Математика | ||||
История экономических учений-Ядгаров Я.С. М.: ИНФРА-М, 1999. - 320 с | ||||
Ядгаров Я.С. j
История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. — • М.: ИНФРА-М, 1999. - 320 с. \ N 5-86225-779-9 Учебник продолжает замысел, во многом реализованный автором в! вышедших ранее двух изданиях — сначала в «Экономике» (1996) и затем'1 в «ИНФРА-М» (1997): содействовать с деидеологизированных и неклас-сово-формационных позиций знакомству с особенностями эволюции те-j еретических направлений, течений и школ экономической мысли; способствовать формированию всесторонней профессиональной культуры экономиста. В отличие от предыдущих изданий структура учебника существенно приближена к логике и последовательности положений новой учебной программы по дисциплине. В этой связи его содержание не только переработано, но и дополнено новой тематикой. Предназначен для студентов экономических специальностей вузовч Может быть полезен всем, кто самостоятельно изучает историю экономических учений или стремится совершенствовать свои знания в этой ОГЛАВЛЕНИЕ От автора....................................................................................................7 Тема 1. Предмет, метод и структура курса истории экономических учений...............................................................9 §1. Почему изучают историю экономических учений...................9 §2. О структуре курса истории экономических учений............... 10 Вопросы и задания для контроля........................................... 12 Список рекомендуемой литературы ....-................................... 12 Раздел первый ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ДОРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ Тема 2. Натурально-хозяйственная экономическая мысль древнего мира и средневековья .............................................. 13 §1. Экономическая мысль древнего мира..................................... 13 §2. Экономическая мысль средневековья..................................... 16 Вопросы и задания для контроля...........................................21 Список рекомендуемой литературы ...............,.......................21 Тема 3. Меркантилизм — экономическая мысль периода зарождения рыночных экономических отношений.............. 22 §1. Предмет и метод меркантилистской школы экономической мысли ............................................................. 22 §2. Особенности раннего и позднего меркантилизма.................25 §3. Историческое значение меркантилизма..................................27 Вопросы и задания для контроля...........................................29 Список рекомендуемой литературы.......................................29 Раздел второй ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ Часть первая КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ Тема 4. Общая характеристика классической политической экономии....................................................................................30 §1. Что такое классическая политическая экономия...................30 §2. Этапы эволюции классической политической экономии.....33 §3. Особенности предмета и метода изучения классической политической экономии..........................................................37 Вопросы и задания для контроля...........................................40 Список рекомендуемой литературы.......................................40 Тема 5. Первый этап эволюции классической политической экономии...................................................................................4 §1. Экономическое учение У.Пстти...............................................4 §2. Экономическое учение П.Буагильбера....................................4( §3. Ф.Кенэ — основоположник учения физиократов..................4' §4. Экономическое учение А.Тюрго ..............................................5| Вопросы и задания для контроля ........................................... 5J Список рекомендуемой литературы....................................... 5 Тема 6. Второй этап эволюции классической политической экономии. Учение Адама Смита..............................................б1 §1. Предмет и метод изучения...........,............................................ 6 §2. Особенности теоретических разработок..................................6 Вопросы и задания для контроля ........................................... 6! Список рекомендуемой литературы....................................... 6' Тема 7. Третий этап эволюции классической политической j экономии................................................................................... 7CJ §1. Экономическое учение Д.Рикардо...........................................70 .'. §2. Экономическое учение Ж.Б.Сэя..............................................7(3 §3. Экономическое учение Т.Мальтуса......................................... 83 Вопросы и задания для контроля...........................................89 Список рекомендуемой литературы....................................... 89 Тема 8. Четвертый этап эволюции классической политической } экономии....................................................................................9Q §1. Экономическое учение Дж.С.Милля....................................... 9С §2. Экономическое учение К.Маркса............................................ 9] Вопросы и задания для контроля ......................................... 1 id Список рекомендуемой литературы..................................... 1 Ц Часть вторая ПРОТИВНИКИ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ Тема 9. Концепции реформ экономистов-романтиков..................... §1. Экономическое учение С.Сисмопди...................................... 1 и §2. Экономическое учение П.Прудона........................................ 12q Вопросы и задания для контроля ......................................... Ill Список рекомендуемой литературы..................................... 133 Тема 10. Антирыночпые доктрины социалистов-утопистов............. 134 §1. Общая характеристика утопического социализма первой половины XIX в......................................................... 134 §2. Экономические воззрения Р.Оуэна, К.Сен-Симона j и Ш.Фурье............................................................................... 13 Вопросы и задания для контроля......................................... 14! Список рекомендуемой литературы..................................... 14; Тема 11. Историческая школа Германии............................................ 143 §1. Общая'характеристика немецкой исторической школы ..... 143 §2. Методологические особенности исторической . школы Германии .................................................................... 146 Вопросы и задания для контроля ......................................... 149 Список рекомендуемой литературы..................................... 149 Часть третья МАРЖИНАЛИЗМ. ФОРМИРОВАНИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Тема 12. Общая характеристика маржинализма ................................ 150 §1. Что такое маржинализм и «маржинальная революция»...... 150 §2. Особенности этапов «маржинальной революции»............... 153 Вопросы и задания для контроля ......................................... 157 Список рекомендуемой литературы..................................... 157 Тема 13. Субъективизм теорий первого этапа «маржинальной революции»........................................................................... 158 §1. Экономическое учение К.Мспгера........................................ 158 §2. Экономические воззрения О.Бсм-Баверка и Ф.Визера....... 164 §3. Маржинальные концепции У.Джевопса и Л.Вальраса........ 170 Вопросы ,и задания для контроля......................................... 173 Список рекомендуемой литературы..................................... 174 Тема 14. Формирование неоклассического направления экономической мысли как второй этап «маржинальной революции»........................................................................... 175 §1. Экономическое учение А.Маршалла..................................... 175, §2. Экономическое учение Дж.Б.Кларка..................................... 180 §3. Концепция общего экономического равновесия В.Парето.................................................................................. 185 Вопросы и задания для контроля......................................... 188 Список рекомендуемой литературы ..................................... 189 Раздел третий ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ РЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ Часть первая ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕОРИЙ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ОБЩЕСТВА НАД ЭКОНОМИКОЙ И РЫНКА С НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ ' Тема 15. Возникновение социально-институционального направления экономической мысли.................................. 190 §1. Общая характеристика институциопализма.......................... 190 §2. Концепции реформ основоположников ипституционализма................................................................ 193 Вопросы и задания для контроля......................................... 198 Список рекомендуемой литературы..................................... 199 Тема 16. Теории рынка с несовершенной конкуренцией ................ 200 §1. Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина... 201 §2. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж.Робинсон.......................................................................'.... 209 Вопросы и задания для контроля......................................... 211 Список рекомендуемой литературы..................................... 212 Часть вторая ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ Тема 17. Ксйисианство......................................................................... 213 §1. Экономическое учение Дж.М.Кейнса................................... 214 §2. Неокейнсианские модели государственного регулирования экономики..................................................... 221 Вопросы и задания для контроля......................................... 224 Список рекомендуемой литературы..................................... 224 Тема 18. Нсолибсрализм....................................................................... 226 §1. Концепция социального рыночного хозяйства.................... 227 §2. Чикагская школа монетаризма............................................... 231, Вопросы и задания для контроля ......................................... 23 Список рекомендуемой литературы..................................... 23 Часть третья ЭВОЛЮЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДОКТРИН ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Тема 19. Концепция неоклассического синтеза................................. 23 §1. Зарождение концепции «неоклассического синтеза».......... 23 §2. О новых версиях концепции «неоклассического синтеза» .. 23' Вопросы и задания для контроля......................................... 23; Список рекомендуемой литературы..................................... 23 Тема 20. «Олимп» современной экономической мысли: «Экономикс» П.Самуэльсона.............................................. 23; §1. Основные вехи научной биографии ...................................... 23 §2. Краткий очерк истории экономических доктрин................. 24: §3. «Ветер перемен» П.Самуэльсона............................................ 24 Вопросы и задания для контроля......................................... 24J Список рекомендуемой литературы..................................... 24 Примечания................................................................;.......................... 24 Тестовые контрольные вопросы по дисциплине.............................. 29 Примерный перечень экзаменационных (зачетных) билетов по курсу «История экономических учений»....................... Важнейшие термины и понятия......................................................... 31 Моим родителям — Ядгаровым Семену Михайловичу и Софии Николаевне— посвящается От автора В данном, третьем издании учебника, как и в предыдущих двух, изложение материала осуществлено с нетрадиционных теоретико-методологических позиций. Нетрадиционных в том смысле, что в нем исключен идеологизированный принцип характеристики эволюции экономической мысли и поэтому отсутствует деление теорий экономистов на «западную», «буржуазную», «пролетарскую» и т.п. Кроме того, в структуре учебника экономические учения различных эпох, этапов и периодов классифицируются не по клас-соио-формационному критерию, а по критерию перерастания натурально-хозяйственных отношений в рыночные экономические отношения, в том числе регулируемые государством. Учебник подготовлен на базе значительного числа первоисточников, в числе которых труды крупных авторитетов современности в области экономической науки, включая нобелевских лауреатов по экономике. Это, по замыслу автора, позволит читателю, с одной стороны, познакомиться с непосредственными теоретическими суждениями так называемых классиков и неоклассиков либо кейнсианцев и неолибералов, а с другой — лучше осмыслить различные оценки и интерпретации творческого наследия предста-нителей основных школ и направлений экономической мысли. Из 20 тем, выделенных в учебнике, первая посвящена вопросам предмета и метода изучения истории экономических учений и особенностям структуры этой учебной дисциплины. Вторая и третья темы охватывают экономические учения дорыночной эпохи. С 4-й но 8-ю тему речь идет об эволюции классической политической экономии, а с 9-й по 11-ю — о творческом наследии противников этого направления экономической мысли. Сущность маржинализ-ма и особенности формирования неоклассического направления экономической мысли рассматриваются с 12-й по 14-ю тему. Наконец, с 15-й по 20-ю тему излагается новейшая история экономической мысли, своеобразие которой заключается в обосновании институциональных концепций социального контроля общества над экономикой, теорий рынка с несовершенной конкурен- Цена: 150руб. |
||||