Математика | ||||
Методика обучения химии-Кирюшкин Д. М М., «Просвещение», 1970,495 с. с илл. | ||||
Кирюшкин Д. М. и Полосин В. С.
К 43 Методика обучения химии. Учеб. пособие для пед. ин-тов. М., «Просвещение», 1970, 495 с. с илл. Предлагаемое пособие для студентов педагогических институтов написано в соответствии с новой программой. Оно является одной из попыток соединить педагогическую теорию с педагогическим экспериментом. Авторы, используя как собственные работы, так и работы других исследователей, по-новому подходят к освещению вопросов методики преподавания химии в вредней школе. ВВЕДЕНИЕ Методика обучения химии выделилась в самостоятельную отрасль педагогической науки и стала развиваться в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции, когда химия была включена в качестве обязательного учебного предмета в учебный план средней общеобразовательной школы. В связи с этим в учебные планы высших учебных заведений, подготавливающих учителей химии, был включен курс методики химии. Истоки важнейших методических идей обнаруживаются в научных и педагогических трудах великих русских химиков. Еще в первой половине XVIII в., когда химия представлялась ученым-естествоиспытателям как искусство делать опыты и описывать явления, М. В. Ломоносов ставил ее в ряд точных наук. Он высоко ценил роль теории в развитии наук о природе, впервые применил учение атомистов древних и средних веков в исследовании физических и химических явлений. В научных исследованиях он придавал большое значение физическому и химическому эксперименту и стремился к максимальной точности измерений, пользуясь в опытах по химии наиболее чувствительными по тому времени весами. Он придавал большое значение очистке веществ для определения их свойств. М. В. Ломоносов сочетал теоретические исследования с решением практических вопросов большого государственного значения (открыл закон сохранения масс и написал руководство по металлургии). Этот великий учений был выдающимся педагогом и великим патриотом. Выдающиеся русские ученые-химики правильно оценивали и развивали его идеи в своих научных и педагогических работах. изучении нового ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ Введение................. Глава L Содержание курса химии средней школы . ... . Знания, необходимые для понимания и усвоения периодической системы химических элементов . ........ Знания, необходимые для формирования основных химических понятий Связь обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства . . . . . '. '. . Учебный материал, необходимый для политехнического образования Исторические сведения в курсе химии..... Формирование мировоззрения учащихся ..... Научно-атеистическое воспитание ...... Последовательность изложения курса химии , Связь химии с другими предметами в процессе обучения Глава II. Методы обучения химии . . Глава III. Методы обучения, применяемые при учебного материала *............ Методы наглядного. обучения . . . . Применение ученического эксперимента при изучении нового учебного. материала . . .... ... ,......, ... Словесные методы обучения............ Глава IV, Методы, применяемые в процессе усовершенствования знаний.................. Демонстрация химических опытов при повторении . . . ... Демонстрация опытов при обучении применению знаний в учебной работе................. Практические занятия по химии . . ,...... , Решение экспериментальных, задач.. . ... . . , ... , О развитии умений и навыков учащихся....... .... Словесные методы при повторении . . . ... . . . . Упражнения......... . . . . . ... . Текстовые (качественные) химические задачи , . . . , Решение задач, содержащих арифметические расчеты ...... Глава V. Методы учета результатов обучения химии в средней школе Методы проверки знаний и умений учащихся . . . . . ,-,-'. Учет результатов обучения на основе наблюдений на уроках . Глава VI. Организационные формы обучения химии . . . , , УрОки изучения нового учебного материала........ Содержание................. Структура уроков ............ , , Общие суждения об уроке........... Уроки изучения нового учебного материала и самостоятельные работы Уроки усовершенствования знаний и обучения их применению . .492 3 : 9 11 12 13 15 18 . 22 - 25 30 32 34 41 СЗ 78 Схема анализа лабораторных и практических занятий ..... 166 Программированное обучение........... 167 Причины возникновения программированного обучения . . . — Экскурсии............v..... 175 Дополнительные факультативные и внеклассные занятия по химии в средней школе............... 180 Виды и содержание внеклассной работы........ 184 Организация внеклассных занятий ...»...... 190 Глава VII. Научно-методическая работа учителя ; . . . . . 195 Составление годового календарного плана . •....... 196 Методические разработки тем . . . . » ... . . , . — ' ЧАСТЬ ВТОРАЯ, ВВОДНЫЙ КУРС (первый год обучения химии) Глава I. Задачи и содержание вводного курса химии . . . . 205 Содержание вводного курса......... . ... — - Последовательность изложения вводного курса химии .... . . . 208- Развитие у учащихся умений и навыков .... . . . . 209 Глава II. Основные химические понятия . . . . . . . . 210 Предмет химии (первый урок по химии) . '» ... . . , . 211 Вещество и физическое, тело . . ... . . .... . . . . , 212 Физические свойства веществ......, . ... . . 213 Чистое вещество и смеси............. 215 Как объяснить различие свойств чистого вещества и смеси , , 216 Разделение смеси . .....;. . .-•_'. . • . . 219 План практической работы на тему «Очистка селитры от нерастворимых в воде примесей» . . . . . . . . ... 222 Химические явления. Первоначальные сведения об атоме . . . . 227 Физические и' химические явления . . . . . . . . . — 'Первоначальные сведения об атоме . , ,...... 228 Типы химических реакций ........... . . . 233 Реакции разложения -, ... . , . . . ,: . . . 234 Реакции соединения ............. 237 Реакции замещения . s........ • . . . 239: Общая характеристика механизма химических реакций . . . ... 242 Химические элементы.............. 243 Простые и сложные вещества . . . ... . . • , . . 244 - Масса атома и атомные массы элементов........ 245 . Международное обозначение химических элементов . . . . , 246 Атомно-молекулярная теория ........ . . , . 247 Основные законы химии. Химический язык ... ь .... 248 Зако'н постоянства состава ........... — : Химический язык . . . . . ... . . . . . . 250: ' -Закон сохранения массы веществ , . . . . . . . ; 256' Значение закона сохранения массы . . . . . . . , . . 264 Глава III. Кислород. Озон. Воздух. Горение. Валентность . . . 268 Кясйррод.....„.......... , . •— • : физические свойства кислорода....... . . . 268 Химические свойства кислорода . . . . . ... . ', 271 Окисление. Окислы . . . . . ... ... . " 273 Озон; . , , . . . . . ........ . . . .278 493 Воздух ,............ t ...... 279 Воздух в природе и использование его в промышленности . . 281 Горение.....г........._. . . _ . Валентность............ . ... . .285. Глава IV. Водород. Кислоты. Соли . . , . . . . . . 28? Водород............. '.',•.'.'." — Получение водорода $ лаборатории и изучение его свойств . . 292 Кислоты................. . ........ ... 295 Г л а в а V. Вода. Основания. Растворы......... 297 Вода.........•'•".-" 1. . . ; . . . >-•.•••—• Основания.................. 300: Растворы ... . ,........; .... — Изменение растворимости твердых веществ при изменении температуры -302 Глава VI. Основания. Кислоты. Окислы. Соли . . . . . . 3"0'8' Основания...... . . . ..;.;. . . . 316 Кислоты ,.............. . • \ 32.0 Окислы.....,...... . 827 Соли................;.'.". ".' 329 Ч А С Т Ь Т Р Е Т Ь Я МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВНОГО КУРСА НЕОРГАНИЧЕСКОЙ И ОБЩЕЙ ХИМИИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛ! Глава I. Периодический закон и система химических элементов Д. И. Менделеева . . ... ........333 Изучение периодического закона и системы химических элементов {первый вариант, до ознакомления с электронной теорией) . . 334 Изучение периодического закона и системы химических элементов (второй вариант на основе строения атомов) . . . . . . 345 Изучение периодической системы и ознакомление учащихся с электронной теорией строения вещества (третий вариант) . :. . .349- Глава II. Строение вещества . . . . . .... , . 361 Строение атомов элементов малых периодов . . , .... 357 Строение атомов элементов больших периодов . . .... . 3§? Глава III. Теория электролитической диссоциации .... .368 Значение темы в курсе химии, содержание и последовательность из- ложения.................—. Г л а в а IV. Галогены.............. $88 Хлор.................. s 38$ Бром. Иод. Фтор .......... . . ... р» Общая характеристика галогенов как естественной группы химиче- |L^ ских элементов.............. *•" Глава V. Подгруппа кислорода. Закономерности течения химических . * реакций............... «• < *"*• • •• - - - • • - *u_ Сера.................... .-..fcfl*,- Сероводород и сероводородная кислрта ........ Двуокись серы......г....... Сернистая кислота и ее соли .......... 404 Серный ангидрид и серная_ кислота......... 407 Скорость химических реакций ... . •• • • • • • ' 411 Химическое равновесие............. 412 Производство, серной кислоты............ 4J5 Обзор элементов шестой группы........... Глава VI. Азот и фосфор............ АЗОТ . . . .'..«-:..;.-•. „ • .- .• . .... Аммиак, его состав и свойства.......... 419 Окислы азота........,..... 426 Азотная кислота...... • . . ... . . . 428 Общие понятия о химическом производстве........ 432 Фосфор................... 433 Соединения фосфора............. 436 Минеральные удобрения ...... .... , . . . . 437 Общая характеристика элементов группы азота . ... . . . 439 Глава VII. Углерод и кремний.......... 439 Углерод . . . а , . . •'........... 441 Окись углерода.............. 442 Двуокись углерода............. 443 Угольная кислота и ее соли........... 444 Круговорот углерода в природе . . ........ 445 Кремний . . . . . , ... . .. . . .. . • . . — Соединения кремния . ... . . . . . , . . . 446 Коллоиды . . = ............... 447 . Силикатная промышленность........... 450 Общая характеристика элементов группы углерода..... 451 Глава VIII. Методика изучения металлов ........ 452 Общие сведения о металлах ............ 454 Сплавы....., , . . . . ....... 456 Глава IX. Щелочные и щелочноземельные металлы . . . . . 457 Щелочные металлы . .... . ... ........ . . . . — Натрий и его соединения........... — Калий и его соединения............ 459 Группа щелочных металлов............. — Щелочноземельные металлы ........ . . . . 460 Глава X. Алюминий. Железо. Коррозия металлов. ..... 464 Алюминий..................— Соединения алюминия . . . . . . . '. "'•. . . . 405 Железо ...»............... 467 Соединения железа . . . .. . . . . .'..... . . 468 Коррозия металлов ,........... 469 Элементы семейства железа............ 478 Глава XI. Металлургия . ... . ... . . . , , 479 Общие способы производства металлов . . . . . . . , — Производство чугуна . . . . . . . . . . . . . . «481 Производство стали.......,......485 Основные проблемы черной металлургии........489 Производство алюминия . , . . , _. . . .... . 490 Цена: 150руб. |
||||