Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Азбука программирования (Информатика для всех)-Горстко А. Б
Горстко А. Б., Кочковая С. В.
70 Азбука программирования (Информатика для всех).—М.: Знание, 1988.—144 с,—(Нар. ун-т. Естественнонаучный фак.). 45 к. 200000 экз.
В век научно-технического прогресса вычислительная техника проникает буквально во все сферы человеческой деятельности. Сегодня ЭВМ стали насущной необходимостью для всех — для рабочего и инженера, научного работника и экономиста.
Книга представляет собой руководство, которое поможет каждому освоить простейшие приемы и навыки программирования, методы решения задач.
Книга иллюстрирована многочисленными примерами из практики и может служить пособием для слушателей народных университетов естественнонаучных знаний.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Современная научно-техническая революция стремительно вовлекает в число пользователей электронно-вычислительных машин (ЭВМ) представителей все новых и новых профессий. Если 15—20 лет назад по преимуществу это были программисты, то сейчас в непосредственном общении с ЭВМ участвует множество экономистов, физиков, химиков, биологов, специалистов многих других областей народного хозяйства.
Появление в программе средней школы курса информатики, проводимая там широкая компьютеризация пополнили число пользователей ЭВМ также целой армией школьников.
Так как работа на ЭВМ требует обязательно владения хотя бы одним алгоритмическим языком, резко возросла потребность в учебной литературе по программированию, причем литературе, ориентированной на различные группы пользователей в зависимости от их подготовки.
Предлагаемая вниманию читателей книга А. Б. Гор-стко и С. В. Кочковой «Азбука программирования», как явствует из названия, рассчитана на самый широкий круг читателей—будущих пользователей ЭВМ. Избранный авторами стиль изложения материала (от конкретной задачи—к правилу, от русского языка — к языку Паскаль и др.) позволяет совершенно неподготовленному читателю в короткий срок овладеть основами программирования на языке Паскаль и, что, может быть, даже важнее, безбоязненно одолеть психологический барьер, незримо разделяющий посвященных и не посвященных в «секреты ЭВМ».
Не сомневаюсь, что эта книга окажется полезной многим читателям.
Член-корреспондент АН СССР В. Л. Макаров
ОТ АВТОРОВ
С каждым днем все шире используются электронные вычислительные машины (ЭВМ) в самых разнообразных сферах жизни и деятельности человека, даже термин появился—электронизация. Однако сама по себе ЭВМ ничего сделать не может. Она должна работать под руководством квалифицированного человека, который должен уметь общаться с ней.
Общение человека и ЭВМ на естественном человеческом языке—дело более или менее отдаленного будущего. А в настоящее время задания машине должны формулироваться на понятном для нее языке—на языке программирования.
Хотя сейчас насчитывается уже несколько тысяч языков программирования, популярность их неодинакова. Эта книга посвящена универсальному языку программирования Паскаль, разработанному швейцарским ученым Виртом. Присущие языку особенности — простота и вместе с тем возможность писать достаточно сложные программы—сделали его языком практического программирования—почти все современные ЭВМ «понимают» Паскаль.
Существует достаточное количество руководств по языку Паскаль, в которых последовательно в виде строгих определений излагаются конструкции языка. Поэтому авторы не ставили перед собой задачу сделать еще одно описание всех возможностей языка. Мы хотели создать руководство для широкого круга людей, не имеющих никакого опыта программирования и не знакомых ни с одним из языков программирования. Полагаем, что Азбука поможет и школьникам, и людям почтенного возраста освоить простейшие приемы и приобрести некоторые навыки программирования на Паскале. Она познакомит также со способами постро-
л
ения алгоритмов для решения различных задач, с другими вопросами, входящими в современную информатику. Все необходимые сведения приведены в совершенно доступной форме.
Существует два основных подхода к изложению материала: «от правила к задаче» и «от задачи к правилу». Первый способ, наиболее распространенный, заключается в том, что сначала описываются основные понятия, конструкции языка, а затем приводятся примеры, демонстрирующие их использование. Во втором случае сначала рассматривается пример, в котором необходимо использовать ту или иную конструкцию, конструкция используется и только затем приводится ее описание. Мы избрали второй способ, так как считаем, что знания неискушенным читателем воспримутся лучше, если будет понятно, для чего они нужны.
Предусмотрена и возможность самостоятельной работы читателя—в книге имеется довольно много задач и упражнений.
Для того чтобы облегчить работу читателя с книгой, мы ввели специальные условные знаки, характеризующие авторские пожелания. Заметьте себе, что а — правило, которое нужно понять и знать;
—совет;
3—упражнение очень желательное; Q—упражнение просто желательное;
? —вопрос.
Умение общаться с ЭВМ сейчас требуется от все большего и большего числа людей. Мы будем рады, если сможем помочь хотя бы малому их числу в этом непростом, но таком интересном деле.
Нам очень приятно выразить здесь благодарность И. М. Сливняку и Л. А. Чикину, прочитавшим рукопись книги и сделавшим ряд полезных замечаний.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
От авторов , ,..................... 4
Глава 1, Займемся арифметикой............ 6
Глава 2. Обратимся по имени............. 10
Глава 3. Учимся приказывать............. 12
Глава 4. Доложите обстановку............ 15
Глава 5. Большую полочку или маленькую?...... 18
Глава 6. Поиски клада, или что такое алгоритм? ... 23 Глава 7. ЭВМ печатает таблицы, а читатель впервые
встречается с оператором цикла....... 29
Глава 8. Если..., то.................. 39
Глава 9. Снова поговорим о циклах.......... 46
Глава 10. Ищем бракованные стержни, а находим. . . логические переменные и логические операции . 56
Глава 11. Самый большрй и самый маленький...... 62
Глава 12. Алгоритм, который придумал Евклид..... 73
Глава 13.. Если исчезнут стандартные функции..... 77
Глава 14. Для тех, кто решил разводить кроликов ... 85
Глава 15. Найдите красный шар............ 88
Глава 16. Нужно ли изобретать велосипед?....... 93
Глава 17. Если бы вы были директором........ 108
Глава 18. От задачи к результатам .......... 126
Приложение. От вычислений к символам......... 137
Литература....................... 142

Цена: 100руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz