Философия

Русский язык

Словари

Художественная литература

Общественно-политическая литера

Общее языкознание-Б.П.Ардентов Москва 1970 стр.188
Общее языкознание-Б.П.Ардентов Москва 1970 стр.188

ПРЕДИСЛОВИЕ
Каждый, кто изучает какую-либо науку, должен звать ее историю. Это необходимо потому, что каждый этап в ее разветви будет понятен лишь в то» случае, если он увязывается с предшест -вующими этапами, так как в науке всякое новое возникает не на "пустом месте", а определяется всем предшествующим ходом развития. Знание истории науки предохраняет от возможных ошибок, дает возможность правильнее оценить положения и теории, выдвигаемые шзличныш учеными не только в прошлом, но и в настоящем.
В предлагаемом курсе лекций по"Истории лингвистикя"делаёт-
СЯ ПОПЫТКа ОТДеЛЬНО ПрОСЛеДИТЬ ИСТОрИЮ Общего яяяиоан^шщ |
отдельных отраслей лингвистики: сравнительно-исторического языкознания, диалектологии, грамматики, интерлингвистики в т.д., начиная с последнего этапа средневековья и до наших дней, когда наметилась эта дифференциация в науке о языке. До этого, с древних времен и почти все средневековье наука о языке ограничивалась технической грамматикой с ее узкими дидактическими целям».
Изложение истории лингвистики в таком плане наталкивается на серьезные трудности: во-первых, трудно отделить общеязыковые концепции отдельных лингвистов и направлений от разработки от -дельных языковедческих дисциплин - они органически слиты. По -этому неизбежными оказываются некоторые повторения, на которые читатель, конечно, обратит внимание. Во-вторых, при таком—" женин материала оказалось невозможным строго выдержать гическую последовательность.
Курс лекций, безусловно, не может претендовать на исчерпы= вавдее изложение истории лингвистики. В нем дано то, что,на наш взгляд, является наиболее важным и существенным. Особый упор сделан на освещение истории отечественного языкознания.
А вто Pi
ПРЕДИСТОРИЯ НАУЧНОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
§ L Донаучные гспыди решения вопросов.связадьк с языком. С неза -памятных времен язык привлекал к себе пытливый ум человека. Уже в каменном веке первобытные люди задумывались над тем, как мог появиться язык. Наблюдения над детьми убеждали, что человек рождается бессловесным, т.е. не владеющим языком, и язык перени -мает от окружающих. Как же люди научились говорить? В легендах и мифах, дошедших от разных народов и племен нашего времени,изобретение языка обычно приписывается некоему мудрому старцу: в жизни первобытного общества пожилые люди, умудренные житейским опытом, играли руководящую роль. Он научил языку и других людей.
Позже, с появлением и оформлением религиозных верований, религия стала для человека тем, чем для него теперь является наука: у нее он искал ответа на вопросы, на которые его наталкивала сама жизнь: откуда и как появились человек, животные, расте -ния? Как образовались земля, солнце, луна, звезды и т.д.? В ми -••*"-•* религиозных легендах утверждалось, что все это создал бог. .оным же образом решался и вопрос о происхождениии языка: его дание тоже приписывалось богу.
Так, например, утверждает библия, в которой обобщены легенды и мифы древних семитских племен, проживавших в передней Азия. В 1-ой главе Бытия в библии рассказывается, что, создав ™л»мч^ мир, назвал бог свет - днем (др.еврейок. jo* ). тьму - ночью ( lajii ), твердь - небом (вашаJIB Коушу - землей (free ),
ОГЛАВЛЕНИЕ
П р е д и с т о.р и я научного я з ы к о з н в^| § х. Донаучные попытки решения вопросов, связанных •'?,
с языком..................... ;,
Языкознание в д р е в н и е века
§ 2. Языкознание - древняя наука....... . . . .
§ 3. Языкознание в древней Индии...........
Античное языкознание
§ 4. Языкознание в древней Греции ...........
Философский период .............. . .
Вопрос о "правильности имев" . . .........
Платон......'................
Аристотель ....................
Философы-стоики ..... ....... .....
Софисты..................... ,
Филологический период ........... . . . ,
§ 5. Языкознание в древнем Риме ............
§ 6. Арабское языкознание ...............
§ 7. Значение языкознания древних веков . . ......
Языкознание в средние веке § 8. Языкознание в средние века в западной Европе . . . § 9. Реализм и номинализм
§ 10. Языкознание у ваших и восточных славян .'.....
Языкознание нового времени
§ II. Общее языкознание и отрасли лингвистики ..... .
§ 12. Эпоха Возрождения (Ренессанс). Общая характеристика § 13. Классическая филология Семитология ........
§ 14. Неофилология.........•..'....
§ 15. "Словенороссийские" грамматики у восточных § 16. Отголоски библейских догм в языкознании вдохи
Возрождения .........
\ 186
§ 17. Первые направления в общем языкознании - рационализм
и сенсуализм............. .......35
§ 18. Грамматика. Рационалистическая грамматика. Грамматики
сторонников сенсуализма ...............36
§ 19. Идея единого всеобщего языка (интерлингвистика) ... 38
