Математика | ||||
Компьютеры и познание-сборник Москва 1990 стр.125 | ||||
Компьютеры и познание-сборник Москва 1990 стр.125
ПРЕДИСЛОВИЕ Этот сборник содержит статьи, которые написаны математиками и психологами.иэучающими проблемы познавательной активности человека в рамках кибернетического подхода. Сорокалетняя история исследований в этой области неоднократно демонстрировала плодотворность комплексного подхода к данному кругу вопросов. Компьютерная метафора, т.е. уподобление познавательной активности человека функционированию электронной машины, оказалась чрезвычайно плодотворной для современной психологии, приведя к созданию новой области психологических исследований — когнитивной психологии. В то же время метафора интеллекта, т.е. рассмотрение принципов функционирования технических систем с позиций данных психологии мышления, восприятия, памяти и т.п., дала возможность вскрыть некоторые принципиальные ограничения традиционных кибернетических подходов и наметить новые перспективы исследования. При всем разнообразии направлений, представленных в настоящем сборнике, их объединяет наряду с известным математическим единством еще одна общая черта — неустоявшийся характер этих направлений, присущее им состояние перманентного "развития через кризис". Такое положение предопределило проблемный характер работ, представленных в данном сборнике. Количество открытых вопросов везде значительно превышает количество сформулированных ответов. Такой характер материала, естественно, требует от читателя большей активности и больших усилий, но вместе с тем делает чтение более увлекательным. С другой стороны, непреходящая "кризисность" может объяснять и ощущаемую в большинстве статей потребность во взаимодействии со смежными дисциплинами. Причем стремление использовать идеологию "смежников" у абсолютного большинства авторов сборника преобладает над желанием навязать свою идеологию. Проблема междисциплинарного взаимодействия, поставленная не на поверхностном, а на "сущностном" уровне, проходит красной нитью практически через все работы, включенные в панный сборник. Вывод, напрашивающийся из этого наблюдения, состоит в том, что, по-видимому, мы присутствуем при рождении новой науки — науки об интеллекте (авторы сборника назвали ее когитологией), которая, будет представлять собой сплав соответствующих разделов психологии, киберне- 3 тики, физиологии, лингвистики, логики и ряда других отраслей знания. Необходимость этой новой науки определяется в первую очередь потребностями общественной практики. Человечество вступает в XXI в. все более "информатизированным". Роль информатики во всех отраслях общественной жизни постоянно возрастает. При этом, естественно, изменяются и требования к характеристикам информационных систем. Интерес к искусственному интеллекту начинают проявлять не только фантасты и кабинетные ученые, но и люди сугубо практических профессий (врачи, инженеры и т.д.). Интеллектуальные компьютерные системы в своем развитии переходят от этапа разработки фундаментальных принципов к этапу создания опытных образцов. Потребности общественной практики в интеллектуальных системах определяют в настоящий момент сердцевину предмета когитологии. Можно сказать и больше — основная социальная задача, стоящая перед когитологией сегодня, состоит в том, чтобы создать теоретический фундамент и методологию разработки интеллектуальных систем. В предлагаемом вниманию читателей сборнике этой центральной для когитологии проблематике посвящена статья В^С. Переверзева-Орлова. Едва ли есть основания ожидать кардинального улучшения технических характеристик интеллектуальнных систем, если принципы, заложенные в их основу, не будут соответствовать в том или ином смысле принципам организации интеллектуальной деятельности человека. Это положение объясняет роль, которую играет в когитологии конкретно-психологическое знание о механизмах интеллекта человека. В сборник включены две статьи (Б.М.Велич-ковского, а также М.Б. Беркинблита и А.В. Чернавского), посвященные анализу общих принципов организации интеллектуальной деятельности. Во второй из этих статей общие принципы иллюстрированы на конкретном модельном примере. Симптоматично, что в обеих статьях одно из центральных мест занимает обсуждение возможности распространить теорию построения движения, предложенную известным русским физиологом Н.А. Бернштейном, на организацию любых интеллектуальных действий. Статья Ч.А. Измайлова и Е.Н. Соколова содержит пример конкретно-психологического экспериментального исследования проблемы, имеющей несомненную актуальность для создания интеллектуальных систем, — проблемы моделирования невербального знания. То, что интеллектуальные системы выходят за границы лабораторий и превращаются в инструмент, который используют в своей работе все более широкие круги специалистов, ставит перед их создателями ряд проблем разработки так называемого интерфейса с пользователем. Речь идет о том, что интеллектуальные системы должны быть оснащены средствами организации диалога, который удобен и естествен для пользователя. Другими словами, речь идет о том, чтобы "инвертировать" известный критерий Тьюринга: в идеале, общаясь с интеллектуальной системой, пользователь не должен ощущать ее "машинность". Решение этой задачи требует привлечения наряду с когнитивно-психологическими и других видов психологического знания, прежде всего социально-психологических, а также методов психодиагностики. Обсуждению этих аспектов работ по созданию интеллектуальных систем посвящены уже упоминавшаяся статья B.C. Переверзева-Орлова и работа А. Г. Шмелева. Развитие интеллектуальных систем происходит так бурно, в частности, потому, что их идеология и практика оказывают сильное влияние на развитие ряда областей, в том числе и тех, которые призваны выполнять для исследований искусственного интеллекта функции теоретического базиса, как, например, психология. Эта сторона междисциплинарного взаимодействия нашла свое отражение в статьях А.И. Зеличенко и А.Г. Шмелева. Однако нам представляется, что применимость принципов когитологии значительно шире — фактически она охватывает все гуманитарные науки. Помещенная в сборнике статья В.М. Сергеева и В.Л. Цымбурского иллюстрирует это положение на примере политологии и истории, хотя, думается, что развиваемый автором подход может быть полезен в исследованиях и других процессов "социальной динамики". Как мы видим, читатель получает возможность познакомиться с широким кругом подходов, существующих в "искусственно-интеллектуальных" исследованиях, и при внимательном чтении составить представление об их современном состоянии. Хочется высказать надежду, что выход "Очерков по когитологии" будет стимулировать приток новых творческих сил к работам по изучению человеческого интеллекта и созданию "человекоподобных" технических систем. Компьютеры и познание: очерки по когитологии. — М.: Наука, 63 1990. — 126 с. — (Серия "Кибернетика — неограниченные возможности и возможные ограничения"). ISBN 5-02-006727-Х Сборник знакомит читателя с перспективами когнитивной науки, возникшей и стремительно развивающейся на стыке информатики, психологии, философии, лингвистики и физиологии. В центре ее внимания — многообразие форм представления знаний, взаимодействие человека и компьютера, организация познавательных процессов и архитектура вычислительных устройств. Рассчитанный на самую широкую аудиторию, сборник впервые раскрывает междисциплинарные аспекты проблемы "человеческого фактора" в интеллектуальных системах. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие 3 Велнчковский Б.М. . Когнитивная наука и психологические 6 проблемы изучения интеллекта Беркинблит М.Б. Построение движения 22 Чернявский А.В. и метафора интеллекта Измайлов Ч.А., Семантика вербальных 42 Соколов Е.Н. и невербальных знаний Пгреверзев-Орлов B.C. Проблемы и концепция построения 52 интеллектуальных партнерских систем Зелнченко А.И. Интеллектуальные системы 68 и психологическое знание Шмелев А.Г. Психодиагностика и новые 87 информационные технологии Сергеев В.М., Когнитивные механизмы принятия 105 Цымбурский В.Л. решений: модель и приложения в политологии и истории Об авторах 125 Цена: 150руб. |
||||