Математика | ||||
Электронно-вычислительная техника на уроках физики в средней школе-Извозчиков В. А М.: Просвещение, 1988.—239 с..: ил | ||||
Извозчиков В. А., Ревунов А. Д.
Электронно-вычислительная техника на уроках физики в средней школе.— М.: Просвещение, 1988.—239 с..: ил.— (Б-ка учителя физики). ISBN 5-09-000192-8 В книге освещены основы компьютерной грамотности и компьютерного, обучения. Даны классификация, структура ВТ, обзор языков программирования. ПРЕДИСЛОВИЕ Система народного образования СССР становится одним из крупнейших заказчиков электронной промышленности. В школы поступают инженерные и программируемые микрокалькуляторы, диалого-вычислительные комплексы, бытовые и профессионально-персональные компьютеры; появляются локальные сети и дисплейные классы с терминалами, выходящими на, ЭВМ шефствующих предприятий. В межшкольных УПК создаются учебные комплексы, включающие в себя классы основ информатики и ВТ, микропроцессорной техники, робототехники и даже участки гибких производственных систем. Компьютеризация обучения требует от учителя новых подходов к методологии и конкретной методике совершенствования учебно-воспитательного процесса на основе достижений современной педагогики, психологии и методики обучения. Настоящее пособие адресовано учителям физики, причем предполагается, что они уже освоили основы информатики или могут самостоятельно по техническим описаниям и инструкциям овладеть умениями пользоваться средствами ВТ, составлять простейшие программы. Цель авторов — вооружить учителя физики конкретной методикой комплексного использования ВТ на основе микрокалькуляторов (МК), программируемых ПМК, микроЭВМ и персональных компьютеров ПЭВМ. Поэтому первые две главы могут быть использованы в беседах с учащимися на уроках и внеклассных мероприятиях. Они вводят учителя в мир вычислительной техники, ее научно-технической предпосылки, социальной значимости, краткой истории; знакомят с языками программирования и дидактическими возможностями ВТ. Главы 3—5 освещают вопросы конкретной методики использования ВТ на уроках физики. Они насыщены программами для решения задач с помощью ПМК и примерами для моделирования физических явлений и процессов на ЭВМ. Приводимые программы не следует рассматривать как эталон, так как любая программа может быть усовершенствована. Их назначение — помочь начи- 1* , ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие...................... 3 Глава 1. Основы компьютерной грамотности и принципы компьютерного обучения ....................... 5 § 1.1. Компьютерная грамотность и компьютерное обучение — требования научно-технического прогресса и реформы школы .2. Психолого-физиологические вопросы компьютерного обучения 11 .3. Зарубежный опыт использования ВТ в обучении физике .... 14 .4. Принципы компьютерного обучения........... 18 .5. Принципы использования ЭВМ на занятиях по физике..... 19 .6. Дидактические возможности применения микрокалькуляторов ... 20 .7. Физика и формирование алгоритмической культуры учащихся ... 25 Глава 2. Общие сведения о вычислительной технике и программировании 34 §2.1. Краткий очерк истории развития вычислительной техники и ее современного состояния.................. — § 2.2. Структура и принцип действия ЭВМ как вычислительной системы....................: . . . 43 / § 2.3. Языки программирования ЭВМ............ 51 § 2.4. Программирование задач для ПМК........... 64 § 2.5. Понятие о классификации ЭВМ и микрокалькуляторов .... 78 , Глава 3. Вычислительная техника в школе............ 88 § 3.1. МикроЭВМ, персональные компьютеры и микрокалькуляторы, применяемые в школе...................• —••' § 3.2. Оборудование кабинета физики вычислительной техникой .... 98 § 3.3. Ознакомление с элементной базой МК и ЭВМ в системе прикладных вопросов курса физики ................ L12 § 3.4. Урок-экскурсия в научную лабораторию, оснащенную ЭВМ . . . 127. § 3.5. Внеклассные мероприятия по формированию компьютерной грамотности учащихся..................... 132' Глава 4. Методика применения микрокалькуляторов......... 139, § 4.1. Программируемые МК на уроках физики в школе...... _ , § 4.2. Программируемый микрокалькулятор на уроках обобщения и систематизации знаний. Кинематика............. 157 § 4.3. ПМК в физическом эксперименте и практикуме ....... 164 § 4.4. Программирование задач, направленных на развитие мышления и творческих способностей учащихся............. 174s Глава 5. Применение ЭВМ в преподавании физики......... 190 § 5.1. Сравнение языков программирования Фокал и Бейсик школьных ЭВМ......................... _ § 5.2. Знакомство с языком Бейсик............. 191 § 5.3. Особенности вычисления на ПЭВМ........... 195 § 5.4. Примеры записи алгоритмов и программ.......... 202 § 5.5. Примеры программ по физике на языке Бейсик для микроЭВМ «Агат»........................ 207 § 5.6. Решение задач по физике на языке Фокал для микроЭВМ «Электроника БК-0010».................. 217 §5.7. Программы на языке Бейсик для комплексов ДВК....... 218 § 5.8. Сценарии программ для уроков с использованием микроЭВМ 221 Терминологический словарь................ 234 Рекомендуемая литература................. 237 Цена: 150руб. |
||||