Математика | ||||
Познавательные задачи по общей .химии-Зайцев О. С. Изд-во Моск. ун-та, 1982, 183 с., с ил. | ||||
Зайцев О. С.
Познавательные задачи по общей .химии. Изд-во Моск. ун-та, 1982, 183 с., с ил. В пособии даны вопросы и задачи (более 900), которые требуют для решения привлечения дополнительных сведений, дают после решения новые мания в способствуют усилению познавательной активности, студентов при изучении курса общей химия. Цель -пособия — форморо- < вамие у будущих специалистов способностей к творческому мышлению. Пособие рассчитано на студентов и преподавателей химии вы учебных заведений в их работе на лекциях н семинарах т при само тельной подготовке студентов. Задачи пособия могут быть также пользованы для контроля усвоения знаний в диагностики развития ческого химического мышления. Библ. 59 назв. Ил. 12. Табл. 51. ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Перед советской высшей школой стоит сложная задача подготовки кадров высокой квалификации, способных творчески мыслить для постановки и решения многочисленных проблем, постоянно возникающих в процессе любых видов работы. Научный прогресс приводит к непрерывному усложнению содержания и способов деятельности человека. -Особенно это сказывается на научной деятельности, _характе-ризующейся ярко выраженными чертами лоиска, который включает в себя выдвижение проблем и их успешное решение. В настоящем пособии сделана попытка на химическом материале научить студентов простейшим приемам умственной научной дея-. тельности и развить его творческое мышление. По характеру взаимоотношений между обучающимся л преподавателем обучение • можно разделить на три типа. Догматическое обучение, широко практиковавшееся в средневековье, основано на таких непривлекательных для современного студента моментах, как заучивание наизусть текстов книг а беспрекословная вера всему высказанному преподавателем. Этот тип обучения развивал механизм-ы памяти и те виды деятельности, которые совершались по шаблонам. Обучение по другому типу имеет несколько названий: сообщающее, объяснительное, ознакомительное, наставляющее, иллюстративное, репродуктивное и др. В этом типе обучения от обучаемого -трёбова» лось понять, осмыслить, запомнить и, наконец, прл-менить знания. Такой тип обучения господствовал до самого последнего времени. Несмотря на то что 'во все времена появлялись гениальные творцы нового, сообщающее (и, разумеется, догматическое) обуче- ние не могло и не может в массовом масштабе развивать творческие способности человека, ' Третий тип обучения, ,к которому совершается в наше время стремительный переход, не имеет определенного названия. Это обучение рассчитано на формирование творцов новых знаний, поэтому его •иногда называют продуктивным, или творческим, обучением. В этом обучении студент и преподаватель находятся в процессе активного взаимодействия, и • .такое обучение можно назвать взаимно-активным. Другое название •—. проблемное обучение. Оно основано на идее, что мышление человека начинается там, где возникает проблемная ситуация, т. е. затруднение; требующее привлечения новых знаний для его преодоления. Самостоятельное приобретение и создание -новых знаний — суть продуктивного типа обучения. В этом пособии собраны задачи, рассчитанные именно на этот тип обучения. Задача, или проблема, — это определенная система знаний и доступной информации, в которой- имеются несогласованные элементы и противоречивые соотношения, что вызывает у обучающегося потребность в преобразовании системы в''новую-для устранения несогласованности и противоречий. Разрешение проблемной ситуации, т. е. решение задачи, возможно с привле- . чением новой информации, сопоставления ее с имеющейся, созданией новых связей рреди элементов системы знания, созданием новых идей, новой информации, выдвижением гипотез и формулированием выводов, правил, законов и, возможно, созданием новой научной теории. . Однако всегда следует помнить, что проблемное обучение может строиться на базе прочных основ знаний. Именно поэтому в настоящем пособии даны также и расчетные задачи, преследующие цель запоминания формул и операций, использование .которых позволит в .дальнейшем решать проблемные ситуации. Советскими психологами доказано, что одним < из самых действенных способов овладения знаниями является речь (устная или письменная),. Чрезвычайно важно научиться пользоваться научным языком и i четко выражать свою мысль. Поэтому ход решения задачи, идеи, возникшие при решении, и выводы следует сжато -излагать письменно или обсуждать на семинарских и практических занятиях.' До настоящего времени' еще не удалось окончательно узнать, как решается новая задача, но "выработаны многочисленные советы, как следует подходить к.решению задачи. Можно предложить следующую схему решения задачи. Тщательно ознакомьтесь с условием задачи, прочитав текст несколько раз. Найдите объяснения неизвестным терминам. Запишите условия и требования. Четко сформулируйте цель задачи. Поставьте перед собой вопрос — зачем эта задача предложена, что нового может дать решение задачи? В условии задачи может быть одновременно избыток и недостаток информации. В связи с этим прежде всего выберите сведения, которые понадобятся для решения задачи, затем составьте список недостающих данных, которые вам предстоит найти в учебниках и справочных таблицах. Путь окончательного решения задачи у каждого человека может быть различным, но в большинстве случаев используются некоторые общие приемы. Рассмотрение отдельных предметов или фактов приводит к выводу, содержащему знание ^о всех этих объектах. Этот познавательный прием называется индукцией. Затем полученные общие выводы, правила или закономерности применяют к Данному конкретному случаю. Этот познавательный прием называется дедукцией. Индукция и дедукция при решении сложных проблем могут многократно чере'до-ваться. При изучении сложного объекта его расчленя-. ют на некоторые более мелкие для поиска связей между ними и получения выводов." Из большой системы выделяются элементы и конструируется структура связей между элементами. Задачу разбивают на несколько подпроблем и устанавливают взаимосвязь между ними. Эда мыслительные процессы носят общее название — анализ. Далее некоторые выделенные элементы устраня-. ются из системы, а из оставшихся и найденных не- СОДЕРЖАНИЕ Предисловие для студентов............3 Предисловие для преподавателей ........ 10 Общие вопросы..............14 Учение о строении вещества .......... 19 Учение о направлении химических процессов . . . .41 Учение о скорости химических процессов.....119 Учение о периодическом изменении свойств элементов и их соединений..............148 Вопросы и задачи различного типа ....... .160 Литература . ............. . .177 Соотношения между некоторыми единицами различных систем . . .............179 Указатель типа задач.............180 Цена: 150руб. |
||||