Математика | ||||
Искусство фотопортрета-Вопков-Ланнит Л. Ф. м., «Искусство», 1974. зоз с. с ил. стр.300 | ||||
Вопков-Ланнит Л. Ф.
67 Искусство фотопортрета. Изд. 2-е, доп., м., «Искусство», 1974. зоз с. с ил. ?0.ВиГИ«* д'р'ГТа* кГ^^Тл^и^Г^оЖу^м. награжден золотой медалью ВДНХ. МИНУТА, ОСТАНОВЛЕННАЯ НА ВЕКА Великий Леонардо набросал чертеж камеры-обскуры. Принцип ее действия знали еще до него. Однако никто не может безошибочно назвать имя первого конструктора этого устройства. Изобретение становится реальностью, когда гениальная догадка счастливо совпадает с назревшими потребностями времени. Давно и с интересом наблюдали люди, как солнечный луч, пропущенный через отверстие камеры-обскуры, проецировал на экран видимое изображение. Неизменно задавались вопросом: нельзя ли оптический рисунок, полученный с помощью зеркала и линзы, как-то сохранить? Так возникла идея найти метод его закрепления. В экспериментах не было недостатка. Удачливее других оказался француз Нисефор Ньепс. Он подметил свойство некоторых химических элементов чернеть на свету. В 1822 году ему удалось получить на стекле, покрытом битумом, гелиографическую копию с гравюры папы Пия VII. Гелиография — предтеча того фотографического процесса, который теперь известен. Другой соотечественник Ньепса — Луи Дагер сконструировал фотокамеру и предложил более совершенный способ закрепления изображений на светочувствительном слое. Этот способ, названный его именем—дагерротипией, получил тогда же практическое применение. Заседание Парижской академии наук 19 августа 1839 года ознаменовало собой акт официального признания выдающегося открытия. С дальнейшим развитием светописи ее значение для человечества приравнивали даже к изобретению книгопечатания... «Хочешь увидеть весь мир, загляни в каплю воды». Вряд ли эта старая итальянская пословица имела в виду фотографию. Но разве документальный сюжетный снимок не капля огромного моря человеческих деяний? Искусство ли фотография? В годы зарождения светописи этот вопрос никому не приходил в голову. Некоторые современники даже сомневались в пользе изобретения. Новому способу изображения предсказывали в лучшем случае скромную роль прикладного технического средства. О каком-либо художественном воспроизведении натуры никто не помышлял. Притязания подобного рода расценили бы как профанацию искусства. Даже такие соотечественники Дагера, как Бальзак и Бодлер, увидели в светописи угрозу «чистому» творчеству. Шарль Бодлер писал с тревогой: «Если только ей (фотографии. — Л. В.-Л.) позволено будет захватить в свои руки область неосязаемого и воображаемого, то СОДЕРЖАНИЕ Минута, остановленная на века 1. ПЕРЕЛИСТЫВАЯ СТРАНИЦЫ ФОТОЛЕТОПИСИ 19 Первые мастера фотопортрета 44 Эволюция стиля художественного снимка 57 Из фонда советской светописи 74 в объективе—наш современник 2. ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФОТОПОРТРЕТА 89 Виды и формы фотопортрета 100 Правда факта и правда образа 706 Новаторство и мастерство 113 Индивидуальное и типическое в облике 124 Что такое портретная характеристика 130 Как понимать портретное сходство 143 О пользе наблюдательности 155 Поза, жест, движение 166 Не надо льстить модели 174 Руки—«второе лицо» 184 Из практики репортажного портретирования 206 Девять снимков одного персонажа 3. ТВОРЧЕСКИЙ ЗАМЫСЕЛ И ФОТОТЕХНИКА 219 Композиция портретного изображения 236 Кадрирование и формат снимка 247 Свет — основная «кисть» фотохудожника 253 Точка съемки и момент съемки 258 Фон в фотопортрете 264 Какой объектив предпочесть 270 Значение обработки фотоматериалов 274~ Тональность и цветность фотопортрета 4. СТРОИТЕЛЬ КОММУНИЗМА — ВЕДУЩАЯ ТЕМА СОВЕТСКОГО ФОТОИСКУССТВА 283 Герой нашего времени 294 Могучая сила фотопублицистики 300 Литература (рекомендательный список) Цена: 150руб. |
||||