Математика | ||||
Начала программирования на языке QBasic-Мельникова О.И | ||||
Мельникова О.И., Бонюшкина А.Ю.
Начала программирования на языке QBasic: Учебное пособие — М.: Издательство ЭКОМ, 1998 - 304 с., ил. ISBN 5-7163-0007-3 Для осносния языка QBasic читателю предлагается более 100 учебных программ. Просто, изящно, точно наложены следующие ноиросы: основные принципы про-граммиронания, среда QBasic, структура программ, алгоритмы и данные, операторы, переменные, способы нпода данных, принципы модульного программирования, выполнение вычислений, создание цветных изображений, таблиц и графиков, типы данных, работа с массивами и кодами ASCII, встроенные функции, способы отладки программ, правила хорошего тона в программировании. Авторы — опытные преподаватели, :м|х|хн(тиш1ость их методики признана и подтверждена экспериментально не только и нашей стране, но и за рубежом. Книга предназначена как для самостоятельных занятий, так и в качестве пособия для учителей информатики в школе. Оглавление Глава 1. Введение в QBASIC................................................................................7 1.1. Несколько слов читателю.............................................................................................7 1.2. Что такое компьютер?.................................................................................................10 1.2.1. Общий взгляд....................................................................................................................10 1.2.2. Аппаратная часть.............................................................................................................11 1.2.3. Программное обеспечение компьютера.....................................................................14 1.2.4. Хранение информации в компьютере........................................................................16 1.3. Среда QBASIC...............................................................................................................17 1.3.1. Инсталляция QBASIC..................................................................................................17 1.3.2. Ввод и редактирование программ...............................................................................20 1.3.3. Запуск программы на выполнение и просмотр результата...............................20 1.3.4. Сохранение программы в виде файла на диске......................................................23 1.3.5. Выход из среды QBASIC...............................................................................................23 / Глава 2. Введение в программирование.....................................................24 2.1. С чего начинается программа?..................................................................................24 2.1.1. Что такое программа?..................................................................................................... 24 2.1.2. Как создать программу...................................................................................................25 2.1.3. Алгоритмы и их свойства..............................................................................................26 2.1.4. Несколько примеров алгоритмов................................................................................28 2.2. Элементарное программирование...........................................................................32 2.2.1. Алфавит QBASIC............................................................................................................32 2.2.2. Ваша первая программа.................................................................................................33 2.2.3. Сохранение вашей программы.....................................................................................35 2.2.4. Использование оператора PRINT..............................................................................35 2.2.5. Как начать программу (оператор CLS).....................................................................36 2.2.6. Как закончить программу..............................................................................................37 2.2.7. Комментарии в программе.............................................................................................38 2.2.8. Нумерация строк..........................................;.........................................;.Л.......................40 2.2.9. Метки................................................................................................................'....................40 2.3. Числовые данные в QBASIC.....................................................................................41 2.3.1. Целые и действительные числа..................................................................................41 2.3.2. Простая арифметика с целыми и действительными числами........................43 2.3.3. Дополнительные операции с целыми числами.....................................................44' 2.3.4. Операции сравнения........................................................................................................46 2.4. Текстовые данные в QBASIC....................................................................................46 2.4.1. Что такое текст?................................................................................................................46 2.4.2. Операции со строковыми данными......,....................................................................46 2.5. Графика............................................................................................................................49 2.5.1. Графические режимы экрана.........................................................................................49 2.5.2. Операторы PSET и PRESET........................................................................................52 2.5.3. Прямые линии — отрезки..............................................................................................53 2.5.4. Оператор CIRCLE............................................................................................................54 " 2.5.5. Использование цвета.......................................................................................................55 2.5.6. Рисование прямоугольников.........................................................................................56 2.5.7. От окружности к дуге, эллипсу и сектору......................i.........................................58 Глава 3. Следующий шаг на пути к большой программе..............61 3.1. Переменные.....................................................................................................................61 3.1.1. Зачем они нужны?........................................................'