Математика | ||||
Математика в понятиях, определениях и терминах. Ч., 2- О. В. Мантуров М.: Просвещение, 1982.—351с. | ||||
Математика в понятиях, определениях и терминах. Ч., 2/ М 23 О. В. Мантуров, Ю. К. Солнцев, Ю. И. Соркин, Н. Г. Федин; Под ред. Л. В. Сабинина. —М.: Просвещение, 1982.—351с. — (Б-ка учителя математики).
Предлагаемое пособие для учителей является справочником по математической терминологии. Понятия, определения и термины, включенные в книгу, расположены в алфавитном порядке от буквы М до буквы Я. (Часть 1-я, включающая термины от оуквы А до Оуквы Л, вышла в 1978 году.) Справочник предназначен для учителей математики, а также студентов педвузов. 4306010400-438 ББК 74.262 "* ,„„,„„, ~-- Подписное •Настоящая книга является вторым томом мравочкогодадания ^Математика в понятия* • определениях и термина»., вы-ходящепо в.оерии «Библиотека учителя матемэтики».издательства ^Просвещение». :Как мы уже^кааываяи в предисловии к первому изданию, она адресована в первую, очередь'учителю 1математйки и других смежных дисциплин, а также будущему унителю —.-студенту :пвдагоги-ческого института. гНеобходимость ;изданий такого рода ;представлялась :веегда •очевидной, и более десяти лет назад в издательстве «Прасвещение» тот же жол-•яектив акторов; выпустил «Толковый словарь математических термитов», кого-|рый быстро (разошелся и получил ^положительную оценку чучителей, методистов и прессы. Неоднократно высказывались пожелания .о переиздании этой (книги. (Конечно, прошедшие тоды, годы;научно-технической февшюции (сильно изменили сущность, содержание и методы нашей системы образования. .Изменилась и • сама математика. /Велась и ведется активная работа iiro 'совершенствованию и переотройке •математического образования в школе. 'Естественно, «то в новых условиях авторы должныгпнсшьлО'существу здовую книгу, отвечающую новым реальностям школьного-математического образования и новым задачам и целям школы. Мы надеемся, что авторы справились со своей нелегкой задачей, хотя окончательным, конечно, будет мнение самого читателя. Повторим-теперь некоторые принципы, которыми мы руководствовались при построении как первого, так и второго тома данной книги. При отборе терминов • предпочтение отдавалось в первую очередь тем, которые непосредственно связаны со школьным курсом математики и некоторых смежных дисциплин. Далее шли термины и понятия, связанные с обучением будущих учителей, т. е. с принятыми программами математических дисциплин педагогических институтов. Наконец, и не в последнюю очередь, необходимо было охватить важнейшие термины и понятия, характеризующие важнейшие черты математики как науки в процессе развития. Был включен в книгу и ряд терминов, имеющих, быть может, лишь исторический интерес, но позволяющих взглянуть на математику в процессе ее развития и становления. В изложении и отборе понятий были проявлены как умеренность, так и решительность: не стремясь к крайне модернистским трактовкам, что было бы явно в ущерб доступности изложения, мы тщательно изгоняли из употребления явные анахронизмы. Фундаментальные понятия и термины описаны, как правило, на точном, ясном и современном математическом языке. , В описании большинства терминов имеются ссылки на родственные термины и указана соответствующая литература, позволяющая читателю получить дополнительную информацию. При упоминании в той или иной статье какого-либо термина, о котором в книге есть отдельная статья, последний выделен курсивом. В книге представлены быш ' основных терминов. Термины типа «теорема Ферма», «полиномы Че-в чес * И Т Д следУет искать среди терминов, начинающихся с фамилии автора, и т. д. Во избежание ошибок произношения для некоторых терминов указано ударение. Несколько слов о символике и языке книги. Так как представители различных математических наук говорят на разных, хотя и близких «диалектах» одного и того же математического языка, то унифицировать язык и символику книги такого характера было совершенно невозможно. Поэтому авторы старались каждый раз пользоваться системой обозначений и языком, свойственными области математики, к которой термин относится, указывая, где уместно, и другие принятые системы обозначений и языка. Авторы и редактор стремились придать книге активный характер в вопросах формирования в будущем новых точек зрения на те или иные вопросы школьного и высшего педагогического образования. Так, принятое сейчас в школьном курсе математики отождествление понятия отображения и функции достаточно удобно и естественно, однако в книге, адресованной учителю, мы сочли необходимым, объяснить разницу между этими двумя понятиями и проиллюстрировать те достоинства, которые такой подход дает. Первый том книги вышел в 1978 г. и содержал термины, соответствующие буквам алфавита от А до Л включительно. Настоящий второй том содержит термины, соответствующие буквам алфавита от М до Я. Как и первый том, он снабжен обширной библиографией. Авторы и редактор прилагали все усилия в попытке обеспечить логическое идейное и методологическое единство предлагаемого двухтомника. Сотрудничество между ними в процессе работы над книгой носило, в одной стороны, деловой и конструктивный, а с другой стороны, неформальный характер. Неоднократные и длительные обсуждения, как надеются редактор и авторы, во многом способствовали улучшению текста. Улучшению книги способствовали рецензии И. И. Баврина, Ф. М. Барчу-новой, В. А. Кондратьева. Мы, -конечно, отдаем себе отчет в том, что книга отнюдь не свободна от недостатков и упущений. Все конструктивные замечания, пожелания и предложения читателей будут с благодарностью приняты авторами и редактором и учтены в последующих изданиях. Л. Сабинин Цена: 150руб. |
||||