Общее языкознание-Б.П.Ардентов Москва 1970 стр.188 | ||||
Общее языкознание-Б.П.Ардентов Москва 1970 стр.188
ПРЕДИСЛОВИЕ Каждый, кто изучает какую-либо науку, должен звать ее историю. Это необходимо потому, что каждый этап в ее разветви будет понятен лишь в то» случае, если он увязывается с предшест -вующими этапами, так как в науке всякое новое возникает не на "пустом месте", а определяется всем предшествующим ходом развития. Знание истории науки предохраняет от возможных ошибок, дает возможность правильнее оценить положения и теории, выдвигаемые шзличныш учеными не только в прошлом, но и в настоящем. В предлагаемом курсе лекций по"Истории лингвистикя"делаёт- СЯ ПОПЫТКа ОТДеЛЬНО ПрОСЛеДИТЬ ИСТОрИЮ Общего яяяиоан^шщ | отдельных отраслей лингвистики: сравнительно-исторического языкознания, диалектологии, грамматики, интерлингвистики в т.д., начиная с последнего этапа средневековья и до наших дней, когда наметилась эта дифференциация в науке о языке. До этого, с древних времен и почти все средневековье наука о языке ограничивалась технической грамматикой с ее узкими дидактическими целям». Изложение истории лингвистики в таком плане наталкивается на серьезные трудности: во-первых, трудно отделить общеязыковые концепции отдельных лингвистов и направлений от разработки от -дельных языковедческих дисциплин - они органически слиты. По -этому неизбежными оказываются некоторые повторения, на которые читатель, конечно, обратит внимание. Во-вторых, при таком—" женин материала оказалось невозможным строго выдержать гическую последовательность. Курс лекций, безусловно, не может претендовать на исчерпы= вавдее изложение истории лингвистики. В нем дано то, что,на наш взгляд, является наиболее важным и существенным. Особый упор сделан на освещение истории отечественного языкознания. А вто Pi ПРЕДИСТОРИЯ НАУЧНОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ § L Донаучные гспыди решения вопросов.связадьк с языком. С неза -памятных времен язык привлекал к себе пытливый ум человека. Уже в каменном веке первобытные люди задумывались над тем, как мог появиться язык. Наблюдения над детьми убеждали, что человек рождается бессловесным, т.е. не владеющим языком, и язык перени -мает от окружающих. Как же люди научились говорить? В легендах и мифах, дошедших от разных народов и племен нашего времени,изобретение языка обычно приписывается некоему мудрому старцу: в жизни первобытного общества пожилые люди, умудренные житейским опытом, играли руководящую роль. Он научил языку и других людей. Позже, с появлением и оформлением религиозных верований, религия стала для человека тем, чем для него теперь является наука: у нее он искал ответа на вопросы, на которые его наталкивала сама жизнь: откуда и как появились человек, животные, расте -ния? Как образовались земля, солнце, луна, звезды и т.д.? В ми -••*"-•* религиозных легендах утверждалось, что все это создал бог. .оным же образом решался и вопрос о происхождениии языка: его дание тоже приписывалось богу. Так, например, утверждает библия, в которой обобщены легенды и мифы древних семитских племен, проживавших в передней Азия. В 1-ой главе Бытия в библии рассказывается, что, создав ™л»мч^ мир, назвал бог свет - днем (др.еврейок. jo* ). тьму - ночью ( lajii ), твердь - небом (вашаJIB Коушу - землей (free ), ОГЛАВЛЕНИЕ П р е д и с т о.р и я научного я з ы к о з н в^| § х. Донаучные попытки решения вопросов, связанных •'?, с языком..................... ;, Языкознание в д р е в н и е века § 2. Языкознание - древняя наука....... . . . . § 3. Языкознание в древней Индии........... Античное языкознание § 4. Языкознание в древней Греции ........... Философский период .............. . . Вопрос о "правильности имев" . . ......... Платон......'................ Аристотель .................... Философы-стоики ..... ....... ..... Софисты..................... , Филологический период ........... . . . , § 5. Языкознание в древнем Риме ............ § 6. Арабское языкознание ............... § 7. Значение языкознания древних веков . . ...... Языкознание в средние веке § 8. Языкознание в средние века в западной Европе . . . § 9. Реализм и номинализм § 10. Языкознание у ваших и восточных славян .'..... Языкознание нового времени § II. Общее языкознание и отрасли лингвистики ..... . § 12. Эпоха Возрождения (Ренессанс). Общая характеристика § 13. Классическая филология Семитология ........ § 14. Неофилология.........•..'.... § 15. "Словенороссийские" грамматики у восточных § 16. Отголоски библейских догм в языкознании вдохи Возрождения ......... \ 186 § 17. Первые направления в общем языкознании - рационализм и сенсуализм............. .......35 § 18. Грамматика. Рационалистическая грамматика. Грамматики сторонников сенсуализма ...............36 § 19. Идея единого всеобщего языка (интерлингвистика) ... 