Математика | ||||
Геометрическая рапсоди-Левитин К. Е. М.: Знание, 1984. — 176 с. | ||||
Левитин К. Е.
i Геометрическая рапсодия. — 2-е изд., переработ, и доп. — М.: Знание, 1984. — 176 с. с ил. 60 к. 100 ооо экз. Перед читателями проходит история возникновения и развития основных идей геометрии, которые и сегодня приводят к новым взглядам и открытиям в кристаллографии, химии, геологии, генетике, микробиологии, архитектуре, строительстве, технике. Плоское и объемное, свойства кристаллов и правильных тел, симметрия, замкнутость и бесконечность Вселенной — эти темы-мелодии сливаются в книге в некий гимн во славу Геометрии. Для иллюстрирования книги использованы гравюры голландского графика М. К. Эсхера, геометрические по своему содержанию. Научно-художественная книга для широкого круга читателей. ПРЕДИСЛОВИЕ Своеобразие геометрии, выделяющее ее из других разделов математики, да и всех областей науки вообще, заключается в неразрывном, органическом соединении живого воображения со строгой логикой. В своей сущности и основе геометрия и есть пространственное воображение, пронизанное и. организованное строгой логикой. В ней всегда присутствуют эти два неразрывно связанных элемента: наглядная картина и точная формулировка, строгий логический вывод. Там, где нет одной из этих сторон, нет и подлинной геометрии. Наглядность, воображение принадлежат больше искусству, строгая логика — привилегия науки. Сухость точного вывода и живость наглядной картины — «лед и пламень не столь различны меж собой». Геомелрия соединяет в себе эти противоположности, они в ней взаимно проникают, организуют и направляют друг друга. Это относится в конечном счет* также к современным абстрактным геометрическим теориям, которые при всей своей возвышенной отвлеченности вырастают из той же геометрической интуиции. Стоит лишь вспомнить классические творения архитектуры, начиная с древнейших пирамид, как сразу становится очевидным, что геометрия в некотором смысле относится к искусству. Предлагаемая вниманию читателей кмига Карла Левитина «Геометрическая рапсодия» представляет собой увлекательный рассказ о геометрии главным образом в этом ее аспекте, Искусство лучше всего воспринимать непосредственно. Тому способствуют гравюры М. К. Эсхера, иллюстрирующие книгу, особенно в той ее части, где они образуют своего рода художественно-геометрический фильм, дающий зрителю редкую возможность увидеть геометрическое начало во многих явлениях природы и красоту — а чисто геометрических конструкциях и построениях. Так что же от истинного искусства всегда присутствует в истинной геометрии? Словами выразить это затруднительно. Но вглядитесь внимательно в столь естественно вплетенные в ткань книги работы художника, прочтите в ней о вышедших в последние годы трудах, где так неожиданно и оригинально использованы геометрические идеи. Замысловато и любопытно... Не правда ли? Так и книга, которую вы держите в руках, — я уверен, что она будет прочитана с интересом и пользой. Академик А. Д. Александров Пусть никому не будет позволено издавать книги поспешно и преждевременно; наоборот, все должны привыкать оформлять и переоформлять свои труды... работать над ними и перерабатывать их так долго, пока каждая изданная книга не будет отвечать нормам гармонии и • согласованности... Что быстро -возникает, то быстро и погибает; над чем долго и точно трудятся, то переживает века... Ян Амос КОМЕНСКИЯ ПРЕДИСЛОВИЕ * УВЕРТЮРА 4 ИНТРОДУКЦИЯ » I .ПОЦЕЛУЙ ПО РАСЧЕТУ IS II МЕБИУСИАНА 38 III СПРАВА, ГДЕ СЕРДЦЕ 50 IV ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА 70 V СЕРЬЕЗНЫЕ ИГРЫ 86 VI МИРОВАЯ ГАРМОНИЯ »6 VII МУЗЫКА СФЕР ФИНАЛ 126 ВАРИАЦИИ 13Q Цена: 150руб. |
||||