Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Тяжелая атлетика-А. Н. Воробьева
>'
i
Тяжелая атлетика: Учеб. для ин-тов физ. культ. —; Г 99 З^е изд., перераб. и доп./Под р?д. А. Н. Воробьева. — М.:; Физкультура и спорт, .1981. —256 с., ил.
Учебник «Тяжелая атлетика» .(3-е издание) подготовлен коллективом авторов в соответствии с программой по тяжелой атлетике для студентов институтов физической, культуры. В нем отражены почти вековой опыт отечественной школы тяжелой атлетики, , достижения передовой практики и науки последних лет. С каждым годом повышается уровень развития этого видя «порта, что требует постоянного .совершенствования специальной теоретической подготовки преподавателей, тренеров и самих атлетрв. Поэтому предыдущее издание учебника переработано и в ряде разделов дополнено с учетом совре-. менных требований теории и практики.
ОТ АВТОРОВ
3-е издание учебника для институтов физической культуры «Тяжелая атлетика» отделяют от предыдущего 9 лет. За эти годы были-получены новые важные научные данные, далеко шагнули вперед методика тренировки и результаты спортсменов. Изменилась методика подготовки тяжелоатлетов к соревнованиям, значительно возросли нагрузки, вследствие чего большое внимание стали уделять проблеме восстановления организма спортсменов. Разработаны основные вопросы ранней специализации тяжелоатлетов. В последние годы получены очень важные экспериментальные данные, позволяющие не, только разработать более рациональную технику выполнения классических упражнений и оптимизировать методы тренировки атлетов, но и дать их физиологическое обоснование. Названные факторы наряду с исключением из числа соревновательных упражнений жима двумя руками во многом повлияли на учебно-тренировочный процесс. В связи с этим появилась необходимость внесения изменения в подготовку преподавателей и тренеров, а значит, и модернизировать учебник.
Настоящее издание существенно отличается от предыдущего.. Переход в тяжелой атлетике в 1972 г. от троеборья к двоеборью потребовал внесения значительных изменений в содержание учебника. Однако наиболее существенные коррективы связаны с достижениями спортивной науки и практики за последние 9 лет. В связи с особенно большим значением для тяжелоатлетов физического качества «сила» было решено посвятить ему отдельную главу (гл. VI «Сила как физическое качество и методы ее развития»). Это позволило более подробно рассмотреть ряд вопросов, связанных с сущностью качества «сила» и с факторами, оказывающими значительное влияние на его развитие и проявления.
Тяжелая атлетика пользуется большой популярностью во всем мире, в том числе у многомиллионного населения нашей страны.
Занятия этим видом спорта способствуют гармоническому развитию скелетной мускулатуры, а также силы и быстроты мышечного сокращения. Сила мышц может быть увеличена при регулярных тренировках в 2—3 раза и более. Кроме того, для полноценных занятий тяжелой атлетикой не требуется сложного и дорогого инвентаря. Он доступен любой секции, клубу.
Общеизвестны выдающиеся-достижения советской тяжелой атлетики и ее лучших представителей — чемпионов Европы, мира и олимпийских игр. Но медали и рекорды не должны заслонять серьезные проблемы, которые в настоящее'время еще существуют в тяжелоатлетическом спорте, в частности проблемы значителвного повышения его массовости и ускорения роста спортивного мастерства.
В самом деле, около 300 тысяч занимающихся тяжелой атлетикой — немного для нашей страны. Есть основание полагать, что недостаточная массовость связана главным образом с отсутствием занятий тяжелой атлетикой в школах и с господством до недавнего времени представления о вредности занятий тяжелой атлетикой для подростков. В настоящее время это предубеждение научно опровергнуто, что при правильной ориентации спортивных организаций и должном методическом руководстве приведет к быстрому росту контингента занимающихся. Развитие юношеского спорта, совершенствование методики и организации ранней специализаций в тяжелой атлетике должны содействовать значительному прогрессу спортивной подготовки, росту уровня спортивных результатов. Ориентация на «помолодение» тяжелой атлетики нашла свое отражение в содержании настоящего, учебника.