38 § 20. Готфрид Вильгельм Лейбниц..............40 § 21. Языкознание в России в ХУШ в............. 41 М.Б.ЛОМОНОСОВ................ .... 42 А.А.Барсов .................. . . . 47 В преддверии сравнительно-исторического языкознания §22. Вовлечение в исследование новооткрытых языков. Сравнительные словари ............... 48 § 23. Предистория индоевропейского срав.-исторического < языкознания .... § 24. Первый период сравнительно-исторического языкознания 53 Расмус Раек..................... 53 Франц Бопп ..................... 54 Яков Гримм.....................55 А.Х.Востоков . , ............'......56 § 25. Сравнительно-исторический метод и этимология.А.Потт 57 § 26. Языкознание в России во 2-й четверти ИХ в. Г.П.Павский.....................58 § 27. Общее языкознание. В.Гумбольдт ..../".......59 § 28. Сравнительное языкознание конца 2-й-начала 3-й: четверти ПХ в................. . .'Ч .63 § 29. Изучение русского языка. И.И.Срезневский......65 § 30. Грамматика. Логическое направление в грамматике . . 66 , § 31. Второй период, сравнительно-исторического языкознания. А.Шлейхер......................69 § 32. Общее языкознание. Биологическое (натуралистическое) направление .........*...........71 Паке Мюллер ..................... 74, § 33. Общее языкознание. Психологическое направление . . . 75 §34. Третий период срав.-исторического языкознания. Младограмматики ....... ........ ..... 77 § 35. Общее языкознание. Концепция младограмматиков .... 86 § 36. Грамматика. Психологическое направление в грамматике.....................88 § 37. Лингвистическая палеонтология............90 § 38. Языкознание в России во 2-ой половине XIX в.и первой четверти XX в. .(Общий обзор)............ 93 К.Аксаков, В.Даль, Н.Некрасов ............ 95 Н.Г.Чернышевский.................. 96 § 39. Сравнительное языкознание. Московская школа ..... 98 Ф.Ф.Фортунатов................... 98 В.К.Поржезинский..................101 А.А.Шахматов....................101 § 40. Слабые стороны младограмматиков...........102 § 41. Харьковская школа в языкознании . .......... 103 А.А.Потебня.....................103 "~| 42. Казанская-Петербургская школа языкознания......105 И.А.Бодуэн-де-Куртенэ................ 105 В.А.Богородицкий . . . i..............107 § 43. Общее языкознание. Московская школа.........108 Харьковская школа................. . 109 Казанская-Петербургская школа............НО Н.В.Крушевский...................III § 44. Диалектология................... 112 § 45. Сравнительное языкознание. Языки centum и 8atem П4 § 46. Сравнительное языкознание. Генеалогическое древо 'индоевропейских языков. "Теория волн" И.Шмидта . . . 115 § 47. Фонетика ...„'................;.-. 120 §48. Диалектология. Географическая лингвистика ...... 122 § 49. Семасиология....................124 § 50. Общее языкознание. Марксизм и языкознание ..... 126 § 51. Сравнительное языкознание. Влияние на индоевропейские языки языков других семейотв. Понятия субстрата, cynepcrjpara, адстрата................130 _ § 52. Общее языкознание. Эстетическое направление .'.... 131 § 53. Общее языкознание. "Веши л слова" Г.Щухардта .... 134 § 55. Дещифровка письмен.................135 188 § 56. Четвертый период сравнительного языкознания.. Ф.де Соссюр. Новое в индоевропеистике, связанное о открытием хеттского языка ....... . ...... 137 § 57. Общее языкознание. Психологизм в языкознании.В.Вундт 138 § 58. Интерлингвистика .................. 140 § 59. Грамматика. Критика Потебней логического направления в грамматике. Вырождение психологического направления - Д.Н.Овсянико-Куликовский............ . 142 § 60. Грамматика. Формалистическое направление.в грамматике..................... 144 § 61. Общее языкознание. Марксизм в языкознании, Д.Н.Кудрявский................... 146' § 62. Сравнительное языкознание. Ареальное языкознание . . 148 § 63. Общее языкознание. Социологическое направление. Ф.де Соссюр..................... 149 § 64. Этимология...................< . 153 § 65. Общее языкознание. Семантики ............ 154 § 66. Грамматика. Синтаксическая концепция А.А.Шахматова 155 § 67.. Общее языкознание. "Новое учение о языке" Ы.Я.Марра 157 § 68. Общее языкознание. Структурализм . . . ....... 163 Копенгагенский структурализм ...... ...... 163 Американский структурализм............. 165 Пражский структурализм ............... 166 § 69. Общее языкознание. Учение о языке как второй сигнальной системе И.П.Павлова ...... Ч .... 167 § 70. Семасиология. Семантическое поле . ........ 169 § 71. Общее языкознание. Языковедческая дискуссия газеты "Правда" весной 1950 г. Брошюра "Марксизма и вопросы I , языкознания" И.В.Сталина.............. 171 * $ 72. Общее языкознание. Структурализм в советском \ • языкознании.................... 174 § 73. Математическая лингвистика ... . . . ....... 176 § 74. Итоги советского языкознания и его проблемы ..... 179 Языковое строительство............... 180 Цена: 150руб. |
||||