Математика | ||||
Трехмерное компьютерная графики-Иванов В.П Москва 1995 стр.220 | ||||
Иванов В.П., Батраков А.С.
Трехмерное компьютерная графики-Иванов В.П Москва 1995 стр.220 ВВВДЕНИЕ 5& Д.*' Быстрое развитие вычислительных средств, расширение их возможностей являются главным фактором все более широкого внедрения их в различные сферы научной и практической деятельности. Исключительно интенсивно развивается направление компьютерного синтеза изображений. Можно считать, что в настоящее время в1 основном сформировалась новая отрасль информатики — машинная графика. Ее можно определить как науку о математическом моделировании геометрических форм и облика объектов, а также методов их визуализации. - Интерес к синтезу изображений объясняется высокой информативностью последних. Информация, содержащаяся в изображении, представлена в наиболее концентрированной форме, и эта информация, как правило, более доступна для анализа: для ее восприятия получателю достаточно иметь относительно небольшой объем специальных знаний. Стремление визуализировать информацию наблюдается практически во всех сферах деятельности человека. И с начала использования ЭВМ возникла проблема представления получаемых данных в виде изображения. На начальном этапе программными средствами формировались различные символьные изображения: диаграммы, графики, условные схемы, планы и т.п. Вывод такой информации осуществлялся непосредственно через алфавитно-цифровое печатающее устройство. Формирование машинной графики как •самостоятельного направления относится к началу 60-х годов, когда Сазерлендом был создан первый специализированный пакет программного обеспечения машинной графики. В 60-е годы шли сформулированы принципы рисования отрезками, удаления невидимых линий, методы отображения сложных поверхностей, определены методы формирования теней, учета освещенности сюжета. Первые работы были в основном направлены на развитие векторной графики, т.е. рисования отрезками. Из первых работ этого направления наибольшее влияние на развитие векторной графики оказали алгоритмы Брезенхема. В 70-е годы значительное число теоретических и прикладных работ было направлено на развитие методов отображения пространственных форм и объектов. Это направление принято называть трехмерной машинной графикой. Математическое моделирование трехмерных сюжетов требует учета трехмерности пространства предметов, расположения в нем источников освещения и наблюдателя. Потребностями трехмерной машинной графики обусловлено большое количество работ по методам аппроксимации и представления сложных поверхностей, отображению узоров из них, генерированию текстур, рельефа, моделированию ..условий освещения. Одновременно значительное внимание уделялось улучшению качества синтезированных изображений, повышению уровня их реалистичности; сглаживанию погрешностей, возникающих в результате аппроксимации геометрической формы реальных тел и пространственной дискретизации изображения. Методы трехмерной машинной 1рафики позволяют визуализировать сложные функциональные зависимости, получить изображения проектируемых, еще не созданных объектов, оценить облик предметаиз недоступной для наблюдения позиции и решить ряд других аналогичных задач. В 80-е годы сфера применения машинной графики существенно расширилась. Появилась база для широкого использования методов машинной графики - персональные компьютеры. В результате машинная графика стала инструментом не только инженеров-исследователей, но и специалистов многих других отраслей, непосредственно несвязанных ни с техникой, ни с программированием. Увеличение памяти и скорости обработки информации в персональных ЭВМ, создание видеокомплексов с широким набором программ машинной графики, возможность ОГЛАВЛЕНИЕ Введение................_...........................................................t , Глава 1. Физические процессы формирования юо^^ений...........................'......." 1 и их моделирование..........................................................%........... 5 1.1. Модели в машинной графике.......................!!!...!!!!!!!!"!!!!!!!"!.......'......"4 1.2. Источники освещения.........................................i!!!!!""!!!!"!!!!!!!!"!"!!!!!!? 1.2.1.Источники искусственного освещения........................„.*..................".g 1.2.2. Характеристики излучения источников простой ................"...... геометрической формы.......................................................................... 10 1.2.3. Освещенность, создаваемая точечными и протяженными............... ', источниками................................................................................ ,* 1.3. Естественное освещение................................1..."""'"""'"^"^^.....tlf 1.4. Моделирование отраженного излучения объектов.............................................../........................... • AJ 1.5. Проекции в трехмерной машинной графике и их ............................ * математические модели......................................................................... 2* 1.5.1. Параллельная проекция..........................................!!.!!!!!!!!!!!!!!"!!!!!!!! М 1.5.2. Центральная (перспективная) проекция....................................."".'.. jjjj 1.5.3. Описание преобразований с использованием однородных ........... ;« координат......:...................................................,........................... grit 1.5.4. Проекции при различных видах съемки................!!""!"!!!!!!!!!!" 38 1.6. Текстура изображения..........................................................!..!!!!!!!!!!!!!!з5 1.7. Моделирование энергетических преобразований в системах......... формирования изображений.........................;..............................................# 1.8. Синтез изображений с учетом специфики их формирования в реальных условиях.......................................................................... \.4tt Глава 2. Описание геометрических форм..........................................