Математика | ||||
демонстрационный химический эксперемент-К.Я.Парменов Москва 1954 стр.115 С подписью автора | ||||
демонстрационный химический эксперемент-К.Я.Парменов Москва 1954 стр.115 С подписью автора
ОТ АВТОРА Настоящая работа представляет собой обработанные стенограммы лекций, прочитанных преподавателям химии в Московском областном, Горьковском городском и Владимирском областном институтах усовершенствования учителей в 1952 и 1953 гг. Автор ставит целью осветить в этой работе некоторые общие вопросы методики демонстрационного эксперимента по химии и дать практические советы по методике и технике демонстраций, особенно в тех случаях, когда они не нашли достаточного отражения в нашей литературе. Все замечания и пожелания, связанные с настоящей работой, просим направлять по' адресу: Москва, Лобковский пер., 5/16, Институт методов обучения АПН РСФСР. ВВЕДЕНИЕ Слово «эксперимент» происходит от латинского ехре-rimentum (испытание). Эксперимент — наблюдение исследуемого явления в определенных условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздавать его всякий раз при повторении этих условий. В природе часто нет расчлененности между явлениями, «явления преходящи, текучи, отделены лишь условными гранями» '. В природе царит многообразие явлений, одновременность их возникновения и течения, множественность причинных зависимостей. Все это создает громадные трудности при выяснении причин, вызывающих явления. Иногда даже самое внимательное и длительное наблюдение не в состоянии выяснить эти причинные зависимости. В этом случае исследователю и приходит на помощь эксперимент, позволяющий изолировать изучаемый объект или .процесс от других побочных предметов и явлений. В предисловии к 1-му изданию «Капитала» К. Маркс так характеризует сущность эксперимента: «Физик или наблюдает процессы природы там, где они проявляются в наиболее отчетливой форме и наименее затемняются нарушающими их влияниями, «ли же, если это возможно, производит эксперимент при условиях, обеспечивающих ход процесса в чистом виде» 2. Следовательно, познание законов природы можно приобретать двумя способами: первый—отмечать явления гак, как они протекают, без малейшей попытки повлиять на их учащенность или на изменение сопутствующих условий— это наблюдение; и второй — вмешаться в течение явления, изменяя причины и вводя в действие инстру- •^ В. И. Ленин, Философские тетради, М., 1936, стр. 263. 'К. Маркс, Капитал, т. I, Госполитиздат, М., 1953, стр. 4. СОДЕРЖАНИЕ От автора............. ^ Введение........... . 3 Место демонстрационного эксперимента в преподавании химии ............. 12 Общие педагогические требования к демонстрационному эксперименту ........... --' Наглядность при проведении экспериментов . ' . . . -• Простота эксперимента.......... 33 Безопасность эксперимента........ 44 Надежность (безотказность) экспериментов .... 49 Необходимость объяснения эксперимента . ... 58 Необходимость повторения демонстраций .... 7Г> Ограниченность времени демонстраций ..... 77 Своевременность постановки демонстраций . ... 78 Об отборе демонстрационных опытов..... 79 Типы уроков с применением демонстрационного эксперимента ............. 89 Примерный список демонстрационных опытов для VII—X классов............. ?2 Наборы и коллекции веществ, демонстрируемых на уроках химии в семилетней и средней школе .... 101 Примеры уроков по химии с применением демонстрационных опытов........... 101 Литература............. 114 Цена: 300руб. |
||||