Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Начала программирования на языке QBasic-Мельникова О.И
Мельникова О.И., Бонюшкина А.Ю.
Начала программирования на языке QBasic: Учебное пособие — М.: Издательство ЭКОМ, 1998 - 304 с., ил.
ISBN 5-7163-0007-3
Для осносния языка QBasic читателю предлагается более 100 учебных программ. Просто, изящно, точно наложены следующие ноиросы: основные принципы про-граммиронания, среда QBasic, структура программ, алгоритмы и данные, операторы, переменные, способы нпода данных, принципы модульного программирования, выполнение вычислений, создание цветных изображений, таблиц и графиков, типы данных, работа с массивами и кодами ASCII, встроенные функции, способы отладки программ, правила хорошего тона в программировании. Авторы — опытные преподаватели, :м|х|хн(тиш1ость их методики признана и подтверждена экспериментально не только и нашей стране, но и за рубежом.
Книга предназначена как для самостоятельных занятий, так и в качестве пособия для учителей информатики в школе.
Оглавление
Глава 1. Введение в QBASIC................................................................................7
1.1. Несколько слов читателю.............................................................................................7
1.2. Что такое компьютер?.................................................................................................10
1.2.1. Общий взгляд....................................................................................................................10
1.2.2. Аппаратная часть.............................................................................................................11
1.2.3. Программное обеспечение компьютера.....................................................................14
1.2.4. Хранение информации в компьютере........................................................................16
1.3. Среда QBASIC...............................................................................................................17
1.3.1. Инсталляция QBASIC..................................................................................................17
1.3.2. Ввод и редактирование программ...............................................................................20
1.3.3. Запуск программы на выполнение и просмотр результата...............................20
1.3.4. Сохранение программы в виде файла на диске......................................................23
1.3.5. Выход из среды QBASIC...............................................................................................23
/
Глава 2. Введение в программирование.....................................................24
2.1. С чего начинается программа?..................................................................................24
2.1.1. Что такое программа?..................................................................................................... 24
2.1.2. Как создать программу...................................................................................................25
2.1.3. Алгоритмы и их свойства..............................................................................................26
2.1.4. Несколько примеров алгоритмов................................................................................28
2.2. Элементарное программирование...........................................................................32
2.2.1. Алфавит QBASIC............................................................................................................32
2.2.2. Ваша первая программа.................................................................................................33
2.2.3. Сохранение вашей программы.....................................................................................35
2.2.4. Использование оператора PRINT..............................................................................35
2.2.5. Как начать программу (оператор CLS).....................................................................36
2.2.6. Как закончить программу..............................................................................................37
2.2.7. Комментарии в программе.............................................................................................38
2.2.8. Нумерация строк..........................................;.........................................;.Л.......................40
2.2.9. Метки................................................................................................................'....................40
2.3. Числовые данные в QBASIC.....................................................................................41
2.3.1. Целые и действительные числа..................................................................................41
2.3.2. Простая арифметика с целыми и действительными числами........................43
2.3.3. Дополнительные операции с целыми числами.....................................................44'
2.3.4. Операции сравнения........................................................................................................46
2.4. Текстовые данные в QBASIC....................................................................................46
2.4.1. Что такое текст?................................................................................................................46
2.4.2. Операции со строковыми данными......,....................................................................46
2.5. Графика............................................................................................................................49
2.5.1. Графические режимы экрана.........................................................................................49
2.5.2. Операторы PSET и PRESET........................................................................................52
2.5.3. Прямые линии — отрезки..............................................................................................53
2.5.4. Оператор CIRCLE............................................................................................................54 "
2.5.5. Использование цвета.......................................................................................................55
2.5.6. Рисование прямоугольников.........................................................................................56
2.5.7. От окружности к дуге, эллипсу и сектору......................i.........................................58
Глава 3. Следующий шаг на пути к большой программе..............61
3.1. Переменные.....................................................................................................................61
3.1.1. Зачем они нужны?........................................................'....................................................61
3.1.2. Оператор присваивания.................................................................................................63
3.1.3. Переменные: имена и типы...........................................................................................67
3.1.4. Практический пример использования переменных.............................................69
3.2. Модульное программирование или блоковая структура программы...........71
3.2.1. Современные методы организации программы.....................................................71
3.2.2. Различные типы программных блоков.....................................................................72
3.2.3. Создание подпрограммы................................................................................................73
3.3. Ввод данных в программу...........................................................................................77
3.3.1. Новый метод присваивания значений переменным.............................................77
3.2.2. Новый оператор: INPUT...............................................................................................78
3.3.3. Создание диалога в программе.....................................................................................80
3.4. Форматный вывод информации..............................................................................81
3.4.1. Дополнительные возможности оператора PRINT...............................................81
3.4.2. Оператор PRINT USING...............................................................................................88
3.4.3. PRINT USING и числа...................................................................................................88
3.4.4. PRINT USING и текстовые значения......................................................................91
Глава 4. Основные структуры и операторы Q.BASIC......................95
4.1. Сравнение данных.......................................................................................................... 95
4.1.1. Сравнение двух чисел......................................................................................................95
4.1.2. Оператор IF........................................................................................................................97
4.1.3. Сравнение текстовых переменных..............................................................................98
4.1.4. Логические операции.......................................................................................................99
4.1.5. Оператор IF...THEN...ELSE........................................................................................104
4.1.6. Различные способы использования оператора IF..............................................105
4.2. Циклы.........................................................:...................................................................НО
4.2.1. Зачем нужны циклы?....................................................................................................НО
4.2.2. Оператор GOTO............................................................................................................. 110
4.2.3. Циклы, использующие оператор FOR ... NEXT..................................................112
4.2.4. Создание паузы................................................................................................................114
4.2.5. Различные значения переменной счетчика............................................................116
4.2.6. Когда цикл не работает.................................................................................................118
4.2.7. Вложенные операторы FOR.......................................................................................119
4.2.8. Использование циклов...................................................................„............................ 123
4.3. Условия..........................................................................................................................123
4.3.1. Оператор ON...GOTO...................................................................................................123
4.3.2. Оператор SELECT CASE............................................................................................127
4.4. Условные циклы...........................................................................................................132
4.4.1. Оператор WHILE...WEND.........................................................................................132
4.4.2. Оператор DO...LOOP....................................................................................................134
4.4.3. Вычисление среднего значения..................................................................................138
Глава 5. Работа со структурами данных.......................................................ш
5.1. Еще раз о переменных................................................................................................ 140
5.1.1. Группы данных и их типы...........................................................................................140
5.1.2. Как данные хранятся в памяти..........................................................................„...... 141
5.1.3. Позиционное счисление...............................................................................................141
5.1.4. Хранение чисел................................................................................................................144
5.1.5. Ошибки вычисления.....................................................................................................145
5.1.6. Использование операторов DEFtype.......................................................................149
5.1.7. Использование переменных различных типов....................................................152
5.2. Массивы.........................................................................................................................154
5.2.1. Использование переменных с индексами..............................................................155
5.2.2. Присваивание значений элементам массива....................'....................................156
• 5.2.3. Использование оператора DIM..................,..............................................................158
5.2.4. Выбор области значений индексов...........................................................................159
5.2.5. Многомерные массивы.................................................................................................160
5.2.6. Использование функций LBOUND и UBOUND.............................................. 162
5.2.7. Пример программы, использующей массивы......................................................163
5.3. Операторы DATA/READ.........................................................................................166
5.3.1. Пример использования операторов DATA и READ.......................................... 166
5.3.2. Оператор DATA...............................................................................................................169
5.3.3. Оператор READ..............................................................................................................170
5.3.4. Оператор RESTORE......................................................................................................174
5.3.5. Пример программы, использующей операторы DATA и READ.........................175
Глава 6. Как сделать программу более зрелищной............................178
6.1. Различные режимы экрана.......................................................................................178
6.1.1. Видеосистема..................................................................................................,.................178
6.1.2. Разрешение в текстовом режиме................................................................................183'
6.1.3. Как управлять курсором (оператор LOCATE).....................................................185
6.1.4. Оператор VIEW PRINT...............................................................................................191
6.2. Использование цвета.................................................................................................193
6.2.1. Цвет в текстовом режиме (оператор COLOR).....................................................195
6.2.2. Цвет в графике (оператор COLOR).........................................................................197
6.2.3. Еще один метод рисования..........................................................................................201
6.2.4. Операторы PET и PUT................................................................................................212
6.3. Звуковые эффекты.....................................................................................................215
6.3.1. Оператор ВЕЕР...............................................................................................................215
6.3.2. Оператор SOUND..........................................................................................................^17
6.3.3. Создание музыкальных пьес (оператор PLAY)...................................................219
Глава 7. Стандартные функции................................................................................224
7.1. Числовые функции....................................................................................................225
7.1.1. Что такое числовые функции?...................................................................................225
7.1.2. Тригонометрические функции....................................................................................225
7.1.3. Игра.....................................................................................................................................226
7.1.4. Функция RND — генератор случайных чисел.....................................................229
7.1.5. Функции округления и преобразования типов....................................................231
7.2. Работа с текстами.......................-.................................................................................233
7.2.1. Текстовые функции...........,*...............;...................,.j.........................................'............ 233
7.2.2. Что такое ASCII?............................................................................................................234
7.2.3. Преобразование из и в ASCII.....................................................................................235
7.2.4. Ввод символьных кодов в программу......................................................................236
7.2.5. Определение длины текстового выражения..........................................................237
7.2.6. Выделение части текста...............................................................................................238
7.2.7. Кодирование текстов.....................................................................................................239
7.2.8. Поиск подстроки.............................................................................................................240
7.2.9. Различные варианты написания текста................................................................241
7.2.10. Функция INKEYS........................................................................................................242
Глава 8. Модульное программирование.........................................................244
8.1. Типы процедур.............................................................................................................244
8.1.1. Свойства процедур......................................................................................................... 245
8.1.2. Редактирование процедур............................................................................................246
8.2. Подпрограммы.............................................................................................................246
8.2.1. Построение диаграмм....................................................................................................247
8.2.2. Структура подпрограммы...........................................................'.................................248
8.2.3. Передача параметров в подпрограмму,....................................................................251
8.3. Функции, определяемые пользователем.............................................................254
8.3.1. Использование определяемых пользователем функций..................................255
8.3.2. Передача параметров в процедуры, определяемые пользователем.............'.. 256
8.4. Подпрограммы типа Subroutine и DEF FN-функции......................................263
8.4.1. Использование подпрограмм типа Subroutine.....................................................264
8.5. Разработка больших программ...............................................................................267
8.5.1. Отладка сложных программ.......................................................................................269
Глава 9. Работа с файлами в QBasic...................................................................272
9.1. Зачем нужны файлы...................................................................................................272
9.2. Различные способы доступа к файлам.................................................................273
9.3. Операции над файлами.............................................................................................274
9.4. Открытие файла..........................................................................................................274
9.4.1. Имя файла.................„......................................................................................................274
9.4.2. Режимы работы с файлами.............................,.................„....................................„. 275
9.4.3. Номер файла.....................................................................................................................276
9.5. Пример открытия файла...........................................................................................276
9.6. Просмотр и редактирование файла.......................................................................277
9.7. Программа обработки информации в файле ADDRBK.TXT.......................278
Приложение А. Таблица символов ASCII.................................................... 291
Приложение Б. Операторы и функции QBasic......................................292
Приложение В. Сообщения об ошибках......................................................296
Предметный указатель......................................................................................................301

Цена: 100руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz