « ' • , • :3 § 73, Определения . ,.........,...........,.,,,,-,,, 205 § 74.0 роли формы фуги ,........................... 205 / Глава XII. Тема фуги , ,......,,.,,,,,,..,.,,,.,,...... 206 § 75. Определение. Темы однородные и контрастные ,,,,,,,.,,. 206 § 76. Ладотоналыня характеристика темы,.,,,..........., , 210 § 77. Скрытое голосоведение I.,,,,,,,,,,,.,,.,,.,,,,,- 214 Задания..........,....,,,,,........,,,..,,, 216 § 78. Методические указания.......................... 216 Глава XUL Ответ.................................... 216 § 79. Определение................................. 216 § 80. Реальный ответ.............................. . 217 § 81, Тональный ответ.............................. 218 § 82. Ритмические условия вступления ответа ............... 223 Задания.................................... 226 Глава XIV. Противосложение . .'.......................... 227 § 83. Определение, Общая характеристика.................. 227 § 84. Неудержанные противосложения.................... 229 § 85. Удержанные противосложения.................... 230 Задания.................................... 235 Глава XV. Интермедия.........................---... 235 § 86. Определение. Принципы развития.................... 235 § 87. Тематическое содержание интермедии................. 236. § 88, Строение интермедии...........................• 243 § 89. Выбор гармонического плана для интермедии........... . 246 Задания.................................... 248 Глава XVL Экспозиция трехголосной фуги на одну тему........... 249 „ ------ .......• ••---• 249 § 91. Дополнительные проведения и контрэкспозшшя - —------——«.в. ***** 1чг**ь*«<иМ11Л § 90. Определение. Общая характеристика § 91. Дополнительные проведения и контрэкспозшшя.......... 250 § 92. Определение показателя вертикальной перестановки........ ---- 253 Глава ХУЛ. Средняя часть однотомной фуги. 254 254 § 93. Строение средних частей фуги ........,............ § 94. Тональные планы средних частей.................... 257 § 95. Перегармоинзации темы........."................ 259 Задание..................................... 260 Методические указания.......................... 260 § 96. Стрела.................................... 260 Задания................ .................... 263 Глава ХУШ. Заключительная часть фуги......,....,,........ 263 § 97, Общая характеристика.......................... 263 § 98. Форма фуги в целом............................ 265 § 99. Однотональные фуги............................ 273 Задание.................................... 278 § 100. Анализ фугетты - образца для письменных работ......... 279 Задание................................... 282 § 101, Методические указания ,........................ 283 Глава ХК. Двух- и четырехголосные фуги.......... .-......... 283 § 102. Двухголосные фуги............................ ( 283 § 103. Четырехголосные фуги . . . .......................' 284 Глава XX. Фуги с несколькими темами...................... 298 , § 104. Двойные фуги............................... 298 § 105, Тройные фуги................................ 299 Цена: 150руб. |
||||