Ускоренный курс английского языка-Федотова И. М. МП «ИННКО» — 288 с. | ||||
Федотова И. Г., Ишевская Н. А.
Ф34 Ускоренный курс английского языка: Учеб. пособие для неяз. спец. вузои — М. МП «ИННКО» — 288 с. Kvpt предназначен для начинающих. Его цель — дать в копнет -рироиашшп форме систематизированный материал для приобретения наиыкок устной и письменной речи. Тексты подобраны из оригинальных источников. Грамматический материал охватыиает основные явления грамматики, необходимые для общения на английском языке. Структура книги открывает большие нозможностн для еамостоытель-нои работы. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие.................. 6 Вводно-фонетический курс Урок I.................... 10 Урок 2.................... 12 Урок 3.................... 15 Урок 4.................... 18 Приложение.................. 22 Основной курс Урок 1.................... 25 Текст. Грамматические пояснения: 1. Типы предложений в английском языке. Порядок слов в утвердительном повествовательном предложении. 2. Общий и специальный вопросы. 3. Неопределенный артикль. 4. Личное местоимение it. Указательные местоимения this и that. 5. Глагол-связка is. Урок 2.................... 28 Текст. Грамматические пояснения: I. Альтернативный вопрос. 2. Определенный артикль. 3. Союз and в сложносочиненном предложении. 4. Образование отрицательного предложения. Отрицание not. Урок 3.................... 30 Текст. Грамматические пояснения: 1. Повелительные предложения. 2. Образование множественного числа имен существительных. 3. Прилагательное в качестве определения и в роли именной части составного сказуемого. 4. Указательные местоимения these и those. 5. Предлоги of и at. 6. Глагол-связка are. Урок 4.................... 34 Текст. Грамматические пояснения: 1. Специальные вопросы, относящиеся к подлежащему или его определению. 2. Предлоги on, under, in, at, near. 3. Личные местоимения it и they в объектном падеже. Урок 5.................... 38 Текст. Грамматические пояснения: 1. Оборот there is/there are. 2. Неопределенные местоимения some и any. Отрицательное местоимение по. 3. Падежи имен существительных. Притяжательный падеж. 4. Неисчисляемые существительные. 5. Местоимения-прилагательные many и much. 6. Количественные числительные. Урон в..................... 44 Текст. Грамматические пояснения: 1. Категория рода имен существительных. 2. Личные местоимения в именительном падеже. 3. Притяжательные местоимения. 4. Вопросительные местоимения what? who? whose? 5. Спряжение глагола be в настоящем времени. Lesson 7................... 49 Text. Грамматические пояснения: 1. Имена существительные собственные. 2. Порядковые числительные. 3. Хронологические даты. 4. Вопросительное местоимение which? 5. Безличные предложения. Lesson 8................... 55 Text. Грамматические пояснения: 1. Объектный падеж личных местоимений. 2. Предлоги направления и движения. Предлоги и наречия. 3. Прямое дополнение и косвенное дополнение (беспредложное и предложное). 4. Местоимение one. Lesson 9................... 60 Text. Грамматические пояснения: I. Понятие об инфинитиве (the Infinitive). 2. The Present Indefinite Tense Form. 3. Глагол have в настоящем времени группы Indefinite. 4. Наречия неопределенного времени. 5. Место наречий образа действия. 6. Little, few — a little, a few. Lesson 10................... 68 Text. Грамматические пояснения: 1. Понятие о причастии 1 (Participle 1). 2. The Present Continuous Tense Form. 3. Степени сравнения прилагательных. 4. Местоимения another, the other. Lesson II . . ,................ 73 Text. Грамматические пояснения: 1. Правильные и неправильные глаголы (Regular and Irregular Verbs). 2. The Past Indefinite Tense Form. 3. Понятие о причастии 11 (Participle II). 4. The Present Perfect Tense Form. 5. Глагол be в прошедшем времени группы Indefinite. 6. Глагол have в прошедшем времени группы Indefinite. 7. Выражение have got. 8. Степени сравнения прилагательных. Lesson 12................... 82 Text. Грамматические пояснения: 1. The Future Indefinite Tense Form. 2. Модальные глаголы can, may, must, have to, needn't. 3. Местоимения, производные от some, any, no, every. 4. Выражение просьбы или приказания, обращенных к 1-му или 3-му лицу, при помощи глагола let. 5. Отрицательная форма повелительного наклонения. 6. Вопросительно-отрицательные предложения. Lesson 13................... 90 Text: Settling down in England. Grammar: 1. The Present Indefinite Tense (rev.). 2. The Present Continuous Tense (rev.). 3. The Past Indefinite Tense (rev.). 4. The Present Perfect Tense (rev.). 5. Degrees of Comparison of Adjectives (contd). 6. Degrees of Comparison of Adverbs. 7. Disjunctive Questions. Lesson 14 ................... lit Text: The First Lesson. Grammar: 1. The Past Continuous Tense. 2. The Past Perfect Tense. 3. Indirect Speech. Sequence of Tenses. Lesson 15................... 134 Text: A Lonely Evening. Grammar: I. Future Forms. 1. The Present Continuous and the "be going to" form. 2. The Future Indefinite Tense (rev.). 3. The Future Continuous Tense. 