Математика | ||||
128 советов начинающему программисту-Очков В.Ф М.: Энергоатомиздат, 1992. — 256 с. | ||||
Очков В.Ф., Пухначев Ю.В.
5 128 советов начинающему программисту. — 2-е изд.-М.: Энергоатомиздат, 1992. — 256 с.: ил. ISBN 5-283-02535-7 Приведены программы решения различных задач на персональном компьютере, а также различные игры. Программы написаны на языках Бейсик, Паскаль, Фортран, Модула-2 и в кодах ПМК. Основной упор в книге сделан на иллюстрацию разнообразных приемов алгоритмизации и программирования, освещение вопросов взаимодействия человека с компьютером. Первое издание вышло в 1991 г. Для широкого круга читателей. 2404090000-015 О---------- Без объявления ББК 77 i я по /mi at Предисловие Здесь авторы заявляют о следующем: 1. Говорят, что программиста от простого смертного можно отличить с помощью такого теста: если нормального человека поставить в начало шеренги и приказать рассчитаться, то он скажет: "Первый". Программист же в такой ситуации сначала уточнит, по какой системе нужно рассчитываться (двоичной, десятиричной и т.д.), а потом скажет: "Нулевой". Нумерация глав книги восьмиричная (0—7), а советов — шестнадцатиричная (00-7F). Программист, даже начинающий, не заметит некруглости числа в названии книги. 2. Под начинающим программистом мы подразумеваем человека, составляющего программы для микрокалькулятора [20, 26] или знающего Бейсик в пределах, описанных в [25, 47, 48]. Чтением этих и подобных им книг мы просим предварить знакомство с нашей. 3. Большинство советов книги иллюстрируются программами, поэтому мы делали упор не на описание алгоритмов, а на раскрытие "маленьких хитростей" программирования, хотя некоторые из них могут существенно влиять на разработку алгоритмов. 4. Некоторые советы книги кто-то из читателей может уподобить утверждению "Волга впадает в Каспийское море". Но многие ли начинающие изучать географию знают, где находится устье Волги? 5. Спектр сложности советов книги широк, но тематика их довольно узкая. Делая акцент на "стратегию и тактику" программирования, мы не затронули такие сложные и важные темы, как операционные системы [7], работа со специализированными пакетами программ [7, 41], программирование на машинно-ориентированных языках [Н,28]. \ 6. Программы книги написаны на языках Бейсик, Паскаль, Фор \ тран, Фокал, Модула-2 и в кодах микрокалькулятора. Мы, кроме того ^не придерживались какой-то одной версии Бейсика. Цель книги ж \в том, чтобы дать читателю какие-то программные заготовки, готовьк *ля ввода в ЭВМ. Мы старались показать, что можно сделать на ЭВМ дкак конкретно это осуществить — для этого есть руководства, при луженные к конкретным машинам. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие.........................................3 ГмваО. Стиль написания программ. .........................5 Совет 00. Великолепная семерка программирования.............6 | Совет 01. Как структурируют программы....................16 i Совет 02. Как выделяют структуру программы................21 • Совет 03. Один вход, один выход - первая заповедь структурного программирования ...............................28 Совет 04. Досрочное прерывание цикла......................'30 Совет 05. Еще раз о досрочном прерывании цикла..............31 Совет 06. Чему равно значение параметра цикла после выхода из него . . 32 Совет 07. Досрочное прерывание программы..................33 Советов. Как обнуляют сумматоры........................ 35 Совет 09. Похожие программы на непохожих языках.......'. .... 37 Совет ОА. Нужны ли новые структурные управляющие конструкции . .39 Совет 0В. Париж стоит мессы............................41 Совет ОС. Неструктурированная структурированная программа......44 Совет OD. Полная альтернатива без метк.ч....................45 Совет ОБ. Третий лишний...............................45 Совет OF. Можно ли сыграть на скрипке с одной струной..........48 Глава 1. Диалог с компьютером.....j......................54 Совет 10. Как компьютер откашливается....................55 Совет 11. Двойной ввод значения переменной.................58 Совет 12. Две манеры ввода списков.......................59 Совет 13. Диапазон изменения значений элементов списка.........60 Совет 14. Числа одинакового формата......................61 Совет 15. Возможность исправлений во вводимом списке..........62 Совет 16. Запрос бита без прерывания......................64 Совет 17. Естественный ответ на битовый запрос...........• • • • 65 Совет 18. Отрезай лишнее...............................67 Совет 19. Звуковой сигнал перед печатью....................68 Совет 1А. Два способа задержки.............ч.............70 Совет 1В. Блокировка клавиш клавиатуры...................72 Совет 1C. Ввод тайной информации........................72 Совет ID. Команды управления магнитофоном.................76 Совет IE. Зашита от шутников...........................78 Совет IF. "Клиент всегда прав"..........................79 Глава 2. Отладка программы..............................81 Совет 20. Данные для контрольного расчета..................82 Совет 21. Печать в циклах..............................84 Совет 22. Как на время убирают операторы..................85 Совет 23. Штатные средства отладки........................ 86 Совет 24. Пробные функции для отладки....................88 --•-.-.. ч<ичггпвых строк........................89 -- .......•............90 255 Совет 27. Прививка программе Совет 28. Разбивка формул на части ...;....'............... 92 Совет 29. Как можно подшутить над программистом............ 93 Совет 2А. Много входов - один выход...................... 95 Совет 2В. Скобки в логических выражениях .................. 97 Совет 2С. Переводы диалектов........................... 97 Совет 2D. Супериспьггание программы...................... 99' Совет 2Е. Псевдоотладка программы.......................Ю11, Совет 2F. Можно ли отладить программу на слух?..............104! Глава 3. Оптимизация программ............................106 Совет 30. За все нужно платить..........................106 Совет 31. Чистка циклов...............................107 Совет 32. Как вкладывают циклы.........................108 Совет 33. Избегай индексных переменных. ................... 109 Совет 34. Возведение в целую степень......................111 Совет 35. Как суммируют ряды..........................112 Совет 36. Перестановка мест сомножителей меняет произведение .... 114. Совет 37. Знаки логических выражений.....................lift Совет 38. Параллельная работа человека и компьютера........... 1191 Совет 39. Параллельная работа компьютера и принтера...........123; Совет ЗА. Как ускорить обмен (информацией между компьютером и дисководом..................................125 Совет 3В. Где размещают подпрограммы......................127, Совет ЗС. Кесарю — кесарево, машине - машиново...............129 Совет 3D. Огрехи транслятора.........,.............,.....131 Совет ЗЕ. Экономить можно и электроэнергию................132 Совет 3F. Кардинальный путь оптимизации...................134', Глава 4. Психология программирования.......................136 Совет 40. Искусство - это чувство меры......................136: Совет 41. Еще одно преимущество простого алгоритма........... Совет 42. Что делать, если приходится отчитываться за загрузку персонального компьютера...........................13$ Совет 43. Семь раз отмерь - один раз отрежь.......... Совет 44. Не злоупотребляй принципом умолчания Совет 45. Программа без тайны - не программа . . ............ Совет 46. Испытание версий языка Совет 47. Два дисплея — два окна........ Совет 48. Ошибка ошибке рознь . . .'.......................147'л Совет 49. Играя, учимся................................ 14Ж]| Совет 4А. Алгоритмическая игра..........................15W Совет 4В. Придерживайся своего стиля...................... 1J. Совет 4С. Как можно искать задачи для ЭВМ.................16 Совет 4D. Численный эксперимент - хлеб компьютера . ..........1 Совет 4Е. Рассказ плановика..............................1 Совет 4F. Не бойся обилия информации на дисплее.............1., Глава 5. "Что в имени тебе моем..."........................• 17' Совет 50. Имя - это повесть из одного названия...............l7i Совет 51. Имена меняют облик программы....... .......... Совет 52. Тайное имя файла.............................ir Совет 53. Не верь глазам своим..........................1Щ Совет 54. Имя переменной на Бейсике......................1** Совет 55. Имя переменной и служебное слово..................1|* Совет $6. Ловушки целочисленных переменных................l™j Совет 57. Целочисленная переменная и массив................• JJJJ! Совет 58. Вещественная целочисленная переменная..............*** Совет 59. Переменная двойной точности.................... . „„ Совет 5А. Вассал моего вассала - не мой вассал..........! ! ! ! ' 193 Совет 5В. Имя пользователя программы....................'_ jgg Совет 5С. Главный файл на диске........................' joo Совет 5D. Два пути рождения файла на диске................' 201 Совет 5Е. Как переменная окликает другую..................2оз Совет 5F. Вспомни об имени программы и в конце работы с ней . . '. 206 Глава 6. Листинг и протокол..............................208 Совет 60. Подготовка листинга программы к публикации.........208 Совет 61. Двойная печать...............................210 Совет 62. Выделение ключевых слов.......................211 Совет 63. Что еще можно выделить в программе..............212 Совет 64. Комментарии на другом языке....................214 Совет 65. Форма и содержание программы...................216 Совет 66. Как нумеруют строки..........................217 Совет 67. Может ли программа сама себя распечатать............218 Совет 68. Комментарии в блоках данных....................220 Совет 69. Разные шрифты в листинге программы ...............221 Совет 6А. Протокол прогонки программ с использованием разных шрифтов...................................222 Совет 6В. Таблица или график...........................223 Совет 6С. Короткие программы в одну строку................224 Совет 6D. Порции информации на дисплее....................225 Совет 6Е. Фотокопии программ...........................226 Совет 6F. 24 строки и 32 совета..........................226 Глава 7. Разное.......................................230 Совет 70. Вторая дырка в конверте диска...................230 Совет 71. Рисуем по стеклу дисплея.......................231 Совет 72. Что заправляют в принтер.......................231 Совет 73. Колпачки на клавишах клавиатуры.................232 Совет 74. Тайные особенности аппаратных и программных средств . . . 232 Совет 75. Не пользуйся советом 74.........................233 Совет 76. Нужна ли ЭВМ педаль!?.........................233 Совет 77. Как включают периферию........................233 Совет 78. Береженого бог бережет.........................234 Совет 79. Полуфабрикаты на диске........................234 Совет 7А. Бейсик-строки с одним комментарием...............234 Совет 7В. Персональный компьютер и компьютер с разделением времени работы процессора.............................235 Совет 7С. Имитация часов на компьютере....................235 Совет 7D. Два способа тасовки карт.......................237 Совет 7Е. Как принимают решения с помощью ЭВМ.............238 Совет 7F.Timeo Danaos et dona feientes.....................241 Послесловие........,................................243 Приложения.........................................244 I. Перечень задач, решаемых программами книги................244 IL Перечень операторов и языковых конструкций, использованных в программах книги.......................................245 Список литературы..................................... 252 Дополнительный список литературы.........................254 Цена: 150руб. |
||||