^ 2.1. Описание поверхностей...................'..................!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!;""44 2.2. Общие характеристики основных типов поверхностей.........................41! 2.3. Модели объектов и их классификация.........,.......................................jfr\ Глава 3. Синтез изображении методом обратного трассирования лучей.................!»; 3.1. Модель приемника света и его размещение в пространстве 3.2. Модель объекта............................................................................. 3.2.1. Примитивы •*• базовые строительные элементы объекта!........". 3.2.2. Пространственные комбинации примитивов.............................. 3.2.3. Формализованная математическая модель объекта..............."..".. 1 3.2.4. Взаимное положение точки и объекта........................... 3.3. Определение видимых и затененных точек................................... 3.3.1. Пересечения светового луча с примитивом................................' 3.3.2. Пересечения светового луча с комбинацией примитивов........... 3.3.3. Определение затененных точек...............................„................... 3.4. Изображение основных примитивов методом трассирования лучей.............................................:....................... 3.4.1. Плоские многоугольники........................................!.!..!!!!!!"!!!"!! 3.4.2. Выпуклые многогранники..............................................Г.......... 3.4.3. Квадратичные поверхности................................!...!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! 3.4.4. Бикубические поверхности..............,...................„...................... 3.5. Изображение зеркальных и преломляющих поверхностей?.,.."."!! 3.6. Особенности определения освещенности....................................... Оглавление Глава 4. Математические методы синтеза изображений путем проектирования точек и линий на экран. ............ <. ................................................ ..... ..... 115 4.1. Трассирование лучей от объекта к экрану. ......................................... 115 4.1.1. Основные принципы....... .................................... . ............................ 115 4.1 Л. Модель объекта..... ......... . .............. . .................. .... ................. . .......... 116 4.1.3. Определение видимых точек. ............................ . ........... . ................. .117 4.1.4. Определение освещенности ..... . ................. . .................... . ........ . ....... .118 4.1.5. Изображение поточечно описанных объектов ................ . ................. 118 4.2. Метод сканирующей строки ....................... ........ .................................. 121 4.2.1. Модель объекта из многоугольников ............... . ............................... 122 4.2.2. Модель приемника ...................................................... . .................... 123 4.2.3. Изображение многоугольников на экране ............. . ................. . ....... 124 4.2.4. Изображение криволинейных поверхностей ................ .................... 127 4.3. Алгоритм Робертса ................................................ . ............................. 129 4.3.1. Модель объекта .......................................................................... . ..... 129 4.3.2. Синтез изображения ................................ . .............. . ......................... 130 Глава 5. Организация синтеза иэображнений ...... . ................ . ............ . ................... 132 5.1. Управление процессом синтеза» .......................................................... 132 5.2. Спектр синтезированного изображения .............................................. 135 5.3. Сокращение времени синтеза изображений ........................................ 137 5.3.1. Метод оболочек. ................ . ......... , .................................................... 138 5.3.2. Возможности использования транспьютеров в машинной графике ............. . .......................... . .......................... .. ........... . ..................... 146 Глава б. Прикладное использование трехмерной машинной графики..., ............... 149 6.1. Архитектурное проектирование ........................................................... 149 6.2. Распознавание видеообразов ............................................................... 154 6.2.1. Распознавание образов по адаптивным эталонам ......... . ...... , ............ 155 6.2.2. Распознавание образов в условиях неизвестной ориентации их корпусов ........................ , ................................................... 158 6.2.3. Распознавание образов по адаптированным эталонам в пирамидальной структуре ................................................... ....................... 160 6.2.4. Распознавание образов по эталонам, адаптированным по условиям наблюдения и качеству ............................. . ................................ 163 6.3. Автоматизированное проектирование в машиностроении ................... 167 6.4. Восстановление формы скрытых объектов в медицинских исследованиях. ..... . ................... .-. ..... . ........ . ............ . .............. .. .................... 169 6.5. Видеотреиажеры и имитаторы сложных сцен ...................................... 173 6.5.1. Тренажер для имитации полета над реальной местностью ............... 174 6.5.2. Компьютерный имитатор изображений облаков.. ............................ 182 6.6. Реклама и мультипликация ............ . .................... .... ............ . ............... 186 Приложение. Описания прикладных программ...... ........ ........ ............................... 189 Слисок литературы ........................... . ......... . .................... ..„.„т ............................. 215 Цена: 150руб. |
||||