Математика | ||||
Общая химия-Зайцев О. С. М.: Химия, 1990. — 352 с | ||||
Зайцев О. С.
17 Общая химия. Состояние веществ и химические реакции. Учеб. пособие для вузов. — М.: Химия, 1990. — 352 с.: ил. ISBN 5-7245-0193-7 Рассматриваются многообразные химические реакции, систематизированные по фазовому состоянию участвующих в реакции веществ га зовому. жидкому и кристаллическому. Химические процессы обсуждаются на основе учений о направлении реакций (химическая термодинамика), их скорости (химическая кинетика), строения вещества и учения о периодическом изменении свойств элементов и соединений. Пособие рассчитано на студентов младших курсов высших учебных заведений для активной самостоятельной работы при изучении курса химии. Оно будет полезным преподавателям химии высшей и среднем школы, а также школьникам, изучающим общую химию и желающий самостоятельно пополнить знания в этой области науки. •ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие 5 Введение 6 Глава 1. Фазовые состояния веществ и фазовые равновесия 9 •§ 1. Фазовые состояния и фазовые переходы 9 § 2. Условия фазовых равновесий 13 § 3. Диаграмма состояния однокомпонентной системы 20 § 4. Диаграмма состояния воды. Термодинамические свойства воды 28 Глава 2. Газовое состояние и реакции в газовых фазах 33 § 5. Теплоемкость газов 33 § 6. Реакции веществ в газовом состоянии 38 § 7. Фотохимические реакции 47 § 8. Цепные реакции 55 § 9. Теория переходного состояния в приложении к газовым реакциям t>3 Глава 3. Жидкие состояние и реакции в жидких фазах 72 § 10. Жидкое состояние вещества 72 § 11. Термодинамические и кинетические характеристики реакций не- ществ в жидком состоянии 79 § 12. Электролитическая диссоциация веществ в жидком состоянии 85 § 13. Общие сведения о растьорах. Давление насыщенного чара над раствором 93 § 14. Методы изучения свойств жидких растворов 107 § 15 Процессы координации в растворах 120 § 16. Комплексообразование 128 $ 17 Коллоидное состояние вещества 143 Глава 4. Кристаллическое состояние и реакции в твердых фазах 15й § 18. Строение кристалла 158 § 19. Теплоемкость кристаллов. Третий закон термодинамики 167 § 20. Дефекты кристаллической структуры 172 § 21. Электрические свойства кристаллов 179 § 22. Магнитные свойства кристаллов 190 § 23. Теория моля лигандон. Магнитные свойства комплексных соединений I9H § 24. Энергетические свойства кристаллов 210 •§ 25. Фазовые переходы в кристаллических веществах 218 •> Глава 5. Процессы на границе раздела фаз 230> § 26. Реакции на границе кристалл — газ 231} § 27. Гетерогенный катализ 235 § 28. Образование кристаллов из жидкой фазы 241 •§ 29. Равновесие в системе малорастворимый электролит расiнор. Произведение растворимости 2.~->(> § 30. Электродные процессы 257 § 31. Реакции между кристаллическими веществами 273 Глава 6. Процессы в водных растворах 2"7 § 32. Диссоциация сильных и слабых электролитов 277 •§ 33. Равновесия в водных растворах сильных члектро.иимв. 11онил« сила и активность § 34. Реакции нейтрализации. Водородный показатель § 35. Ионные равновесия в растворах слабых кислот и слабых оснований 304 § 36. Гидролиз. Реакции амфотерных соединений 31 (> § 37. Равновесия в буферных растворах 321 § 38. Окислительно-восстановительные реакции 324 4) 39. Реакции с участием комплексных ионов 337 ПРЕДИСЛОВИЕ Для будущих специалистов, обучающихся в высших учебных заведениях, особое значение приобретает формировать развитого творческого мышления. Один из признаков творческого мышления— умение многосторонне изучать объект с привлечением основополагающих теорий, которые позволяют устанавливать взаимосвязи между протекающими в данном объекте процессами. Для формирования научного мышления у студентов требуется системный подход к преподаванию научной дисциплины. Систематизированная подача знаний как одно из условий, обеспечивающих творческое их усвоение, есть отражение системной организации науки. В настоящем учебном пособии изложение теоретического курса общей химии, посвященного состоянию веществ и химическим реакциям, дается на основе фундаментальных теорий современной химической науки и их взаимосвязей. При отборе материала и последовательности его изложения автор руководствовался рекомендациями но методикам обучения и формированию системного качества мышления, разрабатываемым на кафедре общей химии Химического факультета МГУ и в АПН СССР. В обсуждении содержания и структуры курса общей химии активно участвовали чл.-корр. АПН СССР Л, А. Цветков, академик Е. Д. Щукин, проф. В. С. Полосин, проф. В. И. Кузнецов, доц. Г. М. Чернобельская, канд. пед. наук Т. А. Сергеева. Их советы и замечания во многом способствовали созданию книги. Автор благодарен за обсуждение научного содержания пособия проф. Е. М. Соколовской и сотрудникам химического факультета МГУ П. М. Зоркому, Е. А. Амелиной, В. К- Матвееву и Л. А. Резницкому. Вполне естественно, что у многих преподавателей химии взгляды на предлагаемый материал не совпадут со взглядами ангора. Предложения и замечания автор просит направлять на его имя по адресу: 119899, Москва. МГУ им. М. В. Ломоносова, .........." <ьак\-льтет. его ими ни 1./л^,--_ Химический факультет. Цена: 150руб. |
||||