Краткий словарь литературовеческих терминов -Л.Тимофеев Москва 1952 стр.160 | ||||
Краткий словарь литературовеческих терминов -Л.Тимофеев Москва 1952 стр.160
ОТ АВТОРОВ «Без теории предмета нет и его истории». Эти слова Н. Г. Чернышевского имеют прямог отношение и к науке о литературе. Всё богатство — познавательное и воспитательное,— которое содержит в себе художественная литература, изучаемая в школе, может быть полно усвоено лишь тогда, когда учащийся обладает определённым уровнем культуры восприятия художественно-литературного произведения: пониманием того, что представляет собой художественно-литературное творчество; каковы его основные особенности, его общественное значение; как строится литературное произведение и как его надо разбирать; как развивается литературный процесс. Только при таких условиях художественно-литературное произведение будет в достаточной мере полно воспринято учащимся. ... Очевидно значение такой теоретической основы восприятия художественной литературы .для школы, которая не только сообщает учащимся определённый минимум историко-литературных знаний, но и, — пожалуй, в этом главное — готовит их к самостоятельному восприятию литературы за стенами школы. Оно будет плодотворным именно тогда, когда школа выпустит учащегося с развитым художественным вкусом^и знаниями, позволяющими глубоко разобраться в художественной литературе. Между тем в настоящее время наша школа не имеет ни курса теории литературы, ни необходимого учебника. Тот минимум литературно-теоретических знаний, с которым учащийся покидает школу, должен быть решительно повышен. Задача предлагаемого вниманию читателя «Краткого словаря литературоведческих терминов» и состоит в том, чтобы в известной мере восполнить этот пробел. Понятно, что «Словарь» ни в какой мере не заменяет курса теории литературы, так как он не может дать системы понятий, их взаимосвязи, их метэдйа ческого осмысления. Он должен лишь расширить круг теоретических понятий учащихся, помочь им разобраться с помощью учителя в терминах, с которыми они встречаются в критических статьях и литературоведческих работах, возбудить у них интерес к вопросам теории литературы. В «Словарь» включено около 400 терминов, охватывающих в основном минимальный круг теоретических понятий, с которыми могут встретиться учащиеся старших классов и которые составляют в своей совокупности известный цикл знаний по теории литературы. Составители «Словаря» стремились к тому, чтобы сжато и по возможности доступно для учащихся изложить теоретические понятия, снабдить их примерами, дать им определённую оценку, связать с вопросами, возникающими при изучении современной советской литературы. Пользуясь при помощи учителя «Словарём», учащиеся могут расширить круг своих теоретических знаний. Учитывая насыщенность работ по теории литературы иностранной терминологией, авторы стремились либо объяснить термин, его значение и происхождение, либо найти однозначные русские термины; иностранные термины (с отсылкой к русскому их обозначению) оставлены для того, чтобы читатель, столкнувшись с ними в литературе, мог найти их в «Словаре». Составление «Словаря литературоведческих термть-нов» для школы —дело сложное и новое; неизбежны в нём и пропуски, и недочёты в объяснении вошедших в него терминов, и лишние термины. Отстояться такой «Словарь» может лишь в результате его практической проверки в школьной работе, после того кзк будут учтены опыт и запросы читателей. Цена: 150руб. |
||||