Математика | ||||
Основные ресурсы информатики-Фридланд, А.Я. М.: ACT: Астрель: Профиздат: 2005. - 283 | ||||
Фридланд, А.Я. '
Основные ресурсы информатики : учеб, пособие / А.Я. Фридланд. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ACT: Астрель: Профиздат: 2005. - 283, [5] с. ISBN 5-17-027687-7 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5-271-1082I-X (ООО «Издательство Астрель») ISBN 5-88283-185-7 (ООО «Типография ИПО профсоюзов Профиздат») В пособии рассматривается развитие основ информатики и информационных технологий за счет интеграция синтаксического (технического) и семантического (гуманитарного) подходов к информации, информационным процессам и ресурсам. Основное внимание уделено мировоззренческим аспектам информатики, моделированию, формализации, алгоритмизации, понятиям информационной культуры и информационного общества. Пособие предназначено для студентов специальности 351400 «Прикладная информатика (по областям)» и другим междисциплинарным специальностям, может быть использовано студентами специальности 030100 «Информатика», по дисциплине «Теоретические основы информатики», а также преподавателями, учителями и старшими школьниками. УДК 004 Содержание Введение...........................•..................................................................6 1. Мировоззренческие основы информатики...............................11 1.1. Динамика развития земной цивилизации...........................11 1.2. Научные картины мира........................................................12 1.3. Как возникла жизнь..............................................................19 1.4. Естественные и искусственные системы............................22 1.5. Основное содержание главИ..;.............................................28 1.6. Вопросы и задания для самопроверки................................29 2. Мышление человека и животного*.............................................30 2.1. Что такое интеллект..............................................................32 2.2. Мышление, речь, язык..........................................................35 2.3. Объектно-ориентированное мышление..............................41 2.4. Процессы познания и обучения...........................................45 2.5. Языки познания, образования, искусственных систем.....50 2.6. Основное содержание главы................................................60 2.7. Вопросы и задания для самопроверки ....I............................61 3. Интеграция технического и гуманитарного подходов к информации.....................................................................................61 3.1. Математическая теория связи....................,.........................62 3.1.1. Постановка задачи..............................:...........................64 3.1.2. Вероятность и количество информации.......................67 3.1.3. Энтропия.............................................,............................69 3.1.4. Энтропия сложных событий..........................................72 3.2. Что представляют собой «источник» и «адресат».............75 3.2.1. «Человек - человек»......................-.................................76 3.2.2. «Человек - устройство».................................................81 3.2.3. «Устройство - человек»...................................:.............84 . 3.2.4. «Устройство - устройство»...........................................85 3.3. Как используется понятие «информация» в некоторых науках............................................................................................86 3.3.1. Кибернетика....................................................................86 3.3.1.1. «Информация» в кибернетике................................87 3.3.1.2. Обратная связь..........................................................91 3.3.1.3. Синергетика и информация.....................................93 3.3.1.4. Различие между управлением, познанием и обучением..............................................................................95 3.3.2. Философия.........................:.............................................96 3.3.3. Физика.............................................................................99 3.3.4. Биология............................................;.".".........................102 3.3.5. Психология. Когнитивная психология.......................106 3.3.6. Информатика.................................................................109 3.4. Определение термина «информация»...............................115 3.5. Знание как высший вид информации................................ 120 3.6. Основное содержание главы....'..........................................123 3.7. Вопросы и задания для самопроверки..............................124 4. Информационные процессы.....................................................125 4.1. Традиционное определение информационного процесса......................................................................................126 4.2. Уточнение понятия информационный процесс...............127 4.3. Интеллектуальный процесс............................................... 130 4.4. Информатический процесс................................................133 4.5. Процессы обучения как информационные процессы.....133 4.6. Основное содержание главы..............................................135 4.7. Вопросы и задания для самопроверки....*.........................136 5. Моделирование как информационный процесс.....................136 5.1. Процессы познания, образования и управления как информационные процессы...............................................137 5.2. Методы познания................................................................139 5.3. Моделирование как метод познания..!..............................142 5.3.1. Общая классификация моделей..................................144 5.3.2. Классификация моделей по способу моделирования........................................................................ 151 5.3.3. Знаковые модели.................'.........................................153 5.3.4. Классификация информатических моделей..............157 5.3.5. Информатическиемодели и компьютер. Построение информатической системы.....................;.........161 5.4. Методология информатического моделирования...........166 5.5. Унифицированный язык моделирования UML...............168 5.6. Основное содержание главы..............................................169 5.7. Вопросы и задания для самопроверки..............................171 6. Формализация....................'.................................,......................173 6.1. Формализация в информатике...........................................173 6.2. Основные исторические этапы формализации................178 6.3. Автоформализация знаний.................................................180 6.4. Математический формализм.............................................,182 6.5. Алгоритмизация..................................................................186 6.5.1. История применения термина «алгоритм»................186 6.5.2. Интуитивные определения алгоритма........................187 6.5.3. Алгоритмический процесс...........................................191. 6.5.4. Исчисления....................................................................193 6.5.5. Математические определения алгоритма..................193j 6.5.6. Алгоритмически неразрешимые задачи.....................197 6.5.7. Понятие алгоритма в курсах информатики.............„ 199 6.5.8. От алгоритма к программе...........................................201 6.5.9. Основные понятия моделирования, формализации и алгоритмизации.........................................201 6.6. Основное содержание.........................................................203 6.7. Вопросы и задания для самопроверки..............................204 7. Информационные системы, ресурсы, технологии.................205 7.1. Общее представление о системах.....................................205 7.2. Информационные системы................................................207 7.3. Информационные ресурсы.................................................210 7.3.1. Интеллектуальные ресурсы.........................................213 7.3.2. Информатические ресурсы..........................................215 7.3.2.1. Экспертные системы в обучении..........................217 7.3.2.2. Примеры информатических ресурсов..................224 7.4. Информационные технологии...........................................231 7.5. Основное содержание........................................................234 7.6. Вопросы и задания для самопроверки..............................236 8. Информатика.............................................................................236 8.1. Мировоззренческий аспект................................................237 8.2. Информационное и информатическое общество............242 8.3. Информационная и информатическая культура..............246 8.4. Чем занимается информатика............................................249 8.5. Основное содержание.........................................................254 8.6. Вопросы и задания для самопроверки..............................256 Приложение 1. Термины и понятия, введенные в учебном пособии....................................................................................................257 Приложение 2. Как обходилась литература без слова «информация»?..............................................................................262 Приложение 3. Термин «информация» в официальных документах.....................................,....................264 Литература........................................................,............................268 Предметный указатель..................................................................281 Цена: 150руб. |
||||