Отрудном в орфографии и пунктуации-И.Н.Рейнке Москва 1971 стр.240 | ||||
Отрудном в орфографии и пунктуации-И.Н.Рейнке Москва 1971 стр.240
ВВЕДЕНИЕ Не всем легко дается русская грамота, а научиться правильно писать надо. И вот почему. Очень трудно читать текст, написанный с ошибками. Когда человек читает, он воспринимает все слово целиком, а не складывает его из букв и слогов. Проверь. Прочитай обращение М. И. Калинина к выпускникам школ и понаблюдай за процессом чтения. «Прежде всего вы должны хорошо знать русский язык... Ведь нет такой науки, которую вам придется изучать в будущем, и нет4?кой сферы общественной деятельности, где бы не требовалось хорошее знание русского языка. И даже в обыденной жизни такое знание необходимо...» Если же слово искажено, написано не так, как мы обычно привыкли видеть, то приходится читать по слогам, думать над тем, какое слово перед нами, и это, естественно, затрудняет чтение. Убедись сам. Перед тобой письмо пожилой неграмотной женщины: «Дуся прижайти кнам вотпуск у нас очин харашо мы вас в стретим настанцие». Знаки препинания помогают пишущему правильно выразить свою мысль, а читающему — правильно и без затруднений понять написанное. В наше время всем приходится много читать и писать, поэтому соблюдение общепринятых правил письма должно быть обязательным для каждого. Помимо того, что правильное письмо является показателем грамотности человека, оно еще свидетельствует и о том, насколько человек воспитан. Чувство собственного достоинства, уважение к другим людям, не говоря уже о любви к языку, не позволяет писать с ошибками. Цель книги — помочь вам, учащимся 6—8-х классов, разобраться в трудностях русской орфографии (I часть) и пунктуации (II часть). Многие, правила написания слов объясняются, раскрываются с помощью рисунков, схем, таблиц. Слова, правописание которых трудно объясняется 1* 3 СОДЕРЖАНИЕ Введение.......................... Часть I ЯЗЫК «ЖИВЕТ» Чередующиеся гласные •••.>>.>•>........... Без ударения пишется о................ гор- (гореть), клон- (поклониться), твор- (творить) , Без ударения пишется а ................ зар- (заря), плав- (поплавок).............. Смотри на последующие буквы............. Раст- •— рос-....................... Скоч--скак-....................... Кос(н)--кас- и лож--лаг- . «............ Бер--бцр-, дер---дир-, мер--мир-, пер--пир-, тер--тир- '. ...................... Блеет--блист-, жег--жиг-, стел--стил-, чет-—< чит- ...» ........................ Различай значение .................... Роен--равн-....................... Мок--мак-....................... Приставки пре- и при-..................... И и ин во всех частях речи.................. Полные прилагательные................. Краткие прилагательные ................ Правописание существительных............. Причастия и отглагольные прилагательные...... Краткие причастия и наречия .............• Правописание наречий ................... Слитное и раздельное написание не.............. Всегда слитно......................• • То слитно, то раздельно ................. Не с причастием ................. Не с отглагольными прилагательными и причастиями на -мый................... Всегда раздельно..................... Частицы не и ни........................ Часть II ОТ ГЛУБОКОЙ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ Запятая........................... Однородные и неоднородные определения .......... В синих, желтых, лиловых........•...... Высокие столетние сосны................ Бледно-голубая стеклянная ваза............. Из-за белых, опаленных огнем.............. По равнине широкой, бесконечной............ Последний, восемнадцатый................ Обособление определений.................... Утренний ветер, соленый и свежий .......... Шабашкин, с картузом на голове............ Вид сосредоточенный и дельный.........«... 130 Орел, острокрылая гордая птица............. 132 Огонь сверкал, синий и равнодушный.......... 135 Удивленный, я с камня встал.............. 137 Одаренный необычайной силой, Герасим........ 139 Молодой парень, белобрысый .............. 141 Онисим Михайлович, фельдфебель............ 143 Вводные слова (словосочетания) и предложения....... 146 Возможно, пршэода подскажет.............. —• Итак, работа?кончена.................. 147 Кажется, казалось.................... 148 И, следовательно..................... 153 Во вторник, по-видимому................ 154 Зачем ему, в конце концов, это делать?........ 156 Я думаю, ты помнишь................... 160 Предложения с союзом и.................... 163 ...И струны в нем дрожали............... — И уголь, и уран, и .................... 164 Вдоль дороги широкой и гладкой............ 167 Утром со стороны леса................. 170 И, чтобы... и хотя................... 174 Обороты с союзом как..................... 177 Дремуч, как лес ..................... 178 Иванов как редактор................... 181 Наградили, как отличника............... 182 Но он стоял как мертвый................ 184 Вертится как белка в колесе.............. 186 Извиваясь как змея...................• 187 Просто как ....................... 188 Я видел, как вздымались горы.............. 191 Подобно тому как.................... 193 Как он сам называл себя................. 197 Тире.............................. . 200 Дыня — лакомство.................... 202 Все в гул слилось..................... 207 Скромные цветы — резеда, левкои— ........... 208 Неужели... — неужели.................. 210 Немца — молодого фельдфебеля — ............ 212 Старуха — немощная и бессильная —.......... 213 Сыр выпал — с ним была плутовка такова ...... — Здесь не житье им — рай................. 214 Молод был — светло светил............... 215 Хлебом — деревня, работой — дорога.......... 217 Наш. колхоз — богатый..............•. . . 219 Период.............................. 226 Условные сокращения..................... 234 Приложения........................... 235 Цена: 150руб. |
||||