Математика | ||||
Физико-техническое моделирование-Хорошавин С. А. | ||||
Хорошавин С. А.
Х82 Физико-техническое моделирование: Учеб.. пособие для учащихся по факультатив, курсу. 8—10 кл.— М-: Просвещение, 1983.—207 с., ил. В книге приведен материал для факультативных занятий в VIII—X классах по курсу «Физико-техническое моделирование». Главное внимание обращено на обучение учащихся конструированию приборов и моделей, основанных на изучаемых в школьном курсе физики явлениях и закономерностях. Книга содержит творческие задания на конструирование и лабораторные работы с самодельными приборами, возможные варианты решения конструкторских задач. ВВЕДЕНИЕ С физического эксперимента начинается построение новой теории. Эксперимент утверждает достоверность логико-математических заключенней. И всегда опытом проверяется возможность использования физических явлений и закономерностей для практических нужд человечества. Физика не могла бы существовать и развиваться без экспериментаторов. Физические явления и закономерности всегда существуют в окружающем нас мире. Они связаны между собой, зависимы друг от друга, влияют друг на друга и образуют в совокупности то, что мы называем природой. Заметить в единой природе какие-то отдельные явления трудно. Еще труднее проследить связи между явлениями. И здесь на помощь человеку приходят приборы. Из учебника известно, что вокруг Земли существует магнитное поле. Но обнаружить его удалось лишь после того, как была изобретена магнитная стрелка. Наличие электрического тока в цепи помогает обнаружить и измерить специальный прибор — гальванометр. Одни приборы просты, как, например, масштабная линейка, другие — более сложные. Все они создаются для того, чтобы изучать окружающий нас мир. Придумать новый физический прибор не просто. Подчас на разработку и создание его уходят долгие годы. Но обойтись без приборов в изучении физики никак нельзя. Даже в таком простом случае, как измерение на глаз нескольких отрезков. Убедиться в этом можно, взглянув на рисунок 1 и сравнив расстояния между клювиками птичек без приборов и с помощью циркуля или линейки. Для изучения любого нового физического явления или закономерности приходится создавать новые приборы и обдуманно использовать существующие. Поэтому успех в физике в значительной мере зависит от того, насколько ученый-экспериментатор искусен в конструировании исследовательской аппаратуры. Вы можете приобщиться к конструированию различных приборов и установок, получив для этого необходимые знания по физике и технике. Пособие по физико-техническому модели- рис- '• рованию поможет овладеть на-выками конструирования и изобретательства. ШЕНТЫ И БАТАРЕИ Размер, мм Масса, г ОГЛАВЛЕНИЕ Введение , . .............. 3 VIII КЛАСС Глава 1. Измерение времени, скорости, ускорения § 1. Использование периодических процессов для измерения времени ............ 5 1. Задание на конструирование и изготовление отметчи- кл времени.............7 Лабораторная работа № 1. Измерение ускорения при равнопеременном движении с ' самодельным отметчиком времени .............. 8 § 2. Измерение скорости.........— 2. Задание на конструирование и изготовление измерителя скорости............13 Лабораторная работа № 2. Градуирование самодельного измерителя скорости ........... — § 3. Измерение ускорений.........14 3. Задание на конструирование и изготовление измерителя ускорений............17 Лабораторная работа № 3. Градуирование самодельного измерителя ускорения ._.........—- Глава 2. Двигатели, передачи и рабочие органы машин § 4. Что такое машина..........19 § 5. Двигатели............21 Лабораторная работа № 4. Измерение скорости вращения вала микроэлектродвигателя стробоскопическим методом 24 Лабораторная работа № 5. Измерение максимального крутящего момента на валу микроэлектродвигателя . . 25 § 6. Передаточные механизмы........26 Лабораторная работа № 6. Определение модуля зубчатого колеса.............34 4. Задание на конструирование и изготовление редуктора к микроэлектродвигателю........— Лабораторная работа № 7. Измерение максимального крутящего момента на ведомом валу редуктора и определение КПД редуктора.........35 § 7. Исполнительные органы машин. Движители . . 36 Лабораторная работа № 8. Измерение максимальной тяги воздушного винта ".......... 40 Глава 3. Конструирование и моделирование § 8. Инженерное конструирование...... 