Идеи и стиль-А.В.Чичерин Москва 1968 стр.373 | ||||
Идеи и стиль-А.В.Чичерин Москва 1968 стр.373
Работы А. В. Чичерина привлекают внимание цельностью авторской концепции, свежестью наблюдений, отточенностью языка. Предлагаемая читателю работа — несколько расширенное издание книги, впервые вышедшей в 1965 году, — посвящается проблеме взаимосвязанности и взаимозависимости идей и стиля писателя. В теоретических главах рассматривается природа поэтического слова, дается обоснование литературоведческого, идейного и действенного понимания стиля, содержательности поэтического стиля. Конкретный анализ прозы Гёте, Пушкина, Бальзака, Достоевского, Л. Толстого, Чехова, Яна Неруды, Голсуорси приводит в действие обоснованные в первых главах более общие суждения; проблема романа занимает здесь ведущее место. В главе «Стилистические соответствия» автор сопоставляет и противопоставляет писателей разных стран, выступавших в одну и ту же эпоху. Заключение, построенное на материале советской и классической литературы, посвящено проблеме литературоведческого понимания грамматических форм. Второе издание дополнено новыми главами: «Содержательность поэтической формы», «Изображение философских исканий в реалистическом романе» и «Цельность форсайтовского цикла». ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ То понимание стиля, которое было сердцевиной «Возникновения романа-эпопеи», здесь получает дальнейшее обоснование и развитие. В этом смысле «Идеи и стиль» — продолжение только что названной книги, хотя немало существенно нового содержат и теоретические и исторические главы. Между теми и другими — самая тесная внутренняя связь. Особенно на таких новых предметах исследования, как проза Гёте, Бальзака, Достоевского, Чехова, Яна Не руды, обогащается понимание действенной роли стиля. Искренне благодарен я моим товарищам по Львовскому университету, членам научной группы музея Л. Н. Толстого, сотрудникам Пушкинского Дома, обсуждавшим в разное время отдельные главы этого труда. Словом глубокой признательности должен я помянуть моего давно умершего друга — Максима Максимовича Кенигсберга: в юношеские годы долгие беседы с ним пробудили у меня живой интерес к проблемам литературного гти /> а ___~ ,.nv» iifjuui/иили у М блемам литературного стиля. Львов, 26 августа 1964 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие к первому изданию...........3 Предисловие ко второму изданию......, ... 4 Введение ...,.,.............. 5 ЧАСТЬ 1 Идеи и стиль . ,................. 15 Скрытые силы слова............... 35 Содержательность поэтической формы . ,....... 53 ЧАСТЬ ] Гёте у истоков романа нашего времени........ 69 Путь Пушкина к прозаическому роману 1. Пушкин и теория романа.......... 105 2. От лирики к роману в стихах........ 114 3. От повести к роману............ 130 4. Рождение русского романа . . ....... 144 Точность и сила в языке романов Бальзака....... 156 Поэтический строй языка в романах Достоевского 1. Образование понятий............ 175 2. Строение речи.............. 186 3. Монолог, диалог, многоголосица. Юмор . ... 196 4. Портрет, обстановка, пейзаж......... 209 373 Стиль романов Льва Толстого ИзОбпяжо«»а л--- „..,,,и уиманов Льва Толстого............228 Изображение философских исканий в реалистическом романе 274 Роль противительной интонации в прозе Чехова.....314 Стилистические соответствия , ,,.,...,.•. 321 Цельность форсайтовского цикла «..........345 Заключение................... 361 Цена: 150руб. |
||||