Математика | ||||
Тяжелая атлетика-А. Н. Воробьева | ||||
>'
i Тяжелая атлетика: Учеб. для ин-тов физ. культ. —; Г 99 З^е изд., перераб. и доп./Под р?д. А. Н. Воробьева. — М.:; Физкультура и спорт, .1981. —256 с., ил. Учебник «Тяжелая атлетика» .(3-е издание) подготовлен коллективом авторов в соответствии с программой по тяжелой атлетике для студентов институтов физической, культуры. В нем отражены почти вековой опыт отечественной школы тяжелой атлетики, , достижения передовой практики и науки последних лет. С каждым годом повышается уровень развития этого видя «порта, что требует постоянного .совершенствования специальной теоретической подготовки преподавателей, тренеров и самих атлетрв. Поэтому предыдущее издание учебника переработано и в ряде разделов дополнено с учетом совре-. менных требований теории и практики. ОТ АВТОРОВ 3-е издание учебника для институтов физической культуры «Тяжелая атлетика» отделяют от предыдущего 9 лет. За эти годы были-получены новые важные научные данные, далеко шагнули вперед методика тренировки и результаты спортсменов. Изменилась методика подготовки тяжелоатлетов к соревнованиям, значительно возросли нагрузки, вследствие чего большое внимание стали уделять проблеме восстановления организма спортсменов. Разработаны основные вопросы ранней специализации тяжелоатлетов. В последние годы получены очень важные экспериментальные данные, позволяющие не, только разработать более рациональную технику выполнения классических упражнений и оптимизировать методы тренировки атлетов, но и дать их физиологическое обоснование. Названные факторы наряду с исключением из числа соревновательных упражнений жима двумя руками во многом повлияли на учебно-тренировочный процесс. В связи с этим появилась необходимость внесения изменения в подготовку преподавателей и тренеров, а значит, и модернизировать учебник. Настоящее издание существенно отличается от предыдущего.. Переход в тяжелой атлетике в 1972 г. от троеборья к двоеборью потребовал внесения значительных изменений в содержание учебника. Однако наиболее существенные коррективы связаны с достижениями спортивной науки и практики за последние 9 лет. В связи с особенно большим значением для тяжелоатлетов физического качества «сила» было решено посвятить ему отдельную главу (гл. VI «Сила как физическое качество и методы ее развития»). Это позволило более подробно рассмотреть ряд вопросов, связанных с сущностью качества «сила» и с факторами, оказывающими значительное влияние на его развитие и проявления. Тяжелая атлетика пользуется большой популярностью во всем мире, в том числе у многомиллионного населения нашей страны. Занятия этим видом спорта способствуют гармоническому развитию скелетной мускулатуры, а также силы и быстроты мышечного сокращения. Сила мышц может быть увеличена при регулярных тренировках в 2—3 раза и более. Кроме того, для полноценных занятий тяжелой атлетикой не требуется сложного и дорогого инвентаря. Он доступен любой секции, клубу. Общеизвестны выдающиеся-достижения советской тяжелой атлетики и ее лучших представителей — чемпионов Европы, мира и олимпийских игр. Но медали и рекорды не должны заслонять серьезные проблемы, которые в настоящее'время еще существуют в тяжелоатлетическом спорте, в частности проблемы значителвного повышения его массовости и ускорения роста спортивного мастерства. В самом деле, около 300 тысяч занимающихся тяжелой атлетикой — немного для нашей страны. Есть основание полагать, что недостаточная массовость связана главным образом с отсутствием занятий тяжелой атлетикой в школах и с господством до недавнего времени представления о вредности занятий тяжелой атлетикой для подростков. В настоящее время это предубеждение научно опровергнуто, что при правильной ориентации спортивных организаций и должном методическом руководстве приведет к быстрому росту контингента занимающихся. Развитие юношеского спорта, совершенствование методики и организации ранней специализаций в тяжелой атлетике должны содействовать значительному прогрессу спортивной подготовки, росту уровня спортивных результатов. Ориентация на «помолодение» тяжелой атлетики нашла свое отражение в содержании настоящего, учебника. Основу содержания учебника по-прежнему составляют вопросы техники и методики освоения упражнений классического двоеборья, а также методики специальной физической подготовки. Ведь результаты в тяжелой атлетике растут необыкновенно быстро. Если • 20 лет назад результат в толчке героя Римской олимпиады тяжеловеса Ю. Власова — 202,5 кг — поражал воображение, то на Московской олимпиаде Ю. Варданян, собственный вес которого 82,5 кг, одолел 222,5 кг. Конечно, чтобы спортсмены показывали такие результаты — а в близком будущем и гораздо более высокие, — не--обходимы высококвалифицированные тренерские кадры, вооруженные самыми современными знаниями. Основы этих знаний даны в соответствующих главах учебника. Автор гл. I («Краткий исторический обзор развития отечественного тяжелоатлетического спорта») — доцент, заслуженный мастер спорта, заслужённый тренер РСФСР Ю. В. Дуганов, раздела «О федерациях тяжелой атлетики» в гл. I — кандидат педагогических наук Ю. А. Сандалов. Глава II («Систематизация упражнений и терминология») написана кандидатом педагогических наук, доцентом В. И. Родионовым, гл. III («Техника классических упражнений») — кандидатом педагогических наук, доцентом Л. И. Соколовым, гл. IV («Вспомогательные упражнения») — Ю. В. ДугановымиВ. И. Родионовым, гл. V («Методика обучения») — Л. И. Соколовым и В. И. Родионовым, гл. VI («Сила как физическое качество и методы ее развития») — доктором медицинских наук, профессором, заслуженным мастером спорта А. Н. Воробьевым, гл. VII (« Методика тренировки») — А. Н. Воробьевым, раздел «Тактика соревнований» в гл. VII —В. И. Родионовым, разделы «Развитие гибкости» и «Развитие ловкости» в гл. VII — кандидатом педагогических наук И. Э. Мюльбергом; гл. VIII («Работа с подростками и юношами») — кандидатами педагогических наук Б. Е. Подскоцким и А. Д. Ермаковым, гл. IX («Физиологические и гигиенические особенности занятий тяжелой атлетикой») — А. Н. Воробьевым, раздел «Энергетические траты у тяжелоатлетов» в гл. IX — кандидатом медицинских наук, заслуженным мастером спорта Н. Н. Саксоновым, гл. X («Методика научных исследований») — Н. Н. Саксоновым. * . - ОГЛАВЛЕНИЕ От авторов................................. 3 • Глава I. Краткий исторический обзор развития отечественного тяжелоатлетического спорта....................... 5 Тяжелая атлетика в дореволюционной России......... — Тяжелая атлетика в СССР.................. 9 Глава II. Систематизация упражнений и терминология............ . 30 Систематизация упражнений . . .•.............. — Терминология........................ 34 Глава III. Техника классических упражнений (общие основы) .......... 38 Общие положения.......'............... 39 Рывок............................ 42 Толчок............................ 56 Обоснование основных положений техники классических упраж- •v нений............................ 69 Глава IV. Вспомогательные упражнения..................... 85 Специальные упражнения со штангой............. — Общеразвивающие упражнения................ 90 Глава V. Методика обучения....................... . . . . 96 1 Общие основы обучения................... 97 Обучение технике классических упражнений.......... 99 Урок как форма организации занятий тяжелоатлетов..... Ill I Глава VI. Сила как физическое качество и методы ее развития ........ 117 Сила мышц у тяжелоатлетов................. 118 Влияние различных факторов на проявление силы мышц ... 121 Методы развития силы мышц ................ 126 Глава VII. Методика тренировки . . . . *................... 131 Общие вопросы спортивной тренировки . .......... 132 Воспитание волевых качеств ................. 135 Развитие физических качеств................. 138 Тренировочная нагрузка................... 145 Планирование тренировки .................. 167 Разминка тяжелоатлета ..."................ 177 Выступление на соревнованиях................ 185 Глава VIII. Работа с подростками и юношами .......•......... 190 Отбор для занятий тяжелой атлетикой............ 191 Учет анатомо-физиологических и психологических особенностей 192 Воспитательная работа...........•........ 195 Организация и планирование учебно-тренировочного процесса . 197 ! Общая и специальная физическая подготовка......... 204 Глава IX. Физиологические и гигиенические особенности занятий тяжелой атлетикой 207 Морфофункциональные особенности тяжелоатлетов...... — Восстановление организма после нагрузок .......... 216 Регулирование веса ..................... 234 Спортивные травмы и их предупреждение.......... 239 Самоконтроль тяжелоатлета -.....•............. 242 Глава X. Методика научных исследований .................'. 244 Методика изучения и обобщения опыта спортивной практики 245 Методика изучения подготовки тяжелоатлета......... 249 Некоторые методы исследования ................ 252 Цена: 150руб. |
||||