....................................................61 3.1.2. Оператор присваивания.................................................................................................63 3.1.3. Переменные: имена и типы...........................................................................................67 3.1.4. Практический пример использования переменных.............................................69 3.2. Модульное программирование или блоковая структура программы...........71 3.2.1. Современные методы организации программы.....................................................71 3.2.2. Различные типы программных блоков.....................................................................72 3.2.3. Создание подпрограммы................................................................................................73 3.3. Ввод данных в программу...........................................................................................77 3.3.1. Новый метод присваивания значений переменным.............................................77 3.2.2. Новый оператор: INPUT...............................................................................................78 3.3.3. Создание диалога в программе.....................................................................................80 3.4. Форматный вывод информации..............................................................................81 3.4.1. Дополнительные возможности оператора PRINT...............................................81 3.4.2. Оператор PRINT USING...............................................................................................88 3.4.3. PRINT USING и числа...................................................................................................88 3.4.4. PRINT USING и текстовые значения......................................................................91 Глава 4. Основные структуры и операторы Q.BASIC......................95 4.1. Сравнение данных.......................................................................................................... 95 4.1.1. Сравнение двух чисел......................................................................................................95 4.1.2. Оператор IF........................................................................................................................97 4.1.3. Сравнение текстовых переменных..............................................................................98 4.1.4. Логические операции.......................................................................................................99 4.1.5. Оператор IF...THEN...ELSE........................................................................................104 4.1.6. Различные способы использования оператора IF..............................................105 4.2. Циклы.........................................................:...................................................................НО 4.2.1. Зачем нужны циклы?....................................................................................................НО 4.2.2. Оператор GOTO............................................................................................................. 110 4.2.3. Циклы, использующие оператор FOR ... NEXT..................................................112 4.2.4. Создание паузы................................................................................................................114 4.2.5. Различные значения переменной счетчика............................................................116 4.2.6. Когда цикл не работает.................................................................................................118 4.2.7. Вложенные операторы FOR.......................................................................................119 4.2.8. Использование циклов...................................................................„............................ 123 4.3. Условия..........................................................................................................................123 4.3.1. Оператор ON...GOTO...................................................................................................123 4.3.2. Оператор SELECT CASE............................................................................................127 4.4. Условные циклы...........................................................................................................132 4.4.1. Оператор WHILE...WEND.........................................................................................132 4.4.2. Оператор DO...LOOP....................................................................................................134 4.4.3. Вычисление среднего значения..................................................................................138 Глава 5. Работа со структурами данных.......................................................ш 5.1. Еще раз о переменных................................................................................................ 140 5.1.1. Группы данных и их типы...........................................................................................140 5.1.2. Как данные хранятся в памяти..........................................................................„...... 141 5.1.3. Позиционное счисление...............................................................................................141 5.1.4. Хранение чисел................................................................................................................144 5.1.5. Ошибки вычисления.....................................................................................................145 5.1.6. Использование операторов DEFtype.......................................................................149 5.1.7. Использование переменных различных типов....................................................152 5.2. Массивы.........................................................................................................................154 5.2.1. Использование переменных с индексами..............................................................155 5.2.2. Присваивание значений элементам массива....................'....................................156 • 5.2.3. Использование оператора DIM..................,..............................................................158 5.2.4. Выбор области значений индексов...........................................................................159 5.2.5. Многомерные массивы.................................................................................................160 5.2.6. Использование функций LBOUND и UBOUND.............................................. 