4. The Future Perfect Tense. II. The Use of the Present Indefinite Tense in Adverbial Clauses of Time and Condition with the Meaning of the Future. HI. Indirect Speech. The Future in the Past Tense. Lesson 16 ....... ............ 152 Text: A Dangerous Place. Grammar: 1. Modal Verbs (contd). 2. Complex Object. 3. Confirmative and Expanding Constructions with Adverbs. Conjunctions "either... or", "neither ... nor", "both ... and". Lesson 17 ................... 179 Text: An Irish Wedding. Grammar: The Passive Voice. Lesson 18 . . .w................ r9C Text: Invention of the Telephone. Grammar: I. Perfect Continuous Tense Forms. 2. Modal Verbs "should", "ought to". 3. The Infinitive. Lesson 19 ................... 220 Text: How to Educate a Child. Grammar: I. The Gerund. 2. The Participle. A Complex Object with Participle II. Lesson 20................... 242 Text: The Telephone Call. Grammar: The Subjunctive Mood. Lesson 21 .................... 263 Text: The Use of Force. Grammar: I. The Subjunctive Mood (contd). 2. Modal Verbs (cor.td). 3. "Had better" + infinitive without "to" and "would rather" + infinitive without "to" constructions. ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящий учебник предназначается для студентов неязыковых вузов и факультетов гуманитарного профиля, а также для широкого круга лиц, ранее английского языка не изучавших и желающих в максимально сжатые сроки овладеть основными видами речевой деятельности на английском языке. Учебник может также служить и справочным пособием для изучающих английский язык. Учебник содержит в достаточно полном объеме и емкой концентрированной форме систематизированный минимум языкового материала: подробные сведения о правилах чтения; основные явления грамматики английского языка, необходимые для общения; подобранные с учетом наиболее употребительных тем тексты. По своей структуре курс английского языка, представленный в данной книге, можно условно разделить на 3 цикла. I. Вводио-фонетический курс (Уроки 1—4 с приложением). Главной задачей этого цикла является освоение основных трудностей английского произношения и орфографии. Практика показывает, что взрослые, начинающие изучать английский язык, не нуждаются в специальных упражнениях для отработки правописания букв. Без особых трудностей вырабатывается также удовлетворительное произношение большинства согласных и многих гласных звуков. Это позволяет сократить подготовительный фонетический этап до 8—10 часов аудиторного времени, т. е. отводить примерно по 2 часа на изучение каждого из четырех уроков вводно-фонетического курс!а, уделяя при этом максимум внимания правилам чтения букв и буквосочетаний в различных позиционных условиях. Безусловно, совершенствование произносительных и интонационных навыков не ограничивается начальным этапом, они могут и должны совершенствоваться в течение всего срока обучения. Каждый урок вводно-фонетического курса содержит: — установочные упражнения (данные в транскрипции) для введения звуков; — тренировочные упражнения (данные в транскрипции и орфографии) для первичного закрепления введенных звуков; — упражнения контролирующего характера. Приложение содержит правила чтения в подробных систематизированных таблицах, а также основные сведения о словесном ударении и интонации. Примерный план работы с Уроками 1—4 вводно-фонетического курса. На первом занятии необходимо ознакомить студентов с буквенным и звуковым составом английского языка. Подчеркнуть расхождение между произношением и написанием букв: 44 звука в английском языке и 26 букв в английском алфавите. Преподаватель демонстрирует произнесение звука; обращает внимание студентов на то, что каждый звук имеет несколько способов буквенного выражения (см. «Приложение»); затем переходит к установочным упражнениям с данным звуком. Преподаватель читает — студенты повторяют (индивидуально и хором, затем каждый студент— все упражнение). Согласные звуки вводятся по мере того, как они появляются в сочетании с гласными. Перед тем, как перейти к тренировочным упражнениям, необходимо ознакомить студентов с правилами чтения букв, выделенных для изучения в данном уроке (см. «Приложение»). Раздел «Приложение» должен служить не только в течение первых четырех уроков, но и в последующее время своего рода справочником для студентов, для их самостоятельной работы дома. В классе же основное внимание следует уделять чисто фонетической работе. Раздел «Контрольные упражнения» необходимо сначала выполнить в классе, а затем проделать в качестве домашнего задания. После прохождения вводно-фонетического курса желательно проведение зачета по пройденному материалу. И. Основной курс (Уроки 1—21). Уроки 1—12. Главной целью этих уроков является первичное введение основных, наиболее употребительных в английском языке грамматических явлений при параллельном усвоении определенного минимума лексики, обеспечивающего коммуникацию в пределах таких разговорных тем, как «Биография». «Семья. Дом», «Рабочий день», «Времена года. Погода», «Время. Часы. Календарь». Дальнейшее развитие получают произносительные навыки, приобретенные в результате введения и первичного закрепления материала в уроках вводно-фонетического курса. На изучение Уроков 1 —12 основного курса рекомендуется отводить: по 2 часа аудиторного времени на Уроки 1—4 и по 4 часа на Уроки 5—12. Таким образом, за 50 часов аудиторного времени (вводно-фоне-ти чес кий курс — 10 часов и Уроки I—12 основного курса — 40 часов) обучаемые получают достаточную базу для перехода на следующий этап изучения английского языка, .