Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Основные ресурсы информатики-Фридланд, А.Я. М.: ACT: Астрель: Профиздат: 2005. - 283
Фридланд, А.Я. '
Основные ресурсы информатики : учеб, пособие / А.Я. Фридланд. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ACT: Астрель: Профиздат: 2005. - 283, [5] с.
ISBN 5-17-027687-7 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5-271-1082I-X (ООО «Издательство Астрель») ISBN 5-88283-185-7 (ООО «Типография ИПО профсоюзов Профиздат»)
В пособии рассматривается развитие основ информатики и информационных технологий за счет интеграция синтаксического (технического) и семантического (гуманитарного) подходов к информации, информационным процессам и ресурсам. Основное внимание уделено мировоззренческим аспектам информатики, моделированию, формализации, алгоритмизации, понятиям информационной культуры и информационного общества.
Пособие предназначено для студентов специальности 351400 «Прикладная информатика (по областям)» и другим междисциплинарным специальностям, может быть использовано студентами специальности 030100 «Информатика», по дисциплине «Теоретические основы информатики», а также преподавателями, учителями и старшими школьниками.
УДК 004
Содержание
Введение...........................•..................................................................6
1. Мировоззренческие основы информатики...............................11
1.1. Динамика развития земной цивилизации...........................11
1.2. Научные картины мира........................................................12
1.3. Как возникла жизнь..............................................................19
1.4. Естественные и искусственные системы............................22
1.5. Основное содержание главИ..;.............................................28
1.6. Вопросы и задания для самопроверки................................29
2. Мышление человека и животного*.............................................30
2.1. Что такое интеллект..............................................................32
2.2. Мышление, речь, язык..........................................................35
2.3. Объектно-ориентированное мышление..............................41
2.4. Процессы познания и обучения...........................................45
2.5. Языки познания, образования, искусственных систем.....50
2.6. Основное содержание главы................................................60
2.7. Вопросы и задания для самопроверки ....I............................61
3. Интеграция технического и гуманитарного подходов к информации.....................................................................................61
3.1. Математическая теория связи....................,.........................62
3.1.1. Постановка задачи..............................:...........................64
3.1.2. Вероятность и количество информации.......................67
3.1.3. Энтропия.............................................,............................69
3.1.4. Энтропия сложных событий..........................................72
3.2. Что представляют собой «источник» и «адресат».............75
3.2.1. «Человек - человек»......................-.................................76
3.2.2. «Человек - устройство».................................................81
3.2.3. «Устройство - человек»...................................:.............84
. 3.2.4. «Устройство - устройство»...........................................85
3.3. Как используется понятие «информация» в некоторых науках............................................................................................86
3.3.1. Кибернетика....................................................................86
3.3.1.1. «Информация» в кибернетике................................87
3.3.1.2. Обратная связь..........................................................91
3.3.1.3. Синергетика и информация.....................................93
3.3.1.4. Различие между управлением, познанием и обучением..............................................................................95
3.3.2. Философия.........................:.............................................96
3.3.3. Физика.............................................................................99
3.3.4. Биология............................................;.".".........................102
3.3.5. Психология. Когнитивная психология.......................106
3.3.6. Информатика.................................................................109
3.4. Определение термина «информация»...............................115
3.5. Знание как высший вид информации................................ 120
3.6. Основное содержание главы....'..........................................123
3.7. Вопросы и задания для самопроверки..............................124
4. Информационные процессы.....................................................125
4.1. Традиционное определение информационного процесса......................................................................................126
4.2. Уточнение понятия информационный процесс...............127
4.3. Интеллектуальный процесс............................................... 130
4.4. Информатический процесс................................................133
4.5. Процессы обучения как информационные процессы.....133
4.6. Основное содержание главы..............................................135
4.7. Вопросы и задания для самопроверки....*.........................136
5. Моделирование как информационный процесс.....................136
5.1. Процессы познания, образования и управления
как информационные процессы...............................................137
5.2. Методы познания................................................................139
5.3. Моделирование как метод познания..!..............................142
5.3.1. Общая классификация моделей..................................144
5.3.2. Классификация моделей по способу моделирования........................................................................ 151
5.3.3. Знаковые модели.................'.........................................153
5.3.4. Классификация информатических моделей..............157
5.3.5. Информатическиемодели и компьютер. Построение информатической системы.....................;.........161
5.4. Методология информатического моделирования...........166
5.5. Унифицированный язык моделирования UML...............168
5.6. Основное содержание главы..............................................169
5.7. Вопросы и задания для самопроверки..............................171
6. Формализация....................'.................................,......................173
6.1. Формализация в информатике...........................................173
6.2. Основные исторические этапы формализации................178
6.3. Автоформализация знаний.................................................180
6.4. Математический формализм.............................................,182
6.5. Алгоритмизация..................................................................186
6.5.1. История применения термина «алгоритм»................186
6.5.2. Интуитивные определения алгоритма........................187
6.5.3. Алгоритмический процесс...........................................191.
6.5.4. Исчисления....................................................................193
6.5.5. Математические определения алгоритма..................193j
6.5.6. Алгоритмически неразрешимые задачи.....................197
6.5.7. Понятие алгоритма в курсах информатики.............„ 199
6.5.8. От алгоритма к программе...........................................201
6.5.9. Основные понятия моделирования, формализации и алгоритмизации.........................................201
6.6. Основное содержание.........................................................203
6.7. Вопросы и задания для самопроверки..............................204
7. Информационные системы, ресурсы, технологии.................205
7.1. Общее представление о системах.....................................205
7.2. Информационные системы................................................207
7.3. Информационные ресурсы.................................................210
7.3.1. Интеллектуальные ресурсы.........................................213
7.3.2. Информатические ресурсы..........................................215
7.3.2.1. Экспертные системы в обучении..........................217
7.3.2.2. Примеры информатических ресурсов..................224
7.4. Информационные технологии...........................................231
7.5. Основное содержание........................................................234
7.6. Вопросы и задания для самопроверки..............................236
8. Информатика.............................................................................236
8.1. Мировоззренческий аспект................................................237
8.2. Информационное и информатическое общество............242
8.3. Информационная и информатическая культура..............246
8.4. Чем занимается информатика............................................249
8.5. Основное содержание.........................................................254
8.6. Вопросы и задания для самопроверки..............................256
Приложение 1. Термины и понятия, введенные в учебном пособии....................................................................................................257
Приложение 2. Как обходилась литература без слова
«информация»?..............................................................................262
Приложение 3. Термин «информация»
в официальных документах.....................................,....................264
Литература........................................................,............................268
Предметный указатель..................................................................281

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz