Математика | ||||
Общая и неорганическая химия-Ю.В.Ходаков Москва 1965 стр.710 | ||||
Общая и неорганическая химия-Ю.В.Ходаков Москва 1965 стр.710
ПРЕДИСЛ ОВИЕ Программа КПСС открывает величественную перспективу движения нашей страны к коммунизму. Ответственные и благодарные задачи встак$т перед учителем средней школы. При решении их большое значение имеет подготовка самого учителя, его научный кругозор. Учитывая это, автор сделал попытку написать книгу по общей и неорганической химии, которая доставила бы учителю материал для подготовки к урокам и вместе с -Тем способствовала бы расширению его научного кругозора и углублению — через материал химии и ее истории — его философского образования. Движение к коммунизму требует привлечения к творческой деятельности в области науки новых, молодых сил. Курсы химии, предназначенные для подготовки специалистов той или другой отрасли промышленности, сообщают студентам достижения химии в готовом виде: берите их и пользуйтесь ими. Будущим исследователям нужно, кроме того, прививать вкус к научному исследованию, знакомя их с методами химии на примерах решения последовательно возникавших перед ней проблем. Здесь история химии, включая сюда л историю решения кардинальных проблем, определявших весь ход ее дальнейшего развития, и маленьких частных задач (открытие или установление состава отдельно взятого вещества, открытие или установление механизма химической реакции) приобретает самостоятельное воспитательное значение. Какую бы отрасль науки мы ни взяли, путь ее один; сначала факты, потом попытки истолкования их, сначала несовершенные, потом все более совершенные, все глубже проникающие сквозь внешнюю видимость явлений в их скрытую от непосредственного наблюдения сущность. Вот почему в этой книге уделено особое внимание экскурсам в историю химии как науки, воспроизводящей в «классической» форме этот процесс развития всех наук. Используя другой путь, ведущий к той же цели, автор стремился путем подробного анализа отдельных типических примеров представить научный метод химии во всем многообразии его форм — от мысленного опыта (установление состава атмосферы Лавуазье) до применения математического аппарата к решению химических проблем, как-то: строго последовательная индукция — на примере учения о полярности молекул, привлечение теории к решению проблем, не разрешаемых чисто эмпирическим путем, — на примере расшифровки химии кислородных соединений фосфора, применение метода моделирования — на примере анализа проблемы кислот и оснований. Химия не может изучаться как узкая, замкнутая в себе наука о какой-то отдельно рассматриваемой форме движения материи. Ею пользуются и другие науки; неизмеримо велика и роль ее в практике; широко распростирает она «руки в дела человеческие» — в промышленность, энергетическое хозяйство, в сельское хозяйство. По мере возможности и эта сторона химии освещается здесь, в частности в связи с проблемой политехнизации, но главным образом в «потребительском» аспекте. 3 В отличие от традиционных учебников в нашей книге систематически прослеживаются связи химии не только с практикой и смежными науками — физикой и биологией, но со всеми другими областями знания! историей материальной культуры, географией, логикой, математикой, в частности геометрией (учение о симметрии, применение и анализ графических построений), кончая искусством (отображение химических фактов в художественной литературе и изобразительном искусстве). Отбор теоретического материала примерно отвечает программе вузов, критерием же отбора фактического материала — веществ и реакций из всего многообразия тех и других — является практическая или теоретическая важность, делающая их предметом программы средней школы. Такие вещества и такие реакции даются «во всех связях и опосредова-ниях», включая историю открытия и установления состава или структуры вещества, механизма химической реакции, характеристику значения в жизни природы, в истории культуры, вплоть до отображения в искусстве. В основу организации фактического материала положены периодический закон и химическая электроника' с использованием развитых «структурным направлением» кафедры химий Московского авиационного института: правил электронного смещения, химического критерия полярности и ионных потенциалов, теории кислот и структурной теории аллотропных модификаций и кислородных соединений неметаллов. Книга состоит из трех частей: теоретические основы химии, неметаллы и металлы. В первой части излагаются атомистика и учение о химической кинетике и химической энергетике. Изложение здесь ведется в основном в историческом плане, путем показа того, как возникали, сменялись и развивались теории химической науки, с обрисовкой общественно-исторической обстановки, в которой осуществлялись ее важнейшие преобразования, и с приведением биографических сведений о ее деятелях. Возвращаясь и в последующем при изложении химии неметаллов и металлов к историческим справкам об открытии элементов и важнейших соединений их, автор старался вскрыть логику развития химии, борьбу за внедрение материалистических идей в науке и роль отечественных ученых в ее развитии. Последовательность изложения неорганической химии, с одной стороны, подсказана последовательностью изучения элементов в средней школе, с другой стороны — «длинным» вариантом периодической системы Д. И. Менделеева, использованным в виде таблицы Томсена-Бора, что дает возможность проследить строго закономерное изменение свойств элементов в длинных периодах, минуя ту путаницу, которая получается при изложении химии элементов побочных групп тотчас вслед за главными группами. В настоящем (3) издании учтен прогресс науки и техники за последние годы, пожелания читателей, сделаны дальнейшие шаги от традиционного учебника к курсу химии мировоззренческого профиля по образцу «Основ химии» Менделеева (в частности в подборе иллюстративного материала), изложение некоторых глав (теория кислот и оснований) приближено к решению методических проблем средней школы. В соответствии с решениями декабрьского Пленума ЦК КПСС (1963 г.), предусматривающими химизацию всего народного хозяйства, особое внимание уделено применению химических материалов и химических процессов в нехимических отраслях народного хозяйства, особенно в сельском хозяйстве. Перегружать текст химическими уравнениями автор счел излишним в тех случаях, когда они самоочевидны. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие .................. 3 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЗАКОНЫ И ТЕОРИИ ХИМИИ. Глава I. Предмет и метод химии........ 5 Глава II. Основной закон естествознания..... 10 Глава III. Основные понятия химии ....... 16 Глава IV. Химическая атомистика......... 35 Глава V. Периодический закон и периодическая система элементов Д. И. Менделеева ... 56 Глава VI. Строение атома и электронная теория валентности ............... 69 Глава VII. Строение веществ........... 81 Глава VIII. Химическая кинетика и химическое равновесие ................ 118 Глава IX. Растворы ............... 135 Глава X. Диссоциация электролитов....... 143 Хронология развития учения о кислотах, основаниях и солях .......... 161 Глава XI. Химическая энергия.......... 170 НЕМЕТАЛЛЫ Глава XII. Кислород ............... 189 Озон ................. 215 Глава XIII. Воздух ................ 222 Глава XIV. Инертные газы ............ 233 Глава XV. Водород................ 243 Глава XVI. Фтор................. 282 Глава XVII. Хлор ................. 292 Глава XVIII. Бром и иод............... 330 Глава XIX. Сера ................. 339 Аналоги серы: селен, теллур. История триады халкогенов............. 386 Глава XX. Азот................... 389 Глава XXI. Фосфор ................ 438 Аналоги фосфора: мышьяк, сурьма и висмут 475' LO Глава XXII. Углерод............... 481 Окись углерода............ 513 Двуокись углерода.......... 526 Глава XXIII. Кремний .............. 547 Аналоги кремния........... 574 Глава XXIV. Бор................. 581 Глава XXV. Металлы............... 586 МЕТАЛЛЫ Глава XXVI. Щелочные металлы.......... 608 Глава XXVII. Главная подгруппа II группы. 617 Глава XXVIII. Алюминий ............. 629- Глава XXIX. Другие металлы III группы и металлы IV—VII групп............ 640 Подгруппа титана............... 649 Подгруппа ванадия ............... 652 Подгруппа хрома ............... 653 Подгруппа марганца ............. 657 Глава XXX. Металлы VIII группы ........ 660 Платиновые металлы ......... 682 Глава XXXI. Подгруппа меди ........... 684 Глава XXXII. Подгруппа цинка .......... 693 Предметный указатель............. 704 Цена: 300руб. |
||||