Математика | ||||
Практикум по программированию на языке бейсик-Г. И., Мельников М,; Наука, Гл. ред.. физ.-мат. лит., 19§8.^г-368 с. | ||||
Свё'Тоз а ров а Г. И., Мельников А. А., Козловский А, В. Практикум по программированию на языке бейсик: Учеб. пособие для вузов.— М,; Наука, Гл. ред.. физ.-мат. лит., 19§8.^г-368 с.— ISBN 5-02-013798-7* " " " '""
Книга предназначена для приобретений'Практических навыков алгоритмизации задач и программирования нагязыке бейеик. В ней приводятся основные приемы и методы программирования,,; большое число типовых алгоритмов для решения задач различных > классов (в том числе «невычислительного» характерами..примеры: Hjfricngea» зования. Дается описание языка бейсик. "__^____ ' Содержит более 500 задач из различных оЧ5ласггёй для самосто*. тельного решения, систематизированных в соответствии с исполь_з^?-емыми методами и объединенных в 14 работ._____........... ..... ••_ Для студентов, преподавателей, инженеров, а также для начинающих изучать программирование. Табл. 9. Ил. 278. Библиогр. 24 назв. Рецензенты: кандидат физико-математических наук С. А. С магии кафедра прикладной математики МЭИ СОДЕРЖАНИЕ Предисловие редактора ................. 5 Предисловие авторов.................. 7 Введение. Что такое ЭВМ? .............. 9 Глава 1. Введение в программирование ....... 13 1. Основные понятия программирования ....... 13 2. Понятие алгоритма ... г............ 18 3. Основные структуры алгоритмов. Понятие о структур» ном подходе к разработке алгоритмов ...... Sj5 Упражнения .«........,....,.,,. 28 Глава 2. Основные приемы программирования . . . . . 37 1. Организация циклов..........» . , . . 37 2. Типы ошибок в программе. Исправление ошибок 4? 3. Составление программ с использованием ввода данных 46 4. Порядок решения задач с использованием ЭВМ . , . 49 5. Составление программ разветвляющейся структуры. Контроль ввода данных . ..... ...,,.., 53 6. Составление программ для обработки потока данных 68 7. Этапы решения задачи на ЭВМ. Некоторые практические рекомендации по разработке и отладке программ 60 Глава 3. Описание языка бейсик......, . . . , 65 1. Общая характеристика алгоритмического языка бейсик...................... 65 2. Символы языка бейсик .....,.,.,,,., 66 3. Простейшие конструкции языка ......... 67 3.1. Числа (67). 3.2. Переменные (68). 3.3. Стандартные функции (68). 3.4. Арифметические выражения (69). - 4. Основные операторы бейсика..........., 70 4.1. Оператор присваивания (70). 4.2. Оператор безусловного перехода (70). 4.3. Условные операторы (70). 4.4. Операторы цикла (72). 4.5. Оператор-комментарий (73). 4.6. Операторы STOP и END (74). 5. Операторы ввода/вывода............. 75 5.1. Операторы READ, DATA (74). 5.2. Оператор RESTORE (75). 5.3. Оператор INPUT (76). 5.4. Оператор PRINT (77). 5.5. Оператор PRINT USING (79). 5.6. Использование функции TAB в операторе PRINT (81). §. Символьные переменные ...,..,,..,.. 82 7. Массивы.................... 86 8. Матричные операторы .............. 92 9. Подпрограммы ................. 95 • ' •" ' '". ' ' 3 10. Определение нестандартных функций оператором DBF FN.................... 99 11. Вычисляемые переходы. Операторы ON..... 101 12. Ввод, исправление, выполнение программы. Работа за дисплеем.................. 102 12.1. Ввод и выполнение программы (102). 12.2. Исправление программы (103). 12.3. Просмотр программы на экране. Очистка памяти. Задание имени программы (104). 12.4. Клавишные команды (105). 12.5. Режим непосредственного исполнения и его исполь> зование при отладке программ (106). 13. Работа с внешними устройствами........ 107 13.1. Использование печатающего устройства (107). 13.2. Использование внешних запоминающих устройств (109). 14. Специальные приемы разработки и организации программ сложной структуры.........,,, ИЗ 14.1. Метода разработки программ (115). 14.2. Команда APPEND <Н6). 14.3. Оператор COMMON (117). 14.4. Оператор CHAIN (117). 14.5. Оператор OVERLAY (117). Глава 4. Основы программирования на бейсике ..... 121 Работа I. Простейшие программы линейной структуры. Режим непосредственного исполнения. Программный режим ....... i.......... 122 Работа 2. Простейшие программы циклической структуры 125 Работа '3. Ввод данных. Разветвления. Циклы и разветвления .................... 136 Работа 4. Простейшие алгоритмы обработки массивов . . 147 Работа 5. 'Использование подпрограмм и функций . , , 169 Работа 6. Использование вычислительных методов . . . 193 Работа 7. Выво^ результатов в виде графиков, таблиц, ги стограмм. Построение геометрических фигур 221 Работа $. Решедие задач с использованием массивов , , 239 Работа 9. Обработка текстовых данных . .,,..,. 269 Работа 1Ь. Простейшие приемы работы с внешними устройствами .....,,,,..,.,...... 289 Глава 5. Практика программирования на бейсике , , , 302 Работа 11. Специальные приемы работы с целыми числами ?Q2 Работа 12. Программирование игр........... 321 Работа 13. Разработка и выполнение программ сложной структуры с использованием внешних устройств 339 Дополнительные задачи ............... 352 Список алгоритмов ................... 858 Приложение 1. Символы бейсика в порядке старшин» ства и их семиразрядные восьмеричные коды ...,...,,,.,., §60 Приложение 2. Служебные слова и сокращения . , , 861 Приложение 3. Работа на бейсике на ЭВМ серии СМ в- системе ОС РВ ..,....,., 862 Приложение 4. Работа на бейсике на ЭВМ серии «Элек» троника» в сидтвме ФОБОС (ФОДОС) 363 Приложение 5. Сообщения об ошибках .,...» 364 Приложение 6. Команды бейсика ......... 367 Список литературы ...........ii...... 868 ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА Постоянно возрастающая роль вычислительной техники в различных областях деятельности человека вызывает все большую необходимость широкой подготовки всех оканчивающих вуз специалистов в области программирования и использования ЭВМ как средства для решения возникающих на практике задач. Современное применение ЭВМ в значительной степени связано с мини-, микро- и персональными ЭВМ и ориентировано на решение задач невычислительного характера. Однако учебные пособия, обеспечивающие подготовку студентов в этом направлении, практически отсутствуют. Предлагаемый практикум восполняет имеющийся пробел. Практикум предназначен для начального изучения программирования студентами вузов различного профиля. В нем рассматриваются все аспекты подготовки и решения задачи на ЭВМ, включая методы формализации задач, приемы алгоритмизации, методы разработки программ, рекомендации по отладке и тестированию. - На основании анализа большого числа практических задач авторами были выделены и систематизированы типовые алгоритмы и приемы решения различных классов задач. Для многих классов задач это сделано впервые. Последовательность и форма изложения методически глубоко продуманы и обеспечивают постепенное и последовательное усвоение материала. Большое число наглядных, хорошо подобранных примеров облегчает восприятие. Для самостоятельного выполнения предлагаются интересные задачи (всего более 500) из различных областей, Цена: 150руб. |
||||