§ 20. Готфрид Вильгельм Лейбниц..............40
§ 21. Языкознание в России в ХУШ в............. 41
М.Б.ЛОМОНОСОВ................ .... 42
А.А.Барсов .................. . . . 47
В преддверии сравнительно-исторического языкознания §22. Вовлечение в исследование новооткрытых языков.
Сравнительные словари ............... 48
§ 23. Предистория индоевропейского срав.-исторического
< языкознания ....
§ 24. Первый период сравнительно-исторического языкознания 53
Расмус Раек..................... 53
Франц Бопп ..................... 54
Яков Гримм.....................55
А.Х.Востоков . , ............'......56
§ 25. Сравнительно-исторический метод и этимология.А.Потт 57 § 26. Языкознание в России во 2-й четверти ИХ в.
Г.П.Павский.....................58
§ 27. Общее языкознание. В.Гумбольдт ..../".......59
§ 28. Сравнительное языкознание конца 2-й-начала 3-й:
четверти ПХ в................. . .'Ч .63
§ 29. Изучение русского языка. И.И.Срезневский......65
§ 30. Грамматика. Логическое направление в грамматике . . 66 , § 31. Второй период, сравнительно-исторического языкознания.
А.Шлейхер......................69
§ 32. Общее языкознание. Биологическое (натуралистическое)
направление .........*...........71
Паке Мюллер ..................... 74,
§ 33. Общее языкознание. Психологическое направление . . . 75 §34. Третий период срав.-исторического языкознания.
Младограмматики ....... ........ ..... 77
§ 35. Общее языкознание. Концепция младограмматиков .... 86 § 36. Грамматика. Психологическое направление
в грамматике.....................88
§ 37. Лингвистическая палеонтология............90
§ 38. Языкознание в России во 2-ой половине XIX в.и первой
четверти XX в. .(Общий обзор)............ 93
К.Аксаков, В.Даль, Н.Некрасов ............ 95
Н.Г.Чернышевский.................. 96
§ 39. Сравнительное языкознание. Московская школа ..... 98
Ф.Ф.Фортунатов................... 98
В.К.Поржезинский..................101
А.А.Шахматов....................101
§ 40. Слабые стороны младограмматиков...........102
§ 41. Харьковская школа в языкознании . .......... 103
А.А.Потебня.....................103
"~| 42. Казанская-Петербургская школа языкознания......105
И.А.Бодуэн-де-Куртенэ................ 105
В.А.Богородицкий . . . i..............107
§ 43. Общее языкознание. Московская школа.........108
Харьковская школа................. . 109
Казанская-Петербургская школа............НО
Н.В.Крушевский...................III
§ 44. Диалектология................... 112
§ 45. Сравнительное языкознание. Языки centum и 8atem П4 § 46. Сравнительное языкознание. Генеалогическое древо
'индоевропейских языков. "Теория волн" И.Шмидта . . . 115
§ 47. Фонетика ...„'................;.-. 120
§48. Диалектология. Географическая лингвистика ...... 122
§ 49. Семасиология....................124
§ 50. Общее языкознание. Марксизм и языкознание ..... 126
§ 51. Сравнительное языкознание. Влияние на индоевропейские языки языков других семейотв. Понятия субстрата,
cynepcrjpara, адстрата................130 _
§ 52. Общее языкознание. Эстетическое направление .'.... 131 § 53. Общее языкознание. "Веши л слова" Г.Щухардта .... 134
§ 55. Дещифровка письмен.................135
188
§ 56. Четвертый период сравнительного языкознания..
Ф.де Соссюр. Новое в индоевропеистике, связанное о
открытием хеттского языка ....... . ...... 137
§ 57. Общее языкознание. Психологизм в языкознании.В.Вундт 138
§ 58. Интерлингвистика .................. 140
§ 59. Грамматика. Критика Потебней логического направления
в грамматике. Вырождение психологического направления
- Д.Н.Овсянико-Куликовский............ . 142
§ 60. Грамматика. Формалистическое направление.в
грамматике..................... 144
§ 61. Общее языкознание. Марксизм в языкознании,
Д.Н.Кудрявский................... 146'
§ 62. Сравнительное языкознание. Ареальное языкознание . . 148 § 63. Общее языкознание. Социологическое направление.
Ф.де Соссюр..................... 149
§ 64. Этимология...................< . 153
§ 65. Общее языкознание. Семантики ............ 154
§ 66. Грамматика. Синтаксическая концепция А.А.Шахматова 155
§ 67.. Общее языкознание. "Новое учение о языке" Ы.Я.Марра 157
§ 68. Общее языкознание. Структурализм . . . ....... 163
Копенгагенский структурализм ...... ...... 163
Американский структурализм............. 165
Пражский структурализм ............... 166
§ 69. Общее языкознание. Учение о языке как второй
сигнальной системе И.П.Павлова ...... Ч .... 167
§ 70. Семасиология. Семантическое поле . ........ 169
§ 71. Общее языкознание. Языковедческая дискуссия газеты
"Правда" весной 1950 г. Брошюра "Марксизма и вопросы
I , языкознания" И.В.Сталина.............. 171
* $ 72. Общее языкознание. Структурализм в советском
\ • языкознании.................... 174
§ 73. Математическая лингвистика ... . . . ....... 176
§ 74. Итоги советского языкознания и его проблемы ..... 179
Языковое строительство............... 180

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz