Математика | ||||
Д. И. Менделеев-Макареня А. А М.: Просвещение, 1983. — 112 с., ил | ||||
Макареня А. А., Рысев Ю. В. ••]
5 Д. И. Менделеев: Кн. для учащихся. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1983. — 112 с., ил. — (Люди науки). Авторы пособия — известные исследователи и пропагандисты научного наследий; Д. И. Менделеева — знакомят читателей с жизнью и деятельностью Менделеева как ученого, педагога, общественного деятеля, патриота своей родины. ' Использование материалов архива Менделеева» свидетельства современников — все-это повышает «эффект присутствия», делает изложение достоверным и занимательным^ Соответствующее внимание в книге уделено темам, изучаемым в средней школе, —^ периодическому закону и растворам, в развитие которых решающий вклад внес Д. И. Мен?/ ПРЕДИСЛОВИЕ I истории мировой науки запечатлены имена прославленных ученых, чьи открытия способствовали совершенствованию и iporpeccy наших знаний о природе, овладению ее тайнами, 1спользованию их на благо человечества. Среди них имя Т,. И. Менделеева по праву занимает одно из первых «ест. Открытие периодического закона положило начало новому ггапу в развитии химии в целом, таких ее областей, как учение i периодичности изменения свойств основных объектов химии, i также сыграло важную роль в создании теории строения тома, в понимании того, как проявляются законы диалектики I химии. Представления Д. И. Менделеева о растворах составили ядро овременных физико-химических теорий растворов. Переиздававшиеся восемь рад и переведенные на основные ностранные языки «Основы химии» явились образцом изложе-ия важнейших химических понятий и проблем развивающейся ауки, ярким примером сочетания теории и практики, фаскры-ия взаимосвязи различных наук. Плодотворной была деятельность Д. И. Менделеева, направ-энная на развитие промышленности и сельского хозяйства, н был провозвестником идеи химизации народного хозяйства, яициатором внедрения новых научных и технических откры-гй в практику, выступал с разнообразными прогнозами, проек-1ми и предложениями, многие из которых не могли получить (ализации в условиях царской России. Его работы по созданию здымного пороха, важные для обороны страны, работы по ро- и гидродинамике, способствовавшие освоению Северного гдовитого океана, развитию мореходства, аэронавтики, ме-орологии, содействовали научно-техническому прогрессу раны. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие . . . •............. . . 3, ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА Годы ученья . . . . ........'. ... 6 Начало трудового пути . . . . .• . . . . . . . 15 В расцвете творческих сил . . . . . . ....... 21 «Посев, научный взойдет для жатвы народной» . .... 36 НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА «Главный предмет моих занятий есть физическая химия» 53 Проблема химического соединения в трудах Менделеева.................. 54 Поиски классификации объектов химии простых и сложных веществ........•...... 59 История открытия периодического закона....... 67 Роль Менделеева в создании общей химии ...... 76 Учение о природе химических элементов . . . . . ." 79 Понимание растворов как ассоциаций.. .. . . . , . 83 < Любимое дитя моё, мой образ педагога...» . ..... 89 ТРИ СЛУЖБЫ РОДИНЕ «Наука и промышленность — вот мои мечты» .... 97 «Сила народная будет определяться умелым сочетанием индустрии и сельским хозяйством» . . . . . . . . 107 «Направление русского образования должно быть жизненным и реальным»............. 108 Д. И. Менделеев как человек и гражданин ..,.:.. 113 Семья Д. И. Менделеева............ 120 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Александр Александрович Макареня Юрий Владимирович Рысее Цена: 150руб. |
||||