Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

128 советов начинающему программисту-Очков В.Ф М.: Энергоатомиздат, 1992. — 256 с.
Очков В.Ф., Пухначев Ю.В.
5 128 советов начинающему программисту. — 2-е изд.-М.: Энергоатомиздат, 1992. — 256 с.: ил. ISBN 5-283-02535-7
Приведены программы решения различных задач на персональном компьютере, а также различные игры. Программы написаны на языках Бейсик, Паскаль, Фортран, Модула-2 и в кодах ПМК. Основной упор в книге сделан на иллюстрацию разнообразных приемов алгоритмизации и программирования, освещение вопросов взаимодействия человека с компьютером. Первое издание вышло в 1991 г.
Для широкого круга читателей.
2404090000-015
О---------- Без объявления ББК 77 i я
по /mi at
Предисловие
Здесь авторы заявляют о следующем:
1. Говорят, что программиста от простого смертного можно отличить с помощью такого теста: если нормального человека поставить в начало шеренги и приказать рассчитаться, то он скажет: "Первый". Программист же в такой ситуации сначала уточнит, по какой системе нужно рассчитываться (двоичной, десятиричной и т.д.), а потом скажет: "Нулевой". Нумерация глав книги восьмиричная (0—7), а советов — шестнадцатиричная (00-7F). Программист, даже начинающий, не заметит некруглости числа в названии книги.
2. Под начинающим программистом мы подразумеваем человека, составляющего программы для микрокалькулятора [20, 26] или знающего Бейсик в пределах, описанных в [25, 47, 48]. Чтением этих и подобных им книг мы просим предварить знакомство с нашей.
3. Большинство советов книги иллюстрируются программами, поэтому мы делали упор не на описание алгоритмов, а на раскрытие "маленьких хитростей" программирования, хотя некоторые из них могут существенно влиять на разработку алгоритмов.
4. Некоторые советы книги кто-то из читателей может уподобить утверждению "Волга впадает в Каспийское море". Но многие ли начинающие изучать географию знают, где находится устье Волги?
5. Спектр сложности советов книги широк, но тематика их довольно узкая. Делая акцент на "стратегию и тактику" программирования, мы не затронули такие сложные и важные темы, как операционные системы [7], работа со специализированными пакетами программ [7, 41], программирование на машинно-ориентированных языках
[Н,28].
\ 6. Программы книги написаны на языках Бейсик, Паскаль, Фор
\ тран, Фокал, Модула-2 и в кодах микрокалькулятора. Мы, кроме того
^не придерживались какой-то одной версии Бейсика. Цель книги ж
\в том, чтобы дать читателю какие-то программные заготовки, готовьк
*ля ввода в ЭВМ. Мы старались показать, что можно сделать на ЭВМ
дкак конкретно это осуществить — для этого есть руководства, при
луженные к конкретным машинам.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие.........................................3
ГмваО. Стиль написания программ. .........................5
Совет 00. Великолепная семерка программирования.............6
| Совет 01. Как структурируют программы....................16
i Совет 02. Как выделяют структуру программы................21
• Совет 03. Один вход, один выход - первая заповедь структурного программирования ...............................28
Совет 04. Досрочное прерывание цикла......................'30
Совет 05. Еще раз о досрочном прерывании цикла..............31
Совет 06. Чему равно значение параметра цикла после выхода из него . . 32
Совет 07. Досрочное прерывание программы..................33
Советов. Как обнуляют сумматоры........................ 35
Совет 09. Похожие программы на непохожих языках.......'. .... 37
Совет ОА. Нужны ли новые структурные управляющие конструкции . .39
Совет 0В. Париж стоит мессы............................41
Совет ОС. Неструктурированная структурированная программа......44
Совет OD. Полная альтернатива без метк.ч....................45
Совет ОБ. Третий лишний...............................45
Совет OF. Можно ли сыграть на скрипке с одной струной..........48
Глава 1. Диалог с компьютером.....j......................54
Совет 10. Как компьютер откашливается....................55
Совет 11. Двойной ввод значения переменной.................58
Совет 12. Две манеры ввода списков.......................59
Совет 13. Диапазон изменения значений элементов списка.........60
Совет 14. Числа одинакового формата......................61
Совет 15. Возможность исправлений во вводимом списке..........62
Совет 16. Запрос бита без прерывания......................64
Совет 17. Естественный ответ на битовый запрос...........• • • • 65
Совет 18. Отрезай лишнее...............................67
Совет 19. Звуковой сигнал перед печатью....................68
Совет 1А. Два способа задержки.............ч.............70
Совет 1В. Блокировка клавиш клавиатуры...................72
Совет 1C. Ввод тайной информации........................72
Совет ID. Команды управления магнитофоном.................76
Совет IE. Зашита от шутников...........................78
Совет IF. "Клиент всегда прав"..........................79
Глава 2. Отладка программы..............................81
Совет 20. Данные для контрольного расчета..................82
Совет 21. Печать в циклах..............................84
Совет 22. Как на время убирают операторы..................85
Совет 23. Штатные средства отладки........................ 86
Совет 24. Пробные функции для отладки....................88
--•-.-.. ч<ичггпвых строк........................89
-- .......•............90
255
Совет 27. Прививка программе
Совет 28. Разбивка формул на части ...;....'............... 92
Совет 29. Как можно подшутить над программистом............ 93
Совет 2А. Много входов - один выход...................... 95
Совет 2В. Скобки в логических выражениях .................. 97
Совет 2С. Переводы диалектов........................... 97
Совет 2D. Супериспьггание программы...................... 99'
Совет 2Е. Псевдоотладка программы.......................Ю11,
Совет 2F. Можно ли отладить программу на слух?..............104!
Глава 3. Оптимизация программ............................106
Совет 30. За все нужно платить..........................106
Совет 31. Чистка циклов...............................107
Совет 32. Как вкладывают циклы.........................108
Совет 33. Избегай индексных переменных. ................... 109
Совет 34. Возведение в целую степень......................111
Совет 35. Как суммируют ряды..........................112
Совет 36. Перестановка мест сомножителей меняет произведение .... 114.
Совет 37. Знаки логических выражений.....................lift
Совет 38. Параллельная работа человека и компьютера........... 1191
Совет 39. Параллельная работа компьютера и принтера...........123;
Совет ЗА. Как ускорить обмен (информацией между компьютером и
дисководом..................................125
Совет 3В. Где размещают подпрограммы......................127,
Совет ЗС. Кесарю — кесарево, машине - машиново...............129
Совет 3D. Огрехи транслятора.........,.............,.....131
Совет ЗЕ. Экономить можно и электроэнергию................132
Совет 3F. Кардинальный путь оптимизации...................134',
Глава 4. Психология программирования.......................136
Совет 40. Искусство - это чувство меры......................136:
Совет 41. Еще одно преимущество простого алгоритма...........
Совет 42. Что делать, если приходится отчитываться за загрузку персонального компьютера...........................13$
Совет 43. Семь раз отмерь - один раз отрежь..........
Совет 44. Не злоупотребляй принципом умолчания
Совет 45. Программа без тайны - не программа . . ............
Совет 46. Испытание версий языка
Совет 47. Два дисплея — два окна........
Совет 48. Ошибка ошибке рознь . . .'.......................147'л
Совет 49. Играя, учимся................................ 14Ж]|
Совет 4А. Алгоритмическая игра..........................15W
Совет 4В. Придерживайся своего стиля...................... 1J.
Совет 4С. Как можно искать задачи для ЭВМ.................16
Совет 4D. Численный эксперимент - хлеб компьютера . ..........1
Совет 4Е. Рассказ плановика..............................1
Совет 4F. Не бойся обилия информации на дисплее.............1.,
Глава 5. "Что в имени тебе моем..."........................• 17'
Совет 50. Имя - это повесть из одного названия...............l7i
Совет 51. Имена меняют облик программы....... ..........
Совет 52. Тайное имя файла.............................ir
Совет 53. Не верь глазам своим..........................1Щ
Совет 54. Имя переменной на Бейсике......................1**
Совет 55. Имя переменной и служебное слово..................1|*
Совет $6. Ловушки целочисленных переменных................l™j
Совет 57. Целочисленная переменная и массив................• JJJJ!
Совет 58. Вещественная целочисленная переменная..............***
Совет 59. Переменная двойной точности.................... . „„
Совет 5А. Вассал моего вассала - не мой вассал..........! ! ! ! ' 193
Совет 5В. Имя пользователя программы....................'_ jgg
Совет 5С. Главный файл на диске........................' joo
Совет 5D. Два пути рождения файла на диске................' 201
Совет 5Е. Как переменная окликает другую..................2оз
Совет 5F. Вспомни об имени программы и в конце работы с ней . . '. 206
Глава 6. Листинг и протокол..............................208
Совет 60. Подготовка листинга программы к публикации.........208
Совет 61. Двойная печать...............................210
Совет 62. Выделение ключевых слов.......................211
Совет 63. Что еще можно выделить в программе..............212
Совет 64. Комментарии на другом языке....................214
Совет 65. Форма и содержание программы...................216
Совет 66. Как нумеруют строки..........................217
Совет 67. Может ли программа сама себя распечатать............218
Совет 68. Комментарии в блоках данных....................220
Совет 69. Разные шрифты в листинге программы ...............221
Совет 6А. Протокол прогонки программ с использованием разных
шрифтов...................................222
Совет 6В. Таблица или график...........................223
Совет 6С. Короткие программы в одну строку................224
Совет 6D. Порции информации на дисплее....................225
Совет 6Е. Фотокопии программ...........................226
Совет 6F. 24 строки и 32 совета..........................226
Глава 7. Разное.......................................230
Совет 70. Вторая дырка в конверте диска...................230
Совет 71. Рисуем по стеклу дисплея.......................231
Совет 72. Что заправляют в принтер.......................231
Совет 73. Колпачки на клавишах клавиатуры.................232
Совет 74. Тайные особенности аппаратных и программных средств . . . 232
Совет 75. Не пользуйся советом 74.........................233
Совет 76. Нужна ли ЭВМ педаль!?.........................233
Совет 77. Как включают периферию........................233
Совет 78. Береженого бог бережет.........................234
Совет 79. Полуфабрикаты на диске........................234
Совет 7А. Бейсик-строки с одним комментарием...............234
Совет 7В. Персональный компьютер и компьютер с разделением времени
работы процессора.............................235
Совет 7С. Имитация часов на компьютере....................235
Совет 7D. Два способа тасовки карт.......................237
Совет 7Е. Как принимают решения с помощью ЭВМ.............238
Совет 7F.Timeo Danaos et dona feientes.....................241
Послесловие........,................................243
Приложения.........................................244
I. Перечень задач, решаемых программами книги................244
IL Перечень операторов и языковых конструкций, использованных в программах книги.......................................245
Список литературы..................................... 252
Дополнительный список литературы.........................254

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz