Математика | ||||
Как исследуют вещества-Полищук В. Р. Москва 1989 стр.220 | ||||
Полищук В. Р. Наука. Гл. ред.
Как исследуют вещества- М Н Р » ак и физ.-мат.лит., 1989.— ^/*c. v -4 . ISBN ISBN b-uz-uituou-t В сжатой и увлекательной форме рассказано о современных физических и физико-химических методах исследования вещества, о сферах применения каждого из них; на конкретных примерах показаны их поразительные возможности, в некоторых случаях уже сегодня достигшие «абсолютного рекорда»—фиксации свойств вещества, представленного единичными.молекулами. Без системной работы в этом направлении было бы невозможно быстрое развитие космонавтики, электроники, биотехнологии и других новейших разделов техники. Иметь представление о применяемых при этом методах полезно каждому, независимо от избранной им профессии. Для школьников, студентов, преподавателей. ПРЕДИСЛОВИЕ л Рассказывать о науке легко и приятно, если заранее известно, что собеседнику она интересна. Однако создать у человека то первоначальное, внутреннее влечение к знанию, которое почти автоматически обеспечивает творческий контакт,— задача исключительной трудности. Не потому ли школьная программа, которая без особых усилий дается увлеченным подросткам, порой оказывается непостижимой для человека, быть может, не менее одаренного, но безразличного к наукам? Причины этого печального безразличия, пожалуй, поддаются объяснению. Представьте: вас учат обтесывать бревна, не сообщая, что из них будет построен дом. Или пахать землю без понятия о том, что на этом месте впоследствии вырастет хлеб... Скоро ли вы усвоите навыки, которыми когда-то без натуги овладевал любой сельский житель? Думаю, что нет. Ведь вы не будете знать самого главного — назначения своего труда (а ученье — это труд), и требования, которые вам будут предъявлять, справедливые и; целесообразные, направленные на то, чтобы дом или хлеб удались как надо, будут казаться вам пустыми придирками. Так не в этом ли состоит главная трудность современного ученья: растущий человек вынужден трудиться над усвоением предметов, важность и полезность которых ему нередко приходится принимать на веру? Читатель научно-популярной литературы, особенясц той, что посвящена «чистой» науке^ сталкивается, по существу, с теми же трудностями. Ему рассказывают окварках,,квазарах, полимерах, хромосомах, а зачем обо* всем этом зиять» как связать сообщаемые сведения о тем, что ему уже известно,';с тем, что ему, лично ему, читателю, может пригодиться в жизни ~- о том нередко умалчивают. И кто таЩ 2* 3 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие 3 Глава 1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ О СИГНАЛЕ б Глава 2. ВЕЩЕСТВО ИКС, ИЛИ НЕУДОБНАЯ НАУКА 17 Первая задача (18). Аргументы в пользу... (23). Загадки размножаются (32). Новые огорчения (37). Предварительные итоги (45). Глава 3. ВЕСЫ ДЛЯ МОЛЕКУЛ 47 Гениальное прозрение (48). Электронный удар (52). Много пиков — много информации (57). Чем пахнет сыр? (62) Бег по спирали (68), Первые результаты (74). Глава 4. МОЛЕКУЛА И КВАНТ 76 Исход первый: поглощение (79). Связывающие и разрыхляющие (85). Снова о поглощении (94). Глава 5. ЛАБОРАТОРНЫЕ БУДНИ ЮЗ Полезный эмпиризм (104). Исход второй: со светом ничего не происходит (117). Исход третий: ряссеяние (126). Новые времена (130). Исход четвертый: отражение (134). Богатство оптически* методов (139). Глава 6. ОХОТА НА ЛИС ИЗ Продуктивный конформизм (144). Универсальный От-ветчин (155). Рентген без рентгена (168). Когда рвутся связи (172). Сверхплановый охотничий трофей (185). Глава 7. ЛИСЫ В КЛЕТКЕ 189 Исход первый: поглощение (190). Исход второй: луч проходит сквозь вещество (193) Исходы третий и четвертый: рассеяние, отражение (199). Исход пятый: ионизация (205). Нобелевская премия-88 (211). ТРЕБУЕТСЯ НАСТАВНИК (послесловие) 217 СПИСОК КНИГ 220 Цена: 150руб. |
||||