Математика | ||||
Электричество на самолете-П.Т.Асташенков Москва 1955 стр.125 | ||||
образного специального, и и том числе электрического, оборудования.
Оборудование позволяет человеку «видеть» и «елы-шать» гораздо дальше, чем его собственные органы зрения и слуха. Пользуясь электрическими и радиотехническими установками, летчик может точно определять расстояния ночью и в тумане до других самолетов, находящихся в воздухе, и наземных объектов. Члены экипажа, несмотря на шум двигателей, имеют полную возможность спокойно переговариваться между собой. Больше того, они легко могут связываться по радио с «землей» на дальние расстояния и определять свое местоположение в самую неблагоприятную погоду. Бортовые электрические устройства помогают обеспечить четкий контроль за действием всех частей самолета и силовой установки в любых условиях полета. При этом многие операции, на выполнение которых требуются от экипажа большие физические усилия, могут быть с успехом механизированы и даже автоматизированы. Такая, например, сложная электрическая установка, как автопилот, на определенных этапах полета может целиком «заменить» летчика и безошибочно «вести» крылатую машину по заданному курсу и на нужной высоте. Созданы специальные автоматы, которые без вмешательства человека регулируют работу двигателей и других частей самолета. Это облегчает труд летного состава, позволяет ему более внимательно следить за воздушной обстановкой и строго выдерживать режим полета. Использование электрического и радиотехнического оборудования особенно необходимо при полетах по дальним маршрутам, в трудных метеорологических условиях, ночью, на большой высоте, во время посадки вне естественной видимости земли. Каждый современный самолет состоит из трех основных частей: планера, в котором размещается экипаж и к которому крепятся агрегаты; силовой установки, состоящей из двигателей и систем их питания, охлаждения, смазки; и оборудования. Среди всех видов оборудования самолета электрическое занимает особое место. Электрическая энергия обладает такими свойствами, что ее можно использовать для приведения в действие почти любого агрегата авиадвигателя и самолета. Кроме того, она легко передается из одной части самолета в другую, можно успешно повышать или понижать ее напряжение, . .. распределять между потребителями — элеодюдвигате-лями, лампами, обогревателями. Установки электрического' оборудования но сравнению с другими просты; в эксплуатации, легки и компактны, они надежно действуют в полете и, как показал опыт Великой Отечественной войны, мало уязвимы в бою. Благодаря таким своим качествам электрическое оборудование находит на самолетах все большее применение. Как и наземные электрические системы, самолетное оборудование содержит источники электрического тока, потребители электрической энергии, бортовую сеть. В качестве источников тока на самолетах применяются специальные генераторы и аккумуляторные батареи. Вырабатываемая ими .электроэнергия по проводам бортовой сети достигает потребителей. Количество потребителей на современном самолете весьма велико и становится все больше с каждым годом. Значительная часть энергии расходуется на питание электродвигателей и электромагнитов, которые приводят в движение различные части самолета и авиадвигателя — убирают и выпускают шасси, открывают и закрывают бомболюки. Много электроэнергии требуется для обеспечения нормального действия таких агрегатов авиадвигателя, как топливные и масляные электронасосы, устройства для запуска — стартеры, электрических приборов для измерения температуры, давления, расхода горючего. Широкое развитие в настоящее время получают электрические обогреватели кабин, трубок указателей скорости, маслобаков, летной одежды, часов и другие. Безопасность полетов ночью обеспечивают установки электрического освещения —фары, аэронавигационные и строевые огни, облучатели приборных досок. Электрическая система управления вооружением самолета также требует немалого количества электроэнергии. Мощными потребителями энергии стали на современном самолете радиостанции и радиолокаторы. На диаграмме (рис. И) показано примерное распределение электрической энергии между основными потребителями на современном дальнем бомбардировщике. Общая мощность потребителей принята равной примерно 80 киловатт. Прогресс, достигнутый в развитии электрического оборудования самолетов, легко показать «а некоторых цифрах. Если на первых самолетах установленная мощность СОДЕРЖАНИЕ Стр. Введение.......................... 3 Электростанция в воздухе ................. 10 Электричество направляется к потребителям ........ 38 Электричество управляет механизмами........... 45 Измеритель и контролер .................. 69 Источники света и тепла на самолете........... 87 Из истории применения электрической энергии в авиации 99 Цена: 150руб. |
||||