Математика | ||||
Логика-Ивлев Ю. В. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 288 с. | ||||
Ивлев Ю. В.
!5 Логика: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 288 с. ISBN 5-98032-316-3 Учебник соответствует программе курса логики для высших учебных заве* дений. В нем учтены последние научные разработки в этой области. В каждом разделе учебника приведены интересные упражнения, позволяющие легче усво>'. ить материал. ,; Для студентов высших учебных заведений, учащихся гимназий, а также для всех желающих изучить логику шш усовершенствовать свои познания в этой науке. УДК 16(075.8) . ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ В последние десятилетия возрос интерес к логике в нашей стране и за рубежом. Логику стали преподавать на многих гуманитарных и естественно-научных факультетах традиционных университетов и других высших учебных заведений, а также в гимназиях. Это вызвано усложнением информационных процессов, в которые вовлечено большинство населения. В частности, расширение круга дисциплин, которые изучают в вузах, а также углубление их содержания, вызванное новыми научными результатами в соответствующих областях знания, требует повышения логической культуры как преподавателей, так и студентов. Обладая высокой .логической культурой, преподаватель ясно излагает материал, а студент легче его усваивает. Логическая культура позволяет лучше понимать содержание политических и иных жизненно важных концепций. В сложившейся ситуации новые требования предъявляются и к содержанию учебных курсов логики. До сих пор в нашей стране, да и в некоторых других странах, преподают две логики: традиционную, основы которой заложил Аристотель, и современную. Традиционная логика -это логика, научное содержание которой ограничивается разработками, осуществленными в основном до середины XIX в. Изучение этой логики приносит пользу лишь при решении самых простых проблем. Сложные логические проблемы ей неподсильны. В середине XIX в. возник Новый раздел логической науки — символическая, или математическая, логика С 10-х годов XX в. методы символической логики стали применять для решения проблем логики традиционной, а также многих новых проблем, которые даже не могли быть поставлены традиционной логикой. Логика, в которой старые и новые проблемы решаются С использованием (иногда неявным) методов символической логики, называется современной. Можно, конечно, поставить вопрос; почему в вузах преподаются две логики? Не преподаются же, например, две химии - химия ХЖ в. и химия XX—XXI вв. Причин такой ситуации несколько. Первая - это сложившаяся традиция. Вторая - недооценка логики и по этой причине краткость учебных курсов по этой дисциплине. Третья — отсутствие современных и в то же время простых для изучения и преподавания учебников. '' , '' • - * - Предлагаемая вниманию читателя книга является учебником по современной логике. Ее содержание апробировано автором I* мяогими преподавателями логики в течение длительного воемени. В данном учеб* ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие к третьему изданию . ....... Глава I. Предмет я змчешм логики..... § 1. Логика формальная и диалектическая. § 2. Из истории логики § 3. Значение логики . II. Лопни • язык............... §1. Язык как знаковая система......... §2. Имена............... § 3. Семантические категории выражений языка ' ' ' Глава Ш.' .Лотка • методология. Основные методологические привцяпы дошсв. §1. Место логики в методологии научного познания........ .'. . :;й § 2. Основные методологические принципы диалектической логики. . i-w J.S § 3. Основные методологические принципы формальной логики . . ...,.!^ ГлаваIV. Суждение. Вопрос. Норма . ,,,.,.............'....'. ^.^..л.1! • .' А. Суждение . . •.;. .' . . .' .......•.....•.......?V.V':$f § 1. Простые суждения .. .• .'........ . .........--'^v' >•;$• § 2^ Сложные суждения ................-.•...•.,• .*);":'>--:';,.?,?i. § 3. Отношения между суждениями........... §4. Отрицание суждений................ § 5. Выражение суждений на языке логики предикатов. Язык логики i тов......................... Б. Логическая характеристика вопросов....... В. Норма......................... Глав*У. Умозаключение. .'. ... , ..... ...... ...., .. .' . . .;. .,., .;^М|| • ^Vi^j/ ;fi • А. Дедуктивные умозаключения . ............... --''•:•,;;' § 1. Выводы логики высказываний................. v^ § 2. Умозаключения, в которых выводы основываются как на связях I сказываниями, так и на внутренней структуре простых i Непосредственные умозаключения ......... ' ' Категорический силлогизм.................... || Исчисление предикатов. Система натурального вывода Пояснения '. ...... ............ .'.. ..... Семантические таблицы.................. Б. Индуктивные умозаключения................ § 1. Обратная дедукция . . . ........... . ...... §2. Обобщающая индукция. . .................. §3. Методы установления причинных связей между явлениями. §4. Аналогия . .............. . . ..... . . . . §5. Индукция и дедукция как методы познания. ........ 286 Глава VI. Пошпяе .........................!..... 141 § 1. Понятие как мысль особого вида. Логическая форма понятия. . . . .,, 141 § 2. Признаки предметов и их виды..................... 144 §3. Содержание и объем понятия.................... . . 14S §4. Виды понятий............................. 149 §5. Отношения между понятиями...................... 153 §6. Обобщение и ограничение понятий.......... ........ .158 Глава VII. Определение я классифмадая.................... 163 §1. Определение и приемы, сходные с определением........• • • • ">3 §2. Явные определения...........................169 §3. Неявные определения.......................... 171 §4. Правила определения. Ошибки в определениях............. 172 § 5. Деление и его виды........................... 178 §6. Правила деления. Ошибки, возможные при делении......... . 180 §7. Классификация........................... . .' 183 Глава VIII. Логические н методологические основы аргументащш н квтмш . . . 194 § 1. Аргументация и доказательство..................... 194 §2. Критика и опровержение........................ 199 §3. Стратегия и тактика аргументации и критики.............. 202 §4. Правила аргументации и критики, доказательства и опровержения ... 210 A. Правила по отношению к тезису. Возможные ошибки.........211 Б. Правила по отношению к аргументам. Возможные ошибки. . . ... 221 B. Правила и ошибки по отношению к форме аргументации н критики 230 Глава К. Формы развили звания....................... 244 § 1. Проблема............................... . 244 § 2. Гипотеза................................ 246 § 3. Теория . . .............................. . 256 §4. Управленческое решение . . . ..................... 262 Понятие логической формы выработки управленческого решения. . . ,262 Схема логики выработки управленческого решения. ........ . . 266 Заключевне...............................'.:'•.. 277 Ответы в вепкяня .............................. . . 279 Литература................................... . 285 Цена: 150руб. |
||||