162 5.2.7. Пример программы, использующей массивы......................................................163 5.3. Операторы DATA/READ.........................................................................................166 5.3.1. Пример использования операторов DATA и READ.......................................... 166 5.3.2. Оператор DATA...............................................................................................................169 5.3.3. Оператор READ..............................................................................................................170 5.3.4. Оператор RESTORE......................................................................................................174 5.3.5. Пример программы, использующей операторы DATA и READ.........................175 Глава 6. Как сделать программу более зрелищной............................178 6.1. Различные режимы экрана.......................................................................................178 6.1.1. Видеосистема..................................................................................................,.................178 6.1.2. Разрешение в текстовом режиме................................................................................183' 6.1.3. Как управлять курсором (оператор LOCATE).....................................................185 6.1.4. Оператор VIEW PRINT...............................................................................................191 6.2. Использование цвета.................................................................................................193 6.2.1. Цвет в текстовом режиме (оператор COLOR).....................................................195 6.2.2. Цвет в графике (оператор COLOR).........................................................................197 6.2.3. Еще один метод рисования..........................................................................................201 6.2.4. Операторы PET и PUT................................................................................................212 6.3. Звуковые эффекты.....................................................................................................215 6.3.1. Оператор ВЕЕР...............................................................................................................215 6.3.2. Оператор SOUND..........................................................................................................^17 6.3.3. Создание музыкальных пьес (оператор PLAY)...................................................219 Глава 7. Стандартные функции................................................................................224 7.1. Числовые функции....................................................................................................225 7.1.1. Что такое числовые функции?...................................................................................225 7.1.2. Тригонометрические функции....................................................................................225 7.1.3. Игра.....................................................................................................................................226 7.1.4. Функция RND — генератор случайных чисел.....................................................229 7.1.5. Функции округления и преобразования типов....................................................231 7.2. Работа с текстами.......................-.................................................................................233 7.2.1. Текстовые функции...........,*...............;...................,.j.........................................'............ 233 7.2.2. Что такое ASCII?............................................................................................................234 7.2.3. Преобразование из и в ASCII.....................................................................................235 7.2.4. Ввод символьных кодов в программу......................................................................236 7.2.5. Определение длины текстового выражения..........................................................237 7.2.6. Выделение части текста...............................................................................................238 7.2.7. Кодирование текстов.....................................................................................................239 7.2.8. Поиск подстроки.............................................................................................................240 7.2.9. Различные варианты написания текста................................................................241 7.2.10. Функция INKEYS........................................................................................................242 Глава 8. Модульное программирование.........................................................244 8.1. Типы процедур.............................................................................................................244 8.1.1. Свойства процедур......................................................................................................... 245 8.1.2. Редактирование процедур............................................................................................246 8.2. Подпрограммы.............................................................................................................246 8.2.1. Построение диаграмм....................................................................................................247 8.2.2. Структура подпрограммы...........................................................'.................................248 8.2.3. Передача параметров в подпрограмму,....................................................................251 8.3. Функции, определяемые пользователем.............................................................254 8.3.1. Использование определяемых пользователем функций..................................255 8.3.2. Передача параметров в процедуры, определяемые пользователем.............'.. 256 8.4. Подпрограммы типа Subroutine и DEF FN-функции......................................263 8.4.1. Использование подпрограмм типа Subroutine.....................................................264 8.5. Разработка больших программ...............................................................................267 8.5.1. Отладка сложных программ.......................................................................................269 Глава 9. Работа с файлами в QBasic...................................................................272 9.1. Зачем нужны файлы...................................................................................................272 9.2. Различные способы доступа к файлам.................................................................273 9.3. Операции над файлами.............................................................................................274 9.4. Открытие файла..........................................................................................................274 9.4.1. Имя файла.................„......................................................................................................274 9.4.2. Режимы работы с файлами.............................,.................„....................................„. 275 9.4.3. Номер файла.....................................................................................................................276 9.5. Пример открытия файла...........................................................................................276 9.6. Просмотр и редактирование файла.......................................................................277 9.7. Программа обработки информации в файле ADDRBK.TXT.......................278 Приложение А. Таблица символов ASCII.................................................... 291 Приложение Б. Операторы и функции QBasic......................................292 Приложение В. Сообщения об ошибках......................................................296 Предметный указатель......................................................................................................301 Цена: 100руб. |
||||