представленный Уроками 13— 21 основного курса, т. е. третьим циклом, структура уроков которого во многом отличается от предыдущих, что объясняется целями и задачами этого этапа обучения. Типовой урок этого цикла состоит из текста, учебного словаря, упражнений (лексических, грамматических и речевых) и грамматического комментария. Источником первичного введения и иллюстрацией употребления изучаемых языковых явлений так же, как и в уроках второго цикла, служит учебный текст. Тексты взяты из оригинальных источников, адаптированы и приведены в соответствие с учебно-методическими задачами курса. При подборе текстов авторы руководствовались принципом, который условно можно сформулировать как «тематическая и проблемная адекватность текстов уровню языковой подготовки обучаемых», а также информативностью текстов и частотностью и репрезентативностью представленной в них лексики. Каждый урок этого цикла содержит несколько текстов: основной — источник активного словаря и материал для изучающего чтения, и один или два дополнительных, снабженных соответствующими заданиями для прицельного чтения: ознакомительного, поискового и т. п. Слова и словосочетания, которые авторы считают обязательными для активного изучения, представлены в поурочном словаре в далее подробно разработаны в упражнениях по тексту. Упражнения на активизацию словаря носят не только мнемоническо-имитационный, но и творческий характер, открывая возможности для индивидуальной работы обучаемых. Однако «актив» без опоры на достаточно большой «пассив» формируется медленно, поэтому авторы не избегали полностью включения в упражнения, в том числе грамматические, незнакомых слов: существительных, называющих предметы и явления, глаголов, обозначающих основные действия, широкоупотребительных прилагательных, понимая в то же время, что основной источник «пассива» — чтение, прослушивание фотоматериалов, просмотр фильмов и т. д. Грамматический материал учебника охватывает основные явления грамматики английского языка. Кроме того, будучи введенными во втором цикле учебника, основополагающие явления английской грамматики получают дальнейшее закрепление в третьем цикле, но уже на качественно более высоком уровне. Как представляется авторам, наиболее перспективным подходом к преподаванию грамматики иностранного языка является так называемый коммуникативно-ориентированный, так как он позволяет в сравнительно короткие сроки сформировать у обучаемых системное представление о данном языке, о роли и месте каждого явления в передаче определенной языковой информации, дает возможность обеспечить необходимую для начинающих повторяемость путем включения изучаемых грамматических явлений во все более широкие функциональные структуры. Речевые упражнения служат активизации изучаемых лексико-грамматкческих моделей в учебных ситуациях, максимально приближенных к реальным, и носят преимущественно творческий характер. Учебник предусматривает «выход в речь>, для чего в разделе «Речевые упражнения» представлены формулы речевого этикета, а также даны примеры употребления этих формул в диалогах и создана основа для их активизации в заданиях творческого характера. Составленные по ситуативно-тематическому принципу речевые упражнения создают основу также для предвосхищающего введения отдельных грамматических явлений на уровне разговорных формул. Каждый урок основного курса снабжен грамматическим комментарием, в котором поясняются наиболее сложные грамматические явления. По замыслу авторов комментарий, не претендующий на полный курс грамматики, а выполняющий лишь вспомогательную роль по отношению к грамматическим упражнениям, размещен поурочно для удобства пользования им. Уроки 13—21 основного курса рассчитаны примерно на 150 часов аудиторного времени. При этом на каждый урок целесообразно отводить примерно 16 часов аудиторного времени. Изучение основного текста и активизация словаря должны протекать параллельно введению и первичному закреплению выделенных в уроке грамматических явлений. Работа с дополнительными текстами и диалогами по времени совпадает с этапом окончательного закрепления и выведения в речь активизируемых в уроке грамматических явлений. Предполагается, что формулам речевого этикета и упражнениям на их активизацию будет уделяться 10—15 минут на каждом занятии, начиная с второго-третьего занятия по каждому уроку этого цикла учебника. На прохождение всего курса, представленного в данной книге, необходимо 250—270 часов при обязательном выделении из этого количества часов времени для занятий в ЛУРе (для чего может быть использован любой лингафонный курс для «начинающих») и домашним чтением. Авторы Цена: 150руб. |
||||