Математика | ||||
Увеличение фотоснимка-Рёссинг Р.М.: Мир, 1985. — 282 с., ил. | ||||
Рёссинг Р.
43 Увеличение фотоснимка: Пер. с нем. — М.: Мир, 1985. — 282 с., ил. Книга известного немецкого фотографа Рёссинга посвящена технике и технологии получения позитивного изображения в черно-белой и цветной фотографии; приводятся данные по доработке и коррекции негативов с целью получения фотоотпечатков высокого качества. Для фотографов-профессионалов и фотолюбителей. Предисловие к русскому изданию Трудно переоценить роль фотографии в жизни современного общества. Она находит применение во всех сферах человеческой деятельности и является важным средством коммуникации. За полтора столетия, прошедших после открытия фотографии, она претерпела подлинную техническую революцию, что, в свою очередь, способствовало ее плодотворному развитию как вида изобразительного искусства. Фотография стала универсальным средством познания, неизменным спутником человека. Миллионы энтузиастов преданы фотоискусству, отдают ему свой талант, повышают мастерство, развивают образное мышление и видение, приобщаясь тем самым к миру прекрасного и приобщая других. Важно отметить, что с каждым годом это первое в истории «техническое» искусство играет все большую роль в развитии социалистической культуры, оказывает существенное влияние на формирование видения действительности нашего современника. Все, что связано с искусством современной фотографии, стало предметом изучения многих специалистов и любителей. Но для плодотворной творческой деятельности необходимой предпосылкой является совершенное знание и владение изобразительными средствами, техникой и технологией, непрерывно развивающимися и совершенствующимися. Именно этому посвящена предлагаемая читателю книга известного фотографа из ГДР Р. Рёссинга. Книга вполне современна как по широте охвата материала, так и по стилю изложения. Читатель имеет возможность ознакомиться с новой фототехникой, новыми фотоматериалами и процессами, что позволяет ему лучше оценить и использовать имеющиеся у него технические возможности. По существу, она является универсальным практическим руководством по черно-белым и цветным позитивным процессам и может стать верным помощником в преодолении встречающихся в фотоделе трудностей. Необходимость в подобном руководстве назрела давно. За последние годы заметно возрос уровень фототехники, повысились требования в области мастерства, шире ведется творческий поиск. Хотя основное внимание в книге уделяется техническим средствам, в ней легко прослеживается творческая позиция автора. Лейтмотив книги — полученный после съемки и обработки негатив таит в себе большие потенциальные возможности, о которых мы часто даже не подозреваем и которые следует выявлять и эффективно использовать. Другими словами, фотограф не должен довольствоваться технически удовлетворительным отпечатком, необходим упорный творческий поиск, следует стремиться довести конечный результат до максимального уровня, тем более, что для этого имеются практически неограниченные возможности. В книге нет традиционного деления текста на черно-белую и цветную фотографии. Материал излагается в той последовательности, в которой обычно проводится процесс увеличения фотоснимка. Начало этого процесса — оценка полученного негативного изображения. В этой связи автор дает рекомендации по улучшению качества негатива. Большая часть книги посвящена практике фотоувеличения, а заключительные ее разделы — описанию множества приемов, способов, ухищрений, т. е. раскрытию «тайн» фотографического творчества. Это дает возможность читателю самому заняться получением необычных изображений, приобщиться к интереснейшей области трюковых, комбинированных приемов фотографии. Последовательно и обстоятельно описана серия изобразительных экспериментов с иллюстративными примерами, иногда с несколькими вариантами реализации творческого замысла. Основная ценность этой части книги заключается не столько в приводимых примерах, сколько в описываемой методике и раскрывающихся при этом творческих возможностях. Излагая отдельные проблемы, автор не отвлекается на рассмотрение второстепенных вопросов, а ведет разговор о самом главном, существенном и практически необходимом. Главное в фотоработе — ее содержание, а конкретная форма воплощения должна лишь помогать выявлению творческих замыслов и не быть самоцелью. Хочется