41 § 9. Методы конструирования........44 § 10. Инженерный расчет.......... 49 § 11. Технология........... 51 5. Задание на изготовление цилиндрической витой пружины ............... 53 Лабораторная работа № 9. Измерение жесткости самодельной пружины ........... — 205 6. Задание на конструирование и изготовление пружинной пушки.............54 § 12. Моделирование...........— § 13. Художественное конструирование.....56 7. Задание на конструирование и изготовление модели автомобиля.............58 Лабораторная работа № 10. Испытание модели автомобиля ..............59 IX КЛАСС Глава 4. Детали машин и механизмов § 14. Надежность машин . ....... 60 § 15. Сопротивление материалов....... 62 8. Задание на конструирование и изготовление прибора для измерения прочности нити и проволоки .... 68 Лабораторная работа № 11. Исследование прочности нитей . ,............. — § 16. Материалы техники......... 69 § 17. Прочность конструкции........ 73 9. Задание на конструирование и изготовление модели моста............... 78 Глава 5. Измерение электрических величин § 18. Измерение силы тока ........— 10. Задание на конструирование и изготовление прибора для измерения силы тока........86 Лабораторная работа № 12. Градуирование самодельного измерителя силы тока.........— § 19. Измерение напряжений........87 11. Задание на конструирование и изготовление прибора для измерения напряжения.........89 § 20. Измерение сопротивлений.......90 12. Задание на конструирование и изготовление комбинированного электроизмерительного прибора . . . .93 Глава 6. Элементы автоматических устройств § 21. Электрические измерения неэлектрических величин — 13. Задание на конструирование и изготовление датчика неэлектрической величины ......... 106 § 22. Электрический преобразователь. Электромагнитное реле...............107 Лабораторная работа № 13. Составление и сборка электрических цепей с электромагнитным реле . . . . 1Н § 23. Электрический преобразователь. Усилитель тока — Лабораторная работа № 14. Исследование транзисторного усилителя тока............121 § 24. Электронное реле..........121 14. Задание на конструирование и изготовление электронного реле............124 § 25. Исполнительные органы автоматических устройств — Глава 7. Автоматизация производственных процессов § 26. Устройства автоматического контроля и сигнализации ............ ... 123 § 27. Устройства автоматической защиты..... 130 § 28. Устройства автоматического управления . . . 134 § 29. Устройства автоматического регулирования . . l.iS 15. Задание на конструирование, изготовление и исследование автоматического устройства ....... 141 9ЯЯ X КЛАСС Глава 8. Дистанционное управление машинами и механизмами § 30. Генераторы электрических колебаний . . , .142 § 31. Усилители электрических колебаний.....146 § 32. Радиоприемник..........' 151 § 33. Телемеханика..........' .' 152 § 34. Электропитание электронных устройств . . .158 16. Задание на конструирование, изготовление и исследование: а) усилителя низкой частоты; б) генератора электрических колебаний; в) выпрямителя переменного тока...............169 Глава 9. Достижения физики и технический прогресс § 35. Роль физики в научно-технической революции . — § 36. Физика и революция в технике......171 17. Задание на конструирование, изготовление и исследование прибора или устройства для базового промышленного или сельскохозяйственного предприятия . . . .174 Возможные варианты решений........175 1. Отметчик времени.........г__ 2. Стробоскоп ..,......!' ,', 177 3. Измеритель скорости......'.'.". 179 4. Измеритель скорости ветра...... . . 180 5. Измеритель ускорений.........182 6. Редуктор к микроэлектродвигателю.....184 7. Пружинная пушка для стрельбы на заданное расстояние .............1?5 8. Самоходное шасси для модели автомобиля ... — 9. Прибор для измерения прочности нити и проволоки 187 10. Модель моста...........щд 11. Прибор для измерения силы тока.....189 12. Комбинированный электроизмерительный прибор . НО 13. Датчики неэлектрических величин......193 14. Электронное реле времени........194 15. Устройство автоматического управления .... 193 16. Приставка к телефонному аппарату.....199 17. Пробник.............__ 18. Стабилизированный блок питания.....203 19. Измеритель эмоций..........202 Приложение.....~, ,...'.'.'. 203 Цена: 150руб. |
||||