Математика | ||||
Восстановление автомобильных деталей: Технология и оборудование-В. Е. Канарчук М.: Транспорт, 1995.— 303 с.: ил. | ||||
Восстановление автомобильных деталей: Технология и оборудование: Учеб. для вузов/В. Е. Канарчук, А. Д. Чигринец, О. Л. Голяк, П. М. Шоцкий. — М.: Транспорт, 1995.— 303 с.: ил.
ISBN 5-277-01574-4 Изложены теоретические основы ремонта автомобилей. Рассмотрены основные методы восстановления деталей и агрегатов автомобилей. Приведено технологическое оборудование. Показана организация ремонтного производства и управление его качеством. Предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся в автодорожных вузах и на автодорожных факультетах, а также инженерно-технических работников, занятых в ремонтном производстве. ВВЕДЕНИЕ Постоянная необеспеченность ремонтного производства запасными частями является серьезным фактором снижения технической готовности автомобильного парка. Расширение же производства новых запасных частей связано с увеличением материальных и трудовых затрат. Вместе с тем около 75% деталей, выбраковываемых при первом капитальном ремонте автомобилей, являются ремонтопригодными либо могут быть использованы вообще без восстановления. Поэтому целесообразной альтернативой расширению производства запасных частей является вторичное использование изношенных деталей, восстанавливаемых в процессе ремонта автомобилей и его агрегатов. Из ремонтной практики известно, что большинство выбракованных по износу деталей теряют не более 1 — 2% исходной массы. При этом прочность деталей практически сохраняется. Например, 95% деталей двигателей внутреннего сгорания выбраковывают при износах, не превышающих 0,3 мм, и большинство из них могут быть вторично использованы после восстановления. С позиции материалоемкости воспроизводства машин экономическая целесообразность ремонта обусловлена возможностью повторного использования большинства деталей как годных, так и предельно изношенных после восстановления. Это позволяет осуществлять ремонт в более короткие сроки с меньшими затратами металла и других материалов по сравнению с затратами при изготовлении новых машин. Высокое качество отремонтированных автомобилей и агрегатов предъявляет повышенные требования к ресурсу восстановленных деталей. Известно, что в автомобилях и агрегатах после капитального ремонта детали работают, как правило, в значительно худших условиях, чем в новых, что связано с изменением базисных размеров, смещением осей в корпусных деталях, изменением условий подачи смазки и пр. В этой связи технологии восстановления деталей должны базироваться на таких способах нанесения покрытий и последующей обработки, которые позволили бы не только сохранить, но и увеличить ресурс отремонтированных деталей. Например, при восстановлении деталей хромированием, плазменным и детонационным напылением, индукционной и лазерной наплавкой, контактной приваркой металлического слоя износостойкость их значительно выше, чём новых. Восстановление автомобильных деталей стало одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности крупных ремонтных, специализированных малых предприятий и кооперативов. Создана фактически новая отрасль производства — восстановление изношенных деталей. По ряду наименований важнейших наиболее металлоемких и дорогостоящих деталей вторичное потребление восстановленных деталей значительно больше, чем потребление новых запасных частей. Так, например, восстановленных блоков двигателей ис-пользуетсяв2,5разабольше,чем получаемых новых, коленчатых валов — в 1,9 раза, картеров коробок пере- ОГЛАВЛЕНИЕ Введение............................ 3 Глава]. Мойка и очистка деталей .. 5 1.1. Виды и характер загрязнений деталей .............. 5 1.2. Моющие средства ......... 8 1.3. Оборудование для мойки и очистки .................. 14 1.4. Охрана труда и окружаю- щей среды ............... 20 Г л a а а 2. Дефектация и сортировка деталей.................. 24 2.1. Сущность дефектации и сор- тировки деталей.......... 24 2.2. Классификация дефектов деталей.................. 24 2.3. Методы контроля размеров, формы и взаимного расположения поверхностей деталей....... • •.,......... 27 2.4. Методы обнаружения скры- тых дефектов............. 33 2.5. Оборудование и оснастка для дефектации .......... 51 2.5.1. Рентгеновский и гам- ма-методы ......... 51 2.5.2. Капилляряый метод 54 2.5.3. Ультразвуковой ме- тод ................ 55 2.5.4< Магнитопорошко- вый метод.......... 58 2.5.5. Импедансный метод . 60 2.5-6. Велосим метрический метод ......... 62 2.5.7. Метод вихревых токов 64 2.6. Сортировка деталей по группам годности и по маршрутам восстановления ... 67 Г л а в а 3. Классификация способов восстановления деталей ... 