отметить еще одну отличительную черту книги — оптимизм ее автора, который, будем надеяться, передастся и читателю. Естественно, многое зависит от терпения, проявленной энергии, настойчивости в решении поставленной цели, и, как пишет автор: «Кисточка всегда остается кисточкой, пользуется ли ею мастер Гизеке или мастер Пикассо. Все дело в том, что в первом случае ею красят стены коридора, а во втором создают шедевры мирового искусства». А. Г. Симонов Оглавление 5 Предисловие к русскому изданию 7 Предисловие 9 Требования, предъявляемые к качеству негатива 13 Исправление негативов 13 Повторное проявление 14 Ослабление 14 Усиление 15 Репродукция очень тонких негативов 16 Устранение загрязнений и царапин 19 Устранение плесени, известковых пятен, следов пальцев 24 Контактная печать 24 Копировальная рамка 24 Копировальный аппарат 24 Контактная печать с использованием фотоувеличителя 25 Серийная печать малоформатных негативов 26 Печать с бумажных негативов 27 Рефлексная печать 29 Копировальные автоматы 30 Технические основы проекционной печати 30 Фотоувеличители 31 Осветительное устройство 33 Объектив для фотоувеличителя 35 Установка на резкость 36 Дополнительные устройства и принадлежности к фотоувеличителю 38 Устройства для цветной печати 40 Увеличение с помощью фотоаппарата 40 Устройство фотолаборатории 46 Вспомогательное оборудование 48 Дополнительные принадлежности для цветного процесса 49 Процесс фотоувеличения 49 Увеличить — значит облагородить 49 Регулировка источника света 55 Фотобумага 67 Определение правильной выдержки 72 Техника цветной проекционной фотопечати 86 Проявление черно-белых фотобумаг 89 Прерывающий раствор, или стоп-ванна 90 Фиксирование 280 93 Заключительная промывка 94 Компактная фотолаборатория 94 Химико-фотографическая обработка цветной фотобумаги 95 Диапозитивы 97 Цветные диапозитивы 98 Сушка отпечатков 101 Фотография на материи 102 Изменение контрастности 104 Обрамление фотографии 108 Заключительная отделка отпечатков 112 Другие дефекты 113 Кольца Ньютона 114 Борьба с пылью 115 Подавление зернистости 120 Уход за оборудованием 120 Технические особенности 130 Некоторые технические приемы 130 Притемнение и запечатывание 138 Устранение перспективных «искажений» 144 Двухрастворное проявление 146 Проявление по частям 146 Обработка с вторичным проявлением 147 Рисунки и надписи на фотобумаге 148 Ускоренная обработка 151 Дубликаты негативов 157 Репродукция для экономии времени 159 Промежуточные негативы с узкой кинопленки 161 Фотограммы 161 Непосредственное увеличение предметов 163 Изменение фона на отпечатке 170 Получение ступенчатой шкалы тонов 174 Фотоотпечатки на материи, дереве или металле 176 Кадрирование изображения 184 Фотография и шрифт 185 Репродуцирование надписей 186 Надпись на плоской пленке 187 Белые буквы на черном фоне 188 Черные буквы на светлом фоне 188 Серые буквы на белом фоне 188 Буквы из растра или естественных структур 188 «Просвечивающий» полутоновой шрифт 190 Впечатывание авторской подписи 191 Фотографические варианты шрифтов 191 Фотографическое тиражирование 193 Способы получения необычного изображения 193 Оптические насадки 205 Подвижная кадрирующая рамка 209 Тонирование 211 Искусственное виньетирование 281 214 Техника на службе творческих экспериментов 214 Высокий ключ (high key) 217 Низкий ключ (low key) 217 Негативное изображение 222 Контурное изображение 222 Эффект Сабатье (псевдосоляризация) 231 Изогелия 234 Высококачественная печать и печать с переносом 236 Фотомонтаж 236 Впечатывание облаков 238 Впечатывание первого плана 239 Два изображения одного и того же объекта 241 Впечатывание с помощью масок 244 Полупрозрачные изображения 246 Дублированное изображение (двойной монтаж, зеркальные изображения) 247 Круговое смазанное изображение 247 Фотографический орнамент 247 Съемка двойников 248 Воспроизведение «снега» и «дождя» 250 Монтаж, основанный на склейке 253 Дополнительные возможности использования фотоувеличителя 253 Увеличитель — фотоаппарат 255 Репродуцирование с помощью фотоувеличителя 256 Фотоувеличитель — источник направленного света 257 Некоторые применения фотографии 257 Рисунок по фотографии 258 «Гравюра» по фотографии 259 Комбинация фотоизображения и рисунка 260 Фотоальбом 264 Украшение интерьера 268 Вместо послесловия 270 Дефекты изображения на отпечатках и их причины 277 Предметный указатель Цена: 300руб. |
||||