Математика | ||||
основам научной работы в высшем учебном заведении-Андреев Г.И -М.: Финансы и статистика, 2003. - 272 с.: ил | ||||
Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А.
35 В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учеб. пособие. -М.: Финансы и статистика, 2003. - 272 с.: ил. ISBN 5-279-02517-8 Посвящено важной проблеме - основам научной работы в высшем учебном заведении. Рассмотрены такие основополагающие понятия, как принцип, парадигма, концепция и научные категории, в качестве которых выступают теоретическое знание, метод исследования и аргументация. Приведены методические основы наиболее важных требований, предъявляемых к научному уровню диссертационных работ и рефератов, и практические советы по их оформлению. Для аспирантов, докторантов, соискателей и научных сотрудни- -ГПД ИЛ/ТОН ВВЕДЕНИЕ Случайные открытия делают только подготовленные умы. Б. Паскаль Mt. IJUVKUJIO Наука наряду с искусством, моралью и предметным действием человека - важнейшая сфера жизнедеятельности общества. Степень зрелости научных дисциплин связана с существующей сложностью самих объектов познания. Поэтому возможности построения плодотворной теории определяются, с одной стороны, сложностью объекта, а с другой стороны, зрелостью научного подхода. Сложность и зрелость не могут быть определены абсолютно и выявляются лишь в культурно-историческом контексте [1]. Слово «культура» (лат. cultura) восходит к глаголу «colo», имеющему несколько групп значений, каждая из которых как-то отразилась в современном звучании слова «культура»: почитать, чтить; уважать, оказывать внимание; обходиться, обращаться, поступать; украшать; усердно заниматься, деятельно осуществлять, насаждать, изучать; заботиться, окружать вниманием; обитать, жить, населять; разводить, взращивать; обрабатывать, возделывать [1]. Понятие «культура» охватывает всю совокупность традиций конкретного сообщества, определяющего поведение его членов, включая и качественное своеобразие этих традиций в данное время и конкретном месте. Дать всестороннее определение понятию «наука» крайне трудно вследствие ее многогранности. Еще В. Ленин выделял слова: «Чем богаче определяемый предмет, т.е. чем больше различных сторон представляет он для рассмотрения, тем более различными могут быть выставляемые на их основе определения» [2]. В настоящее время существует несколько сотен определений этого понятия. В данной работе наука определена как система, объединяющая установленные научные знания, обоснованные практикой, творческую деятельность людей, направленную на получение нового знания, и результат этой деятельности (информацию) СОДЕРЖАНИЕ Введение................. ..........................................................................3 13 1. Методологические основы анализа научных исследований 1.1. Научное познание как предмет методологического анализа ...................................... 1.2. Базисные определения и понятия теоретических знаний .... 36 1.3. Сущность понятия «метод», классификация и содержание основных методов исследования 1.4. Концепция системного подхода к научным исследованиям 68 2. Проблемы подтверждения и опровержения научных положений в теории............................. 2.1. Суть проблемы определения достоверности знания 94 2.2. Основные положения и принципы установления истинности суждений.................................... 2.3. Доказательство в контексте научного исследования и основы теории аргументации.............................. 106 2.4. Основы проверки на достоверность научных гипотез и моделей, особенности проверки научных теорий........... 123 3. Диссертационная работа как форма научных исследований.... 143 3.1. Общие положения и квалификационная составляющая диссертации...................................... 3.2. Концептуальная модель оценки качества диссертационных исследований................... , 3.3. Выбор темы, раскрытие проблемы, формирование цели и задачи исследования.......................................................... 170 3.4. Рекомендации при оформлении диссертаций и авторефератов............................................... 186 4. Оформление отчетных документов и публикаций, основы разработки учебников и учебных пособий.................................210 4.1. Подготовка докладов, основные формы публикаций и требования к ним...............................................................210 4.2. Общие положения, принципы отбора и компоненты учебного материала..............................................................223 4.3. Этапы работы над учебником (учебным пособием)..........236 4.4. Информационные технологии и перспективные формы организации обучения.........................................................242 Заключение.......................................................................................259 Литература.......................................................................................262 Цена: 150руб. |
||||