Математика | ||||
Графические методы в психологической диагностике-Романова Е. С М.: Дидакт, 1992. — 256 с„ илл. | ||||
Романова Е. С., Потемкина О. Ф.
> .Графические методы в психологической диагностике. — М.: Дидакт, 1992. — 256 с„ илл. ISBN 5-86776-017-0 Графические изображения (рисунок и почерк) давно привлекали ученых-психологов как возможность раскрытия психологического содержания индивидуальности, ее связи с миром, особенностями поведения, эмоционального состояния и т. д. Если Вы хотите узнать о своих индивидуальных особенностях, составить свой психологический портрет, это можно сделать на основе описания рисуночных тестов, способов их анализа ц интерпретации, которые . изложены в доступной и удобной форме. Для практических психологов, философов, юристов, психотерапевтов, искусствоведов, а так же всех интересующихся проблемами индивидуальности и ее особенностями. ВВЕДЕНИЕ В последние годы в психологических исследованиях стали весьма популярны графические методы, получившие значительное распространение на Западе еще с начала 50-х гг. За сравнительно недолгую историю графических методов — психодиагностических тестов — разработано много специальных приемов и процедур, вошедших в число классических диагностических средств. Это, в частности, .рисунок человека — тест Ф.Гудинаф (Щ), Д.Харрйс (129), тест "Дерево" К.Коха (134), "Дом-дерево-человек" Д.Бука (120; 121), рисуноксемьи • В.Вульфа* (77), которые с разными модификациями использовали В.Хьюлс Ш1), Л.Корман (126); Р.Бернс и С.Кауфман (124), А.И. Захаров (43), Е.Т.Соколова (94), Г.Т. Хрмента-ускас (106; 107) и др. В отечественной практике получила распространение диагностическая методика "Пиктограмма", пер- •• воначально предложенная А.Р.Лурия .как прием изучения особенностей опосредованного запоминания, а затем весьма детально изученная в работах Г.В.Биренбаум (9К С.Я.Рубинш-тейн (85), С.ВЛонгиновой (69;70),Б.Г.Херсонского (102; 103; 104; 105) идр. Однако, при всем разнообразии методов, в целом получивших название графических, их возможности еще недостаточно широко раскрыты. С одной стороны, в практической сфере используется незначительное количество вариантов заданий и тем изображения, а с другой—отсутствует внимание к проверке их на валидность, надежность получаемых данных и интерпретаций. • Графические методы, относясь к классу проективных, Дают* человеку возможность самому проецировать реальность и по- • своему интерпретировать ее. Поэтому естественно, что полученный результат" в значительной мере несет на себе отпечаток личности, ее настроения, состояния, чувства, особенностей представления, отношения и т.д. * СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ....._.:....................'..............'.'.."..'.'.'. 3 ЧАСТЫ. ОЧЕРК ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКО1Ч) АНАЛИЗА ГРАФИЧЕСКОЙ ДКЯТЕЛЬНОСт ....'............... 7 Глава I. Краткая история письма и начало почерковедения 7 Глава 2. Краткая история графическою изображения и начало психологического анализа рисунка.............. ' 39 Рисунок: место в изобразительной культуре........... 39 Развитие детского рисушса: психологический взгляд"-- 44 ЧАСТЫ!. ГРАФИЧЕСКИЕ МРчТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ. РИСУНОК КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОШЧЕСКО1Ч) АНАЛИЗА ............;................................ 63 Глава 1. Графические тесты в психодиагностике......... 66 Тест "Рисунок семьи".............................. 66 Тест "Конструктивный рисунок человека из геометриче- : ских фигур""'....................................... 74 Глава 2. Графический тест "Дерево" ..................86 Глава 3. Психодиагностический комплекс графических тестов: "Свободный рисунок", "Картина мира", "Автопорт......................;...;................. Мб "Свободный рисунок"......................... 131 Тест "Картина мира".............................. 139 ^ Тест "Автопортрет" ..:................'............. 145 Глава' 4. Тест "Дом-дерево-человек." и его 'психологическая интерпретация................................... 164 ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.........^............................ 240 ЛИТЕРАТУРА...............................,............... 250 Цена: 150руб. |
||||