Математика | ||||
Интерфейс «человек-компьютер-Влейминк И. М.: Мир, 1990.— 501 с., ил | ||||
Интерфейс «человек-компьютер, Влейминк И.
Интерфейс «человек-компьютер»: Пер. с англ — М.: Мир, 1990.— 501 с., ил. ISBN 5-03-001545-0 Книга английских авторов посвящена разработке программного обеспечения, предоставляющего пользователю эффективные средства общения с ЭВМ. Рассматривается несколько уровней интерфейса, для каждого из которых выделяется обобщенная форма, что облегчает процесс разработки программ и их адаптации к требованиям пользователя. Для разработчиков программного обеспечения и пользователей персональных и профессиональных ЭВМ. ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА ПЕРЕВОДА Предлагаемая вниманию советского читателя книга служит введением в разработку программного обеспечения, предоставляющего пользователю удобные и эффективные средства общения с компьютером, т. е. эффективный интерфейс в системе человек-компьютер. Вопросы, связанные с проектированием удобных средств общения пользователя с компьютером, имеют большую актуальность и важное значение в связи с широким распространением персональных компьютеров и существенным влиянием интерфейса человек-компьютер на производительность работы пользователя. За последние годы методы организации интерфейса в системе человек-компьютер получили значительное развитие и приобрели определенную логическую завершенность. Однако следует заметить, что и в настоящее время проблемы интерфейса в системе человек-компьютер по-прежнему остаются объектом интенсивных научных исследований и инженерных разработок. Среди существующих вариантов интерфейса человек-компьютер можно выделить два основных типа: на основе меню («смотри и выбирай») и на основе языка команд («вспоминай и набирай»). Интерфейсы типа меню облегчают взаимодействие пользователя с компьютером, поскольку снимают с пользователя необходимость заранее изучать язык общения с системой. На каждом шаге диалога пользователю предъявляются все возможные в данный момент команды в виде наборов пунктов меню, из которого пользователь должен выбрать нужный. Необходимые параметры команд запрашиваются затем у пользователя программой с пояснительным текстом. Такой способ общения особенно удобен для начинающих и непрофессиональных пользователей. Интерфейс на основе языка команд требует знания пользователем наименований нужных команд и их синтаксиса. Достоинство командного языка заключается в его мощности и гибкости; он более удобен, когда пользователь уже освоил язык. Таким образом, интерфейс данного типа рассчитан скорее не на новичка, а на опытного профессионального пользователя. Указанные два основных типа интерфейса представляют собой крайние случаи, между которыми существует множество промежуточных вариантов организации взаимодействия пользователя с компьютером. Меню и командные языки в известной мере дополняют друг друга, поэтому в интерфейсах многих современных систем присутствуют оба этих средства, предоставляемые соответственно новичкам и опытным пользователям. Данная книга отличается систематическим характером изложения. Рассмотрение большинства структур интерфейса ведется на основе базовой структуры вопрос — ответ с постепенным ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие редактора перевода...........5 Предисловие................... 7 Глава 1. Значение интерфейса человек-компьютер .... 10 1.1. Что такое интерфейс?......... 10 1.2. Что влияет на удобство работы с системой? 12 1.3. Почему важен критерий удобства работы? 15 1.4. Какие трудности возникают при проектировании интерфейса?............ 18 1.5. Стратегия разработки интерфейса человек-компьютер .............. 20 1.6. Оценка проекта . ........... 26 1.7. Выводы............... 28 Упражнения............... 29 Глава 2. Составные части интерфейса человек-компьютер . 30 2.1. Что входит в состав интерфейса? ..... 30 2.2. Процессы ввода-вывода......... 33 2.3. Процесс диалога............ 36 2.4. Сообщения.............. 38 2.5. Входные сообщения.......... 42 2.6. Проверка входных данных........ 45 2.7. Подсказки............. 48 2.8. Выводы............... 50 Упражнения.............. 51 Упражнения по программированию...... 53 Глава 3. Процессы ввода-вывода........... 55 3.1. Введение............... 55 3.2. Вывод текстовых сообщений....... 56 3.3. Ввод текстового сообщения ...... 70 3.4. Позиционирование, указание и выбор ... 81 3.5. Ввод и вывод графических сообщении ... 96 3.6. Выводы............... 97 Упражнения............... 98 Упражнения по программированию...... 99 Глава 4. Структуры диалога типа вопрос — ответ и меню 102 4.1. Введение.............. . Ю2 4.2. Что такое хороший диалог?....... ЮЗ 4.3. Структура диалога типа вопрос и ответ . . .110 4.4. Структура диалога типа меню......120 4.5. Скрытое меню.............140 4.6. Выводы...............143 Упражнения по программированию......145 Глава 5. Структуры диалога на основе экранных форм команд и смешанные структуры.......148 5.1. Введение...............148 5.2. Структуры диалога па основе экранных форм 148 .5.3. Структура диалога на основе командного языка................ 163 5.4. Смешанная структура диалога...... 171 5.5. Электронная таблица .......... 173 5.6. Реализация смешанной структуры диалога . . 178 5.7. Команды, зависящие и не зависящие от режима ................ 183 5.8. Входные события — управление вводом от различных входных процессов...... 185 5.9. Выводы...............191 Упражнения...............193 Упражнения по программированию ...... 194 Глава 6. Поддержка пользователя..........196 6.1. Введение...............196 6.2. Пример неудачного диалога.......197 6.3. Сообщения об ошибках.........201 6.4. Справочная информация.........215 6.5. Документация.............222 6.6. Коды................226 6.7. Выводы.............. 229 Упражнения...............231 Упражнения по программированию......231 Глава 7. Форматирование экрана . t.........233 7.1. Введение..............233 7.2. Общие принципы расположения информации на экране.............. 235 7.3. Какая информация должна выводиться на экран?............... 236 7.4. В каком виде информация должна выводиться на экран?............. 240 7.5. В каком месте экрана должна располагаться информация?............. 243 7.6. Выделение информации на экране .... 250 7.7. Разработка проекта.......... 254 7.8. Оценка проекта............ 258 7.9. Автоматизированная система размещения данных па экране........... 260 7.10. Выводы...............262 Упражнения...............264 Упражнения по программированию......265 Глава 8. Время ответа.............. 267 8.1. Что такое время ответа?......... 267 8.2. Психологические аспекты скорости ответа системы на запрос............ 269 8.3. Рекомендации по допустимому времени ответа 273 8.4. Почему трудно обеспечить подходящее время ответа?............... 274 8.5. Что можно сделать для преодоления этих проблем?............... 277 8.6. Выводы.............. 282 Упражнения............... 283 Упражнения по программированию...... 284 Глава 9. Простая адаптация............285 9.1. Введение...............285 9.2. Гибкость при сравнении........287 9.3. Синонимы..............294 9.4. Умолчания..............296 9.5. Опережающий ввод символов.......299 9.6. Командный язык и опережающий ввод ответов..................304 9.7. Многоуровневая помощь ........ 307 9.8. Многоязычность ............309 9.9. Выводы...............311 Упражнения...............313 Упражнения по программированию......314 Глава 10. Многооконные WIMP-интерфейсы.......316 10.1. Введение . . ............316 10.2. Основные аналоги...........317 10.3. Окна................321 10.4. Пиктограммы ............341 10.5. Прямое манипулирование........344 10.6. Окна меню и блоки диалога .......350 10.7. Преимущества и недостатки WIMP-интер-фейсов...............353 10.8. Критерии проектирования для WIMP-интер-фейсов...............357 10.9. Выводы..............358 Глава 11. Описание диалога.............361 11.1. Введение..............361 11.2. Сети переходов............361 11.3. Обработка диалога в вершине......368 11.4. Переходы, основанные на формате входного сообщения.............371 11.5. Иерархия диалога .......... 374 11.6. Продукционные системы........375 11.7. Обсуждение разработки........379 11.8. Выводы...............385 Упражнения по программированию..... 386 Глава 12. Интеллектуальные интерфейсы........388 12.1. Введение . ........... . 388 12.2. Голосовой и зрительный ввод-вывод .... 391 12.3. Обработка естественного языка.....395 12.4. Изящная адаптация и модели пользователя 400 12.5. Выводы..............406 Приложение А. Деятельность фирмы Mailsale......408 Приложение В. COWCUT — автоматизированная система управления розничной торговлей мясными изделиями . . 410 Приложение'С. Система электронной почты Ariel .... 414 Приложение D. Библиотеки.............416 Приложение Е. Библиотека модулей обработки символьных строк ........ ...... ..... 422 Приложение F. Библиотека управления устройствами . . . 424 Приложение G. Библиотека ввода-вывода.......429 Приложение Н. Библиотека модулей вопросов и ответов . . 454 Приложение I. Библиотека диалоговых модулей.....477 Литература...................489 Предметный указатель..............494 Цена: 150руб. |
||||