Математика | ||||
Автоматика и управление на транспорте-Барвелл Ф. Т М.: Транспорт, 1990. 367 с | ||||
Барвелл Ф. Т. Автоматика и управление на транспорте: Пер. с англ.— 2-е изд., испр.— М.: Транспорт, 1990. 367 с. Пер. изд.: Barwell F. Т. Automation and Control in transport, Оксфорд, 1983.
В книге освещены вопросы состояния и проблемы развития средств автоматизации железнодорожного и автомобильного транспорта, рассмотрено различное аппаратное и машинное оборудование: средства сигнализации и связи, обеспечения безопасности движения, автоматического контроля заданных режимов работы и др.; широко использованы методы математического моделирования; уделено внимание транспорту на магнитном подвесе, на воздушной подушке, монорельсовому, направляемому пневмоколесному. Для инженерно-технических работников железнодорожного и автомобильного транспорта. Ил. 196, табл. 20, библиого. 73 назв. ВВЕДЕНИЕ Стремительное развитие науки и техники в текущем столетии является не менее впечатляющим в области транспорта, чем в любой иной, и те из нас, которые были свидетелями состояния железнодорожного транспорта в сравнительно недавнем прошлом, не перестают поражаться изменениям, имевшим место в последние годы, которые в настоящее время рассматриваются как будничные события. Стремительность мысли неизбежно опережает практические возможности действия. Это обстоятельство остается неизменным, ввиду чего следует изыскивать новые методы, обеспечивающие необходимый уровень развития. Касаясь средств и способов транспортировки, сегодня никто не рассуждает с индивидуалистических позиций. Транспорт с большой буквы в самом широком смысле этого слова должен рассматриваться как важный фактор современной действительности — средство перемещения огромного количества пассажиров и огромной массы грузов между зонами и регионами. Внедрение новой техники и технологии вызвало необходимость в новой терминологии, отсюда очевидна неизбежность появления новых терминов. Этот язык нелегок для восприятия старшим поколением, но, что представляется несомненным, он будет легко освоен специалистами в области массового транспорта сегодняшнего дня и ближайшего будущего, людьми, имеющими компьютерную подготовку, ибо этим людям надлежит заниматься новым оборудованием и современной технологией. Труд проф. Ф. Т. Барвелла, представляющий состояние технических средств и технологии наиболее развитых видов транспортной отрасли, является весьма своевременным и в этом плане представляет несомненный интерес. Здесь следует рассмотреть вопрос об уровне квалификации автора, выяснить, насколько правомерны его попытки описать и оценить имеющиеся факты. Ф. Барвелл перешел в нашу организацию в 50-х годах из Лаборатории механико-инженерных исследований Департамента научных и промышленных исследований, в тот период нам требовалась помощь в проведении исследовательских работ по электротехнике в конкретной области железнодорожной тяги, когда возникло много проблем в связи с внедрением на Британских железных дорогах системы электрификации на однофазном токе промышленной частоты 50 Гц, напряжением 25 кВ. Ф. Барвелл принял на себя ответственность за разработку первой всеобъемлющей программы исследований по средствам ОГЛАВЛЕНИЕ Введение .................... 5 Предисловие ко второму изданию........... 7 Глава 1 Динамические системы 1.1. Концепции систем .............. 9 1.2. Незамкнутые системы............. 11 1.3. «Обратная связь» — замкнутые системы...... 15 1.4. Фазоплоскостная диаграмма........... 18 Глава 2 Пропускная способность транспортных маршрутов — законы движения транспортных средств 2.1. Пропускная способность полосы движения......27 2.2. Теория движения автомобилей в попутном следовании . .29 2.3. Автоматические устройства управления транспортным средством ...................37 Глава 3 Регулирование интервалов попутного следования — сигнализация на железнодорожном транспорте 3.1. Необходимость сигнализации на железных дорогах ... 42 3.2. Счетчик осей................ 44 3.3. Радиоэлектронная жезловая блокировочная система . . 45 3.4. Замыкатели и блокировка........... 46 3.5. Многозначная сигнализация........... 47 Глава 4 Проблемы перегруженности транспортных путей — регулирование движения 4.1. Случайные события ..............50 4.2. Очередность — выражение Пуассона — постоянство време- ни обслуживания..............51 4.3. Экспоненциальное время обслуживания.......52 4.4. Влияние задержек на реализацию установленных интервалов попутного следования ............ 53 4.5. Статистические аспекты режима движения при попутном следовании транспортных средств ......... 58 4.6. Транспортные потоки волнообразной конфигурации . . . 61 Г л а в а 5 Управление движением с помощью средств вычислительной техники — управление транспортными потоками 5.1. Применение цифровых вычислительных машин .... 64 5.2. Управление в непрерывном режиме — динамическое программирование ................65 5.3. Система комплексной обработки оперативной информации (TOPS) ..................68 5.4. Оптимизация режима движения в попутном следовании . . 69 R.R. Оптимизация папоты УЗЛОВЫХ ПУНКТОВ (JOT)..... 70 5.6. Контроль транспортных потоков и управление ими .... 70 5.7. Разделение цикла действия дорожного сигнала и оптимизация «смещений» (SCOOT)............ 74 5.8. Управление движением транспортных средств в каскадном режиме................... 77 5.9. Блок-диаграммы системы............ 78 5.10. Поездоописатели и микропроцессоры........ 80 5.11. Моделирование режима движения поезда при попутном следовании ................. 82 Глава 6 Измерение мощности — аналоговая обработка данных 6.1. Машинная обработка данных.......... 84 6.2. Эквивалентность механических и электрических величин . . 88 6.3. Потенциал и поток............... 88 6.4. Операционные усилители............ 88 6.5. Моделирование подвески экипажа......... 90 6.6. Применение цифровых ЭВМ для оценки движения ряда автомобилей ................. 92 6.7. Моделирование эксплуатационной обстановки..... 95 Глава 7 Определение местонахождения транспортного средства 7.1. Путевые детекторы .............. 97 7.2. Рельсовые цепи................ 98 7.3. Бесстыковые рельсовые цепи.......... 100 7.4. Радиолокатор, работающий по целевым командам ... 101 7.5. Обнаружение препятствий радиолокационными средствами 105 7.6. Детектирование транспортных средств ультразвуковыми устройствами ................. 106 7.7. Двусторонняя связь на радиочастотах........ 106 Глава 8 Идентификация транспортных средств 8.1. Система «Identra»............... 107 8.2. Автобусный электронный сканирующий индикатор .... 107 8.3. Автоматизированная система для списывания вагонов . . 109 Глава 9 Передача управляющей информации на подвижной состав 9.1. Автоматические системы предупреждения — локомотивная сигнализация ................ ПО 9.2. Контактно-механическое устройство остановки поезда . . 113 9.3. Системы «Indusi» и «Signum»........... 113 9.4. Использование радаров [радиомаяков]....... 114 9.5. Кодовая рельсовая цепь............ 119 9.6. Кодированная рельсовая цепь системы проф. Поупа . . 119 9.7. Непрерывные путевые кондукторы......... 120 Глава 10 Централизация управления — регулирование движения поездов в попутном следовании 10.1. Механическая централизация........... 125 10.2. Алгебра логики («Булева алгебра»)....... . 126 10.3. Управление движением на переездах — автоматические шлагбаумы-полубарьеры............ 128 Глава 11 Сортировка и формирование поездов 11.1 Автоматические и гидравлические замедлители ... 132 11.2. Перемещение вагонов посредством тяговых тележек с тросовым приводом............... 137 11.3. Тяговые тележки с приводом от линейного тягового электродвигателя .................. 138 11.4. Моделирование перерабатывающей способности безгорочной автоматизированной сортировочной станции .... 140 Глава 12 Регулирование ускорения и мощности 12.1. Ограничения......,.......... 144 12.2. Уравнения движения.............. 145 12.3. Коэффициент сопротивления........... 146 12.4. Оценка соотношений «расстояние — время»..... 1'50 12.5. Движение по инерции (выбег).......... 152 12.6. Регулирование частоты вращения вала двигателя локомотива .................... 154 12.7. Автоматические трансмиссии........... 158 12.8. Управление транспортными средствами с электрической передачей.................. 161 12.9. Использование магнитных усилителей (трансдукторов) в схемах регулирования мощности......... 163 12.10. Тиристорное управление локомотивов переменного тока . . 165 12.11. Импульсное регулирование............ 167 12.12. Использование асинхронных тяговых электродвигателей. . 168 12.13. Контроль скольжения колеса — реакция вращающего момента ................... 173 12.14. Регулирование мощности дизельных двигателей .... 186 12.15. Адаптируемое управление............ 188 12.16. Фактор ударной волны в процессе ускорения транспортного средства................ 189 Глава 13 Управление режимом торможения 13.1. Виды торможения............... 192 13.2. Магнитно-рельсовое и реостатное торможение..... 195 13.3. Физиологические аспекты............ 197 13.4. Контроль боксования колес (замедление)........ 198 13.5. Торможение без контакта с поверхностью катания колеса . .202 13.6. Применение сервоприводов........... 203 13.7. Пневматический тормоз Эрликон......... 204 13.8. Электропневматические (ЭП) тормоза....... 205 13.9. Вакуумный тормоз.............. 207 Глава 14 Направление движения — стабильность направления движения 14.1. Направление движения *............. 210 14.2. Стабильность направления движения........ 213 14.3. Контакт по Герцу.............. 215 14.4. Движение колеса с конической поверхностью катания . . 218 14.5. Вписывание в кривые малого радиуса — направление движения посредством гребней колес ......... 220 14.6. Качество хода транспортного средства....... 222 14.7. Движение в кривых при скорости......... 226 14.8. Ходовые тележки радиального типа......... 227 14.9. Влияние колебаний экипажа на пассажиров...... 228 Глава 15 Автоматические железные дороги 15.1. Основные принципы и ранняя история........ 236 15.2. Действующие автоматизированные системы..... 237 15.3. Системы управления для высокоскоростного движения . . 251 15.4. Системы с «подвижным блок-участком»....... 252 Глава 16 Современные городские и пригородные железнодорожные линии 16.1. Потребность в направляемом наземном транспорте . . . 253 16.2. Метрополитены, сооруженные в последние годы .... 254 16.3. Промежуточные звенья в транспортных системах .... 256 16.4. Легкие экипажи с электрической передачей — система Тайн энд Вэар.................. 257 16.5. Подвижной состав с пневмошинными колесами..... 258 16.6. Новые, нетрадиционные системы с полностью автоматизированным управлением.............. 262 Глава 17 Перспективные виды транспорта 17.1. Необходимость развития новых видов транспорта . . . 2ЙО 17.2. Вероятные пути совершенствования управления магистральным автотранспортом............. 283 17.3. Системы с высокой пропускной способностью — влияние остановочных пунктов на режим движения...... 286 17.4. Малые экипажи с автоматизированным управлением (CVS) 289 17.5. Междугородный транспорт — скоростные железнодорожные системы .................. 292 17.6. Исследования в области новых видов городского и междугородного транспорта.......... 305 17.7. Транспортные средства на воздушной подушке..... 310 17.8. Асинхронные линейные электродвигатели...... 312 17.9. Линейные синхронные электродвигатели....... 327 17.10. Электромагнитный подвес и направление движения (схемы магнитного притяжения) ........... 328 17.11. Магнитный подвес и направление движения (электродинамическая система отталкивания) ......... 335 17.12. Неисследованные возможности.......... 337 Приложение 1 Теория управления 1. Эквивалентность динамических и активных систем .... 338 2. Преобразование Лапласа — передаточная функция . . . 342 3. Влияние временной задержки ..."........ 345 4. Критерий стабильности............. 346 5. Схемы расположения корней........... 346 6. Способ задания функций Найквиста и Бодэ...... 348 7. Общие формы нелинейности............ 351 8. Дескриптивная (описательная) функция....... 353 9. Инверсная диаграмма Найквиста или Уайта...... 355 10. Второй метод Ляпунова............. 356 11. Ввод произвольных данных в систему........ 356 12. Управление в истинном масштабе времени...... 356 Приложение 2 Система обозначений REFERENCES ..................360 Цена: 150руб. |
||||