Математика | ||||
Резчику по дерев-Афанасьев А. Ф. | ||||
Афанасьев А. Ф.
Резчику по дерев)/.— М.: Моск. рабочий, 1988.— 256 с., л. ил. ры. Принодятся ре-ком ндации по из|отовдению инструментов и других приспосоолений по чудожест Рациональное использование свободного времени в нашем обществе стало важной проблемой. Характерной чертой этого является массовая тяга людей к искусству, желание многих самим заняться творческой деятельностью. Резьба по дереву (также маркетри) — одно из самых популярных увлечений такого рода. Очевидно, этим объясняются трудности в приобретении инструмента для резьбы или литературы по данному вопросу. Еще более ограничена литература с изложением опыта работы самих резчиков по дереву. Именно дефицит сведений (с чего и как начать) заставил автора книги отложить в сторону резец и взяться за перо, чтобы поделиться своим опытом с начинающим мастером-любителем: по себе он хорошо знает неоценимую помощь вовремя подсказанного совета или удачной творческой находки. В работе над книгой просмотрено несколько сот изданий и пособий по прямой и побочным темам на русском и иностранных языках. Несмотря на очень древнюю историю резьбы по дереву, приходится признать, что ряд рекомендаций (рабочее место резчика, форма резцов, изготовление и заточка инструмента, особенно сушка древесины и отделка поверхности, а также применение законов изобразительного искусства в художественной обработке дерева) носят еще полемический характер. В решении таких вопросов в книге использован материал, проверенный практикой, или авторитетные научные данные. Однако большой объем книги и множество заново решаемых вопросов позволяют автору надеяться, что читатель извинит его за возможные неточности. Он будет признателен, если ему сообщат об этом. Автор испытал большое удовольствие от работы над книгой, особенно от надежды, что она может принести пользу тем, кто захочет идти по его пути. На этом пути их ждет удовлетворение и от процесса творчества, и от его результатов . АВТОР СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ. ИНСТРУМЕНТ РЕЗЧИКА Меры предосторожности..................... 5 Изготовление инструмента .................... 6 Плоские (прямые) стамески.................... 8 Полукруглые резцы и стамески................... Ю Резаки. Ножи......................... 12 Клюкарзы. Царазики. Уголки................... 16 Закалка инструмента ...................... 17 Пилы: поперечная, продольная, выкружная, лобзик. Затачивание пил...... 18 Фрезы для обработки сферических поверхностей............. 23 Ручной токарный станок..................... 25 Контактная игла для скульптурных копий............... 29 Прочий инструмент резчика.................... 31 Изготовление ручек и черенков ................... 39 Рабочее место ......................... 40 СВОЙСТВО И ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ Выбор древесины для резьбы.................... 44 Свойства некоторых пород древесины................. 48 Сушка древесины........................ 59 Заделка трещин. Исправление сколов................. 62 Склеивание. Фанеровка..................... 65 Задачи отделки поверхности ............ ........ 69 Шлифовка и полировка древесины.................. 70 Покрытие маслами и лаками.................... 71 Тонирование. Вопрос об искусственных красителях............ 73 ИЗУЧЕНИЕ ПРИЕМОВ РЕЗЬБЫ. ВЫПОЛНЕНИЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Методика работы и выбор темы................... 76 Барельеф с виноградной кистью. Основание поделки........... 77 Выполнение накладного канта................... 80 Приемы резьбы виноградной кисти.................. 82 Листья виноградной кисти..................... 85 Варианты поделки....................... 87 Усложненный вариант барельефа.................. 90 РЕЗЬБОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА Резьба по дереву с использованием минимального набора инструмента..... 93 Цельнорезная глубокая рамка ................... '02 Ваза из двух пород дерева с применением маркетри............ 104 Стилизованная рамка из липы................... '08 Поднос для фруктов....................... Ю9 Овальная рамка............"............ " ' Орнамент с маской....................... '' 3 Маски, головы животных как элемент декора.............. 116 Другие виды поделок...................... 120 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАСТЕРСТВА РЕЗЧИКА Наборная рама из лимонного дерева................. 124 Витая колонна с накладным орнаментом................ '26 Сборная и цельнорезная рама в стиле барокко............... 134 Сборная рама с резным сюжетным фризом............... 138 Техника выполнения в дереве скульптурного бюста............ 140 Композиция с рыбой и осьминогом.................. 142 Столик на витой подставке .................... '45 Другие виды поделок...................... 160 ПРИМЕНЕНИЕ В РЕЗЬБЕ ПО ДЕРЕВУ ДРУГИХ ТЕХНИК ДЕКОРА Техника работы в маркетри .................... 162 Маркетри с уточненным цветом фанерок (работа по лицевой поверхности) .... 166 Маркетри на сферической поверхности................ 166 Реализация сюжета в маркетри................... 167 Некоторые сюжеты для использования в маркетри и в резьбе по дереву..... 169 Интарсия. Применение рельефной интарсии.............. 174 Примеры смешанной техники декорирования поделок из дерева........ ISO Применение смешанной техники в художественном оформлении пола..... 184 Поделки из составной и наборной древесины .............. 187 ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ МАСТЕРА ПО ДЕРЕВУ Дерево и художественная форма.................. 194 Характеристика видов резьбы по дереву. Элементы резьбы. Терминология .... 195 Пропорции. Золотое сечение. Измеритель золотого сечения......... 210 Рисунок. Пропорции тела и лица человека. Пантограф........... 215 Геометрические построения.'Угловой пропорциональный масштаб. Эллипсы. Розетки........................... 219 Построение перспективы ..................... 225 Композиция в изобразительном искусстве............... 232 Линейная композиция ...................... 234 Цветовая композиция ...................... 236 Композиция в маркетри. Фронтальная композиция............ 240 Общие законы композиции в резьбе по дереву............. 245 Творчество скульптора ...................... 251 Рекомендуемая литература................ 255 Цена: 300руб. |
||||