Лингвистические задач -В. М. Алпатов М., «Просвещение», 1983. 223с. | ||||
Лингвистические задачи. Пособие для учащихся 9 ст. классов. М., «Просвещение», 1983. 223с.
На обороте тит. л. авт.-сост.: В. М. Алпатов, А. Д. Вент-цель, Б. Ю. Городецкий и др. В этот сборник включены занимательные задачи по языкознанию. Решая их, старшеклассники глубже проникнут в сущность изучаемых в школе фонетических и грамматических законов русского языка, прак-тически познакомятся с некоторыми из современных методов лингвистического исследования, получат представление об общем языкознании как науке изучающей основные закономерности строения и развития языков. К каждой задаче дается ответ с подробным описанием одного из вариантов ее решения. ПРЕДИСЛОВИЕ Человеческий язык—чрезвычайно сложное и многообразное явление, выполняющее различные функции в психической жизни людей и в социальных организмах. Именно поэтому он допускает изучение во многих аспектах, каждый из которых определяется соответствующими задачами. В школьном преподавании при изучении родного языка он предстает в виде совокупности правил, усвоение- которых обеспечивает в первую очередь правильное и логически стройное владение языком. Это нормативное, или, как его иногда также называют, предписывающее, изучение языка сочетается с другими задачами— ознакомить учащихся с богатством, гибкостью и красотой родного языка. В другом случае—при изучении иностранного языка— учащиеся сталкиваются с близкой, но вместе с тем и несколько иной задачей—получить доступ к духовным сокровищам и к познавательной информации, хранящимся в других национальных культурах. Совершенно очевидно, что владение иностранным языком не только открывает доступ в новый культурный мир, но также и значительно расширяет возможности человеческого общения. Иной характер носит научное изучение языка, которое можно назвать объясняющим. Научное изучение может осуществляться в историческом плане. Такое изучение стремится раскрыть законы развития языка, его связи с другими языками и с развитием общества, познать письменные памятники прошлого того или иного народа. Оно может быть направлено также на изучение природы и сущности того во многом еще загадочного явления, которое именуется человеческим языком. Вот как раз этому последнему изучению языка в последнее время уделяется особое внимание, которое во многом диктуется чрезвычайно важными практическими потребностями. Дело в том, что всякий национальный язык, помимо всего прочего, представляет собой гигантскую энциклопедию человеческих знаний, в^которой зафиксирован весь опыт и все результаты познавательной деятельности данного человеческого общества. Большую часть знаний, приобретаемых человеком, он получает не через непосредственный опыт, но через язык и в языковой форме. Он может никогда не видеть айсбергов или бесконечных песков Сахары, но получить знание о них через язык. Он может не проводить сам икаких физических или химических опытов, но опять-таки посред-твом языка познакомиться с открытыми человеком физическими и мическими законами. Язык может ознакомить и с фантастичес- СОДЕРЖАНИЕ Предисловие............................... 3 Введение ................................ 6 Условия задач Фонетика и графика (задачи 1—62).................. 9 Морфология (задачи 63—88)...................... 34 Синтаксис (задачи 89—106).....................: 43 Семантика (задачи 107—131)...................... 51 Задачи, совмещающие явления разных уровней (задачи 132—155) .... 61 . Решения задач Фонетика и графика......................... 75 Морфология............................. 123 Синтаксис.............................. 15fi Семантика.............................. 176 Ключ для отыскания решений...................... 210 Предметный указатель.......................... 212 Краткие сведения о менее известных языках............... 217 , Литература ............................... 219 I- Сведения об авторстве задач.................. .... 222 Цена: 150руб. |
||||