Математика | ||||
Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастик-Ротерс Т. Т. | ||||
Ротерс Т. Т. J
Г9 Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по cneuj № 1910 «Физ. культура».—М.: Просвещение, 1989.— 175 с.: ил.— ISBN 5-09-000893-0 | Подобное пособие для учащихся факультетов физического воспитания! педучилищ издается впервые. В книге раскрываются вопросы музыкально-ритмической подготовки будущих учителей. Пособие содержит обширный практический материал для различных видов занятий: танцевальные упражнения, музыкальные игры упражнения ритмической и художественной гимнастики и др. Книга широко иллюстрирована фотографиями, помогающими наглядно ПРЕДИСЛОВИЕ Курс «Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика» в педагогических училищах способствует формированию у учащихся знаний, умений и навыков проведения об-щеразвивающих упражнений, подвижных игр, упражнений с предметами с музыкальным сопровождением, преимущественно в младших и средних классах школ. Этот сложный предмет не имел до сих пор учебного руководства. Восполнить пробел и призвано данное пособие, разработанное в соответствии с требованиями программы по музыкально-ритмическому воспитанию и художественной гимнастике для отделений физического воспитания педагогических училищ. Пособие имеет своей целью оказать необходимую методическую помощь учащимся в процессе освоения курса и состоит из трех частей: 1. Музыкально-ритмическое воспитание. 2. Художественная гимнастика. 3. Основы профессиональной подготовки учащихся. В первой части раскрываются значение и задачи курса музыкально-ритмического воспитания, определяется его место в системе физического воспитания. Дается методика овладения основами музыкальной грамоты в связи с движениями, методика преподавания упражнений без предмета под музыку, а также излагаются основы обучения курсу музыкально-ритмического воспитания. Во второй части дается характеристика художественной гимнастики как вида спорта и учебного предмета. Раскрывается методика обучения упражнениям с предметами под музыку и описывается содержание секционной работы по художественной гимнастике в школе. Третья часть содержит изложение вопросов организации учебной и педагогической практики, методики применения танцевальных упражнений, упражнений без предмета и с предметами под ритмичную музыку на занятиях по физическому воспитанию в школе. В конце каждой части приведен список литературы, рекомендуемой для лучшего усвоения содержания курса музыкально-ритмического воспитания и художественной гимнастики. При подготовке учебного пособия автором были использованы материалы по художественной гимнастике Г. А. Бобровой, Д. Ма-вромати, Е. В. Бирюк, Л. П. Орлова, Р. А. Варшавской, Л- Н. Кудряшовой, Т. С. Лисицкой, Э. А. Куду, Л. О. Яансон, В- А. Солонинкиной применительно к практике профессиональной подготовки учителей (Ьизической КУЛЬТУОЫ. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ...................... 3 ЧАСТЬ I. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ..... 4 Глава 1. Общие вопросы теории и методики музыкально-ритмического воспитания..................... — Предмет и задачи музыкально-ритмического воспитания ... — Место и значение музыкально-ритмического воспитания в системе физического воспитания............ Музыкально-ритмическое воспитание как учебный предмет средних специальных учебных заведений.......... 5 Основные средства и методические особенности курса музыкально-ритмического воспитания ........... 6 Глава 2. Основы обучения музыкально-ритмическим упражнениям ... 9 Цели и задачи обучения в курсе музыкально-ритмического воспитания .................. — Реализация дидактических принципов в обучении музыкально-ритмическим упражнениям............. — Этапы обучения................. 10 Методы и методические приемы обучения в музыкально-ритмическом воспитании................ 11 Глава 3. Взаимосвязь упражнений и музыки............ 12 Содержание музыки............... — Связь упражнений с мелодией и регистром звучания музыки 14 Ритм и размер музыкального сопровождения....... 16 Темп и динамические оттенки музыки......... 22 Построение музыкального произведения........ 25 Глава 4. Характеристика упражнений без предмета и методика их преподавания .................... 28 Хореографические упражнения........... — Ходьба и бег.................. 32 Упражнения художественной гимнастики........ 34 173 v Танцевальные упражнения............. 52 if Ритмическая гимнастика.............. 71 Глава 5. Методика занятий по курсу музыкально-ритмического воспитания 84 г Варианты занятий................ — i Структура занятий................ 86 . Методические указания к проведению занятий...... 87 Планирование и учет работы по музыкально-ритмическому воспитанию .................. 88 , Оснащение курса................ 92 Рекомендуемая литература............. — ЧАСТЬ II. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА......... 93 Глава 6. Основы обучения упражнениям с предметами........ — Характеристика художественной гимнастики как вида спорта и учебного предмета............... — Характеристика упражнений с предметами....... 94 Упражнения с мячом............... 95 Упражнения со скакалкой............. 104 Упражнения с обручем.............. 110 Упражнения с лентой............... 125 Глава 7. Секция художественной гимнастики в школе........ 137 Задачи и организация работы секции ......... — Содержание секционной работы по художественной гимнастике 138 Методика проведения занятий............ 140 Внутришкольные соревнования........... 147 Рекомендуемая литература . . ........... 150 ЧАСТЬ III. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ................... 151 Глава 8. Профессиональная подготовка по курсу музыкально-ритмического воспитания и художественной гимнастики......... — Современные требования к учителю физической культуры . . — Учебная практика ................ 153 Педагогическая практика............. 155 Применение технических средств обучения........ 156 Глава 9. Методика применения упражнений под музыку на занятиях по физическому воспитанию в школе............ 158 Методические рекомендации по проведению уроков физической культуры с музыкальным сопровождением........ — 174 Музыкальное оформление физкультурно-оздоровительных и ^ внеклассных мероприятий .......... ]6g Рекомендуемая литература......• ^ Заключение . •.......... Приложение. Краткий словарь терминов........ Цена: 100руб. |
||||