Основу содержания учебника по-прежнему составляют вопросы техники и методики освоения упражнений классического двоеборья, а также методики специальной физической подготовки. Ведь результаты в тяжелой атлетике растут необыкновенно быстро. Если • 20 лет назад результат в толчке героя Римской олимпиады тяжеловеса Ю. Власова — 202,5 кг — поражал воображение, то на Московской олимпиаде Ю. Варданян, собственный вес которого 82,5 кг, одолел 222,5 кг. Конечно, чтобы спортсмены показывали такие результаты — а в близком будущем и гораздо более высокие, — не--обходимы высококвалифицированные тренерские кадры, вооруженные самыми современными знаниями. Основы этих знаний даны в соответствующих главах учебника.
Автор гл. I («Краткий исторический обзор развития отечественного тяжелоатлетического спорта») — доцент, заслуженный мастер спорта, заслужённый тренер РСФСР Ю. В. Дуганов, раздела «О федерациях тяжелой атлетики» в гл. I — кандидат педагогических наук Ю. А. Сандалов. Глава II («Систематизация упражнений и терминология») написана кандидатом педагогических наук, доцентом В. И. Родионовым, гл. III («Техника классических упражнений») — кандидатом педагогических наук, доцентом Л. И. Соколовым, гл. IV («Вспомогательные упражнения») — Ю. В. ДугановымиВ. И. Родионовым, гл. V («Методика обучения») — Л. И. Соколовым и В. И. Родионовым, гл. VI («Сила как физическое качество и методы ее развития») — доктором медицинских наук, профессором, заслуженным мастером спорта А. Н. Воробьевым, гл. VII (« Методика тренировки») — А. Н. Воробьевым, раздел «Тактика соревнований» в гл. VII —В. И. Родионовым, разделы «Развитие гибкости» и «Развитие ловкости» в гл. VII — кандидатом педагогических наук И. Э. Мюльбергом; гл. VIII («Работа с подростками и юношами») — кандидатами педагогических наук Б. Е. Подскоцким и А. Д. Ермаковым, гл. IX («Физиологические и гигиенические особенности занятий тяжелой атлетикой») — А. Н. Воробьевым, раздел «Энергетические траты у тяжелоатлетов» в гл. IX — кандидатом медицинских наук, заслуженным мастером спорта Н. Н. Саксоновым, гл. X («Методика научных исследований») — Н. Н. Саксоновым.
* . -
ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов................................. 3
• Глава I. Краткий исторический обзор развития отечественного тяжелоатлетического
спорта....................... 5
Тяжелая атлетика в дореволюционной России......... —
Тяжелая атлетика в СССР.................. 9
Глава II. Систематизация упражнений и терминология............ . 30
Систематизация упражнений . . .•.............. —
Терминология........................ 34
Глава III. Техника классических упражнений (общие основы) .......... 38
Общие положения.......'............... 39
Рывок............................ 42
Толчок............................ 56
Обоснование основных положений техники классических упраж-
•v нений............................ 69
Глава IV. Вспомогательные упражнения..................... 85
Специальные упражнения со штангой............. —
Общеразвивающие упражнения................ 90
Глава V. Методика обучения....................... . . . . 96
1 Общие основы обучения................... 97
Обучение технике классических упражнений.......... 99
Урок как форма организации занятий тяжелоатлетов..... Ill I
Глава VI. Сила как физическое качество и методы ее развития ........ 117
Сила мышц у тяжелоатлетов................. 118
Влияние различных факторов на проявление силы мышц ... 121
Методы развития силы мышц ................ 126
Глава VII. Методика тренировки . . . . *................... 131
Общие вопросы спортивной тренировки . .......... 132
Воспитание волевых качеств ................. 135
Развитие физических качеств................. 138
Тренировочная нагрузка................... 145
Планирование тренировки .................. 167
Разминка тяжелоатлета ..."................ 177
Выступление на соревнованиях................ 185
Глава VIII. Работа с подростками и юношами .......•......... 190
Отбор для занятий тяжелой атлетикой............ 191
Учет анатомо-физиологических и психологических особенностей 192
Воспитательная работа...........•........ 195
Организация и планирование учебно-тренировочного процесса . 197 !
Общая и специальная физическая подготовка......... 204
Глава IX. Физиологические и гигиенические особенности занятий тяжелой атлетикой 207
Морфофункциональные особенности тяжелоатлетов...... —
Восстановление организма после нагрузок .......... 216
Регулирование веса ..................... 234
Спортивные травмы и их предупреждение.......... 239
Самоконтроль тяжелоатлета -.....•............. 242
Глава X. Методика научных исследований .................'. 244
Методика изучения и обобщения опыта спортивной практики 245
Методика изучения подготовки тяжелоатлета......... 249
Некоторые методы исследования ................ 252

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz