Математика | ||||
Агрохимия-Смирнов П. М., М.: Колос, 1981. — 319 с., ил., 2 л. ил | ||||
Смирнов П. М., Муравин Э. А.
Агрохимия. — М.: Колос, 1981. — 319 с., ил., 2 л. ил. — (Учебники и учеб, пособия для сред. с.-х. учеб, заведений), Учебник для средних сельскохозяйственных учебных заведений Содержит теоретические основы агрохимии и системы удобрения основных полевых культур а также лабораторные работы по курсу агрохимии. 40306—10 ВВЕДЕНИЕ ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ АГРОХИМИИ Основоположник отечественной школы в агрохимии академик Д. Н. Прянишников одной из важных задач агрономической химии как науки считал «изучение круговорота веществ в земледелии и выявление тех мер воздействия на химические процессы, протекающие в почве и растении, которые могут повышать урожай или изменять его состав. Основным способом вмешательства человека в этот круговорот является применение удобрений». Применение минеральных удобрений позволяет вводить в круговорот веществ в .земледелии новые количества элементов питания растений, а внесение навоза и различных отходов растениеводства и животноводства — повторно использовать часть питательных веществ, уже входивших в состав предыдущих урожаев. В результате становится возможным восполнять вынос питательных веществ урожаями и потери их из почвы (вследствие выщелачивания, улетучивания в атмосферу, эрозии почвы и т. д.) и, таким образом, не только поддерживать, но и повышать плодородие почвы и урожайность сельскохозяйственных культур. Применение минеральных и органических удобрений составляет основу химизации земледелия, которая наряду с комплексной механизацией и мелиорацией земель является одним из основных путей интенсификации сельского хозяйства, повышения его продуктивности. Главной целью применения удобрений является регулирование круговорота питательных веществ в земледелии и улучшение питания растений. Три основных объекта, изучаемые в агрохимии, — растения, почва и удобрения, — находятся в диалектической взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. Эту систему связей Д. Н. Прянишников изобразил в виде треугольника, три вершины которого обозначают растение, почву и удобрение, а двойные стрелки — взаимное влияние каждого из этих объектов на остальные (рис. 1). Растение в процессе питания взаимодействует и с почвой и с удобрением, почва — с растением и удобрением, удобрение — с почвой и растением. Условия и характер этого взаимодействия определяют высоту и качество урожая. «Изучение взаимоотношений между растением, почвой и удобрением, — писал Д. Н. Прянишников, — всегда являлось главной задачей агрохимиков», причем он подчеркивал, что только агрохимия в целях регулирования питания растений путем внесения соответствующих удобрений для повышения плодородия почвы и урожайности сельскохозяйственных культур занимается синтезом знаний по трем названным взаимодействующим факторам. В этом состоит ее отличие от ряда J т различных удобрений 1 ---- 1 -------- Масса 1 м3, Объем 1 т т м1 ' 1.1 0,9 1.7 0,6 0,8 1,2 2,0 0,5 1.7 0,6 0,8 1,2 0,8 1,2 1,1—1,4 0,7—09 1.3 0,8 0,95 1,1 0,4—0,7 1 4 0,9—1,0 i|0 0,7—0,8 _ 1.0 1,0 0,6 1,6 0,4 2,5 0,3 3,3 1^ 0,6 0,75 1.3 • при различной плотности растворов — i ОГЛАВЛЕНИЕ Введение .............. • .............. 3 3 5 8 12 15 15 24 33 33 34 41 43 44 48 60 60 69 75 78 83 91 91 91 94 95 97 98 101 103 106 111 111 111 Краткие сведения из истории развития агрохимии Значение удобрений, развитие их производства и применения в СССР .... Агрохимическая служба . . . . . .............. Глава I Химический состав и питание растений . . . ..... Химический состав растений и качество урожая . . . ......... Роль отдельных элементов в жизни растений. Вынос питательных реществ с урожаем сельскохозяйственных культур . ...... Питание растений ' . .... ............ Воздушное питание . . . ....... Корневое питание . . 1 " — Плотность при 0 2о°с ^ Граммов в 1 л ,2411 22 2730 1,2629 24 303*1 ,2848 26 334,0 ,3064 28 365,8 ,3279 30 398,4 ,3490 32 4317 ,3696 34 465*7 ,3900 36 500*4 ,4101 38 535*8 1,4300 40 572*0 ,4494 42 «$ ,4685 44 646>1 ,4875 46 684,2 1,5065 48 7231 1,5253 50 762*7 Глава II Агрохимические свойства почвы . . . Поглотительная способность почвы ..................... Агрохимическая характеристика основных типов почв СССР . ...... Известкование кислых почв . . . . ... .......... Отношение различных растений к реакции почвы и известкованию ..... Эффективность известкования . . . . . ........ Определение нуждаемости почв в известковании и нормы извести ..... Гипсование солонцов . . . . . . ............. Азотные удобрения . ... Значение азота для растений, содержание и превращение его в почве ..... 317 Круговорот азота в земледелии Нитратные удобрения..... Аммиачные удобрения .... Твердые аммонийные удобрения Жидкие азотные удобрения . . Аммиачно-нитратные удобрения Мочевина .......... Использование азота удобрений растениями и его превращение в почве Фосфорные удобрения Значение фосфора для растений, содержание и формы его в почве . . . Суперфосфат......•....................... Преципитат, томасшлак, термофосфаты, обесфторенный фосфат .... Фосфоритная мука........................... Калийные удобрения.......................... Значение калия для растений и содержание его в почве ........ Сырые калийные соли ........................ Концентрированные калийные удобрения ............... Отходы промышленности....................... Применение калийных удобрений ................... Микроудобрения ............................ Борные удобрения ........................... Молибденовые удобрения....................... Медные удобрения.......................... Марганцевые удобрения........................ Цинковые удобрения ......................... Комплексные удобрения ........................ Сложные удобрения ......................... Сложно-смешанные, или комбинированные, удобрения ........ Смешанные удобрения .........,.............. Хранение, транспортировка и внесение минеральных удобрений ....... Техника безопасности и охрана труда при работе с минеральными удобрениями Лабораторно-практические занятия ................. 'лава VI. Система удобрения....................... [ Основные принципы построения системы удобрения ............. Климатические условия и применение удобрений.............. Свойства почвы и применение удобрений ................. Агротехнические условия и применение удобрений............. Значение особенностей питания отдельных культур и характера севооборота при разработке системы удобрения...................... Сочетание применения навоза и минеральных удобрений.......... Планирование применения и установление норм минеральных удобрений . . Способы внесения удобрений........................ Одобрение важнейших сельскохозяйственных культур и размещение удобрений в севообороте ............................... Удобрение озимой пшеницы и озимой ржи ................ Удобрение яровой пшеницы, ячменя и овса ................ Удобрение кукурузы ........................... Удобрение зерновых бобовых культур................... Удобрение многолетних трав....................... Удобрение льна-долгунца......................... Удобрение картофеля........................... Удобрение сахарной свеклы........................ Удобрение хлопчатника . .......................... Удобрение лугов и пастбищ ....................... Лабораторно-практические занятия ..................... It п 17* Глава V. Органические удобрения Навоз .............. Состав подстилочного навоза....................... Хранение подстилочного навоза ...................... Действие навоза на почву и растения ................... Эффективность навоза и особенности его применения в различных почвенно-климатических условиях.......................... Бесподстилочный (жидкий) навоз................... . . Навозная жижа............................... Птичий помет ............................... Торф............................ Типы торфа и их агрохимическая характеристика Заготовка торфа на удобрение ......... Торфяные компосты .............. Применение удобрений на осушенных торфяниках Зеленое удобрение ................ "лава VII. Методы агрохимических исследований ............. Биологические методы........................... Полевой опыт .............................. Виды полевого опыта.......................... Основные 'методические требования при проведении полевого опыта .... Выбор и подготовка участка, размещение на нем полевого опыта .... Схемы полевых опытов с удобрениями................. Программа полевого опыта....................... Производственные опыты и учет действия удобрений в хозяйственных условиях Лизиметрический метод.......................... Вегетационный метод ............................ Ьбораторные методы........................... Методы качественного и количественного анализа в агрохимии ...... Общие приемы количественного анализа.................. Весовой и объемный количественный метод анализа............. Весовой (гравиметрический) метод.................... Объемный метод............................ Инструментальные методы количественного анализа............ Колориметрический метод ....................... Пламенно-фотометрический метод............. .'...... Потенциометрический метод ...................... Лабораторно-практические занятия ..................... Триложения .............................. 211 211. 212 213 214 215 217 218 228 231 231 235 •' 237 239 241 242 245 249 252 255 260 265 266 266 266 267 268 271 273 274 275 276 280 280 284 296 296 298 302 302 307 308 311 315 Лабораторно-практические занятия 318 Цена: 150руб. |
||||