71 3.1. Технико-экономическая це- лесообразность восстановления деталей............ 71 3.2. Способы восстановления де- талей .................... 72 Г л а в а 4. Восстановление деталей обработкой под ремонтный размер................... 76 4.1. Область применения спосо- ба ....................... 76 4.2. Методика определения зна- чения и числа ремонтных размеров................. 77 300 4.3. Особенности разработки технологического процесса 79 Г л а в а 5. Восстановление постановкой дополнительной ремонтной детали .............. 86 5.1. Область применения спосо- ба ....................... 86 5.2. Способы крепления допол- нительных ремонтных деталей...................... 89 5.3. Особенности разработки технологического процесса 90 Г л а в а 6. Восстановление деталей пластической деформацией 100 6.1. Сущность процесса восста- новления деталей пластической деформацией ...... 100 6.2. Классификация и виды спо- собов восстановления деталей пластической деформацией .........:........... 101 6.3. Оборудование и.оснастка для восстановления деталей пластической деформацией ..................... 122 6.4. Разработки технологическо- го процесса восстановления деталей пластической деформацией............. 131 Г л а в а 7. Восстановление деталей электродуговой сваркой и наплавкой ............... 135 7.1. Кл ассификация способов сварки................... 135 7.2. Основы электродуговой сварки................... 136 7.3. Сварка и наплавка под сло- ем флюса ................ 140 7.4. Сварка и наплавка в защит- ных газах ................ 148 7.5. Вибродуговая наплавка де- талей .................... 159 7.6. Сварка чугунных деталей .. 161 Г л а в а 8. Восстановление деталей перспективными способами сварки и наплавки ..... 166 8.1. Электрокоитактная приварка металлического слоя 166 8.2. Индукционная наплавка .. 172 8.3. Лазерная сварка и наплав- ка ....................... 189 Г л а в а 9. Восстановление деталей газотермическим напылением ....................... 191 9.1. Сущность процесса напыле- ния ...................... 191 9.2. Способы газотермического напыления............... 192 9.2.1. Электродуговое напы- ление .............. 192 9.2.2. Газопламенное напыление .............. 195 9.2.3. Высокочастотное на- пыление ............ 202 9.2.4. Плазменное напыление................ 202 9.2.5. Детонационное напы- ление ............... 205 9.2.6. Упрочнение конденса- цией металла с ионной бомбардировкой 206 Г л а в а 10. Восстановление деталей гальваническим и химическим наращиванием материала ................... 209 10.1. Классификация и общая характеристика способов гальванического и химического наращивания материала ................ 209 10.2. Подготовка поверхностей деталей к нанесению покрытий ................. 214 10.3. Хромирование деталей ... 220 10.4. Железнение деталей..... 223 10.5. Защитно-декоративные покрытия............... 226 10.6. Вневанные и безванные способы нанесения гальванических покрытий ... 229 10.7. Оборудование и оснастка для нанесения покрытий 232 10.8. Особенности разработки технологических процессов ..................... 239 10.9. Мероприятия по охране окружающей среды..... 240 Г л а в а 11. Восстановление деталей синтетическими материалами .................... 242 11.1. Характеристика синтетических материалов для восстановления деталей . 242 11.2. Нанесение синтетических материалов для компенсации износа деталей-- 244 11.3. Восстановление герметич- ности деталей........... 247 11.4. Соединение деталей с ис- пользованием синтетических материалов........ 251 11.5. Восстановление лакокра- сочных покрытий........ 252 Г л а в а 12. Механическая обработка восстанавливаемых деталей ..................... 261 12.1. Базирование деталей -- 261 12.2. Обработка наплавленных поверхностей ....... 266 12.3. Обработка деталей с газо- термическими покрытиями ..................... 269 12.4„Обработка деталей с гальваническими покрытиями ..................... 271 12.5. Обработка синтетических материалов........ 272 12.6. Перспективные способы механической обработки восстанавливаемых деталей..................... 275 Г л а в а 13. Проектирование технологических процессов восстановления деталей........ 278 13.1. Выбор рационального ме- тода восстановления деталей .................. 278 13.2. Классификация видов тех- нологических процессов восстановления ......... 280 13.3. Исходные данные и после- довательность разработки технологических процессов восстановления .................... 287 13.4. Порядок оформления тех- нологической документации .................... 289 Приложения........................ 291 Список литературы ................'.. 293 Предметный указатель............... 294 Цена: 300руб. |
||||