Математика | ||||
Теория и конструкция автомобилей-В.М.Кленников Москва 1967 стр.310 | ||||
В книге рассматриваются основные эксплуатационные свойства автомобиля и конструкции механизмов трансмиссии, ходовой .части и органов управления на примерах наиболее распространенных отечественных автомобилей.*"
Книга отвечает учебной программе предмета «Автомобили» для автомобильно-дорожных техникумов по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей». Таблиц 8. Иллюстраций 217. Литературных источников 22. V ВВЕДЕНИЕ f\ течественные автомобили широко используются во всех обла-^ стях народного хозяйства и вследствие высоких эксплуатационных свойств пользуются большим спросом за рубежом. Советская автомобильная промышленность, созданная на базе тяжелой индустрии, прошла славный путь от первого советского грузового автомобиля АМО-Ф15, выпущенного в 1924 г., до современных комфортабельных легковых автомобилей и самосвалов большой грузоподъемности. Директивами XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966—1970 гг. предусматривается довести выпуск в 1970 г. до 600—650 тыс. грузовых и 700—800 тыс. легковых автомобилей. Общий выпуск возрастет с 616,4 тыс. автомобилей в 1965 г. до 1360—1510 тыс. в 1970 г. Предусматривается увеличение выпуска автомобилей повышенной проходимости, автобусов большой вместимости, автопоездов и специализированных автомобилей для перевозки товаров народного потребления; будет освоено производство автомобилей грузоподъемностью 65 т и выше. Только в сельское хозяйство за пятилетие (1966—1970 гг.) будет направлено 1 100 тыс. грузовых автомобилей и 275 тыс. автомобильных прицепов. Предусматривается значительное увеличение выпуска прицепов, самосвалов, специальных автомобилей для перевозки сельскохозяйственных грузов, автокранов, тракторных погрузчиков и других погрузочно-разгрузочных средств. Большое влияние на создание новых конструкций автомобилей, освоение и совершенствование технологических процессов производства и улучшение эксплуатации автомобилей оказывают научно-исследовательские и теоретические работы советских ученых. Теория автомобиля — это наука, изучающая эксплуатационные свойства автомобилей, разрабатывающая методы и критерии оценки этих свойств. Теория автомобиля используется при проектировании новых автомобилей, их испытаниях, а также при выборе типа автомобилей в соответствии с требованиями эксплуатации. Теория автомобиля как самостоятельная наука в нашей стране стала развиваться после Великой Октябрьской социалистической революции советскими учеными во главе с создателем отечественной научной автомобильной школы акад. Е. А. Чудаковым. Однако некоторые исследования в области колесных экипажей, в том числе и автомобильной техники, проводились отдельными учеными как в России, так и за рубежом еще в конце XIX и начале XX вв. В 1905 г. знаменитый русский ученый Н. Е. Жуковский исследовал движение трехколесной тележки и установил основные явления, возникающие при качении жестко связанных между собой колес, имеющих различные диаметры. Эти работы в дальнейшем легли в основу исследований дополнительных нагрузок в жестком приводе к ведущим колесам. В 1912 г. немецкий ученый проф. Ридлер построил стенд с беговыми барабанами для испытания автомобилей. К числу первых исследований законов движения автомобиля относится работа проф. Н. Е. Жуковского «К динамике автомобиля», в которой изложена теория движения автомобиля на повороте. Эта работа была опубликована в 1917 г. Также в 1917 г. было выполнено исследование рулевой трапеции проф. Б. К. Млод-зеевским. В 1918 г. при Высшем совете народного хозяйства была создана научная Автомобильная лаборатория, которая позднее была реорганизована в Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт — НАМИ. Под руководством проф. Н. Р. Брилинга и Е. А. Чудакова в НАМИ были выполнены исследования, послужившие основой для дальнейшего развития теории автомобиля. Этот институт явился первым центром формирования научных кадров в области автомобильной техники, в нем впервые были начаты плановые работы по конструированию и испытаниям автомобилей. Основные работы по теории автомобиля написаны акад. Е. А. Чудаковым. Своими многочисленными трудами он охватил широкий комплекс проблем и вопросов динамики, экономики и устойчивости автомобиля. Глубокая разработка общих научных положений теории автомобиля позволила широко вести теоретические и экспериментальные исследования автомобилей. Дальнейшее развитие теория автомобиля получила в работах учеников и последователей акад. Е. А. Чудакова — профессоров Г. В. Зимелева, Б. С. Фалькевича, Н. А. Бухарина, Я. М. Певз-нера, Д. П. Великанова и др. Большое влияние на развитие науки об автомобиле оказали также работы зарубежных ученых, таких как В. Камм, Е. Марк-вард, П. Хельдт, Р. Эберан, А. Янте и др. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение.................................. 3 Частьпервая ТЕОРИЯ АВТОМОБИЛЯ Глава /. Эксплуатационные свойства автомобиля и силы, действующие на автомобиль.......................... 5 § 1. Эксплуатационные свойства автомобиля............ ~ 5 § 2. Скоростная характеристика двигателя............ 7 § 3. Радиусы автомобильного колеса................ 8 § 4. Механический к. п. д. трансмиссии...............9 § 5. Силы, действующие на ведущие колеса автомобиля..... 10 § 6. Тяговая характеристика автомобиля............. 11 § 7. Силы сопротивления движению................ ,12 § 8. Радиальные реакции на колесах неподвижного автомобиля 18 | 9. Сила сцепления колес с дорогой............... 19. Глава П. Тяговая динамика автомобиля................ 2^, § 10. Тяговый баланс......................... 2;Ь § 11. Динамическая характеристика автомобиля..........„ 23,-" § 12. Решение эксплуатационных задач при помощи динамической ..'. характеристики......................... 2jfc § 13. Мощностной баланс автомобиля................ 2» § 14. Примеры расчета динамических параметров автомобиля ., ЗИЛ-130............................. 31» § 15. Ускорение автомобиля..................... Ян § 16. Динамическое преодоление подъемов............. 44" § 17. Движение автомобиля накатом................ 42 Глава III. Тяговые испытания автомобиля............... 43 Глава IV. Тормозная динамика...................'. . 51 § 18. Процесс торможения автомобиля............... 5|~* § 19. Уравнение движения автомобиля при торможении..... Я|'ч § 20. Измерители тормозных свойств................ ЯВ ' d[ ft Глава V. Топливная экономичность автомобиля............ SJR* Л( § 21. Измерители топливной экономичности............. ' «Ц> § 22. Экономическая характеристика автомобиля.......... SW& § 23. Расход топлива при неустановившемся движении автомобиля > в» 1й' § 24. Влияние эксплуатационных факторов на экономичность авто- 'л мобиля.............................. ,. |1К § 25. Пути повышения топливной экономичности автомобиля ... - ч*."' § 26. Нормы расхода топлива.................... Щ$ Глава VI. Автопоезда........................... 67 • | 27. Тяговые свойства автомобиля-тягача............ 67 I 28. Топливная экономичность автопоезда............. 69 § 29. Вес прицепов автопоезда.................... 70 § 30. Типы автопоездов........................ 71 Глава VII. Управляемость и устойчивость автомобиля........ 74 § 31. Управляемость автомобиля................... 74 | 32. Колебания управляемых колес................ 80 I 33. Стабилизация управляемых колес и углы их установки ... 82 § 34. Устойчивость автомобиля.................... 85 Глава VIII. Проходимость автомобиля................. 91 § 35. Тяговые и опорно-сцепные измерители проходимости .... 91 § 36. Геометрические параметры проходимости........... 94 § 37. Влияние конструкции автомобиля на его проходимость ... 96 Глава IX. Плавность хода автомобиля................. "98 § 38. Колебания автомобиля..................... 98 § 39. Способы повышения плавности хода автомобиля....... 105 Часть вторая КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ Глава X. Сцепление, коробка передач и раздаточная коробка .... 109 § 40. Типы трансмиссий....................... 109 § 41. Сцепление............................ 111 § 42. Привод сцепления........................ 123 § 43. Коробка передач........................ 127 § 44. Гидромеханическая передача.................. 138 § 45. Раздаточная и дополнительная коробки........... 147 Глава XI. Карданная и главная передачи, дифференциал, полуоси 154 § 46. Карданная передача....................... 154 § 47. Критическое число оборотов карданного вала........ 160 § 48. Главная передача........................ 161 § 49. Дифференциал.......................... 172 § 50. Полуоси............................. 175 § 51. Привод к передним ведущим колесам............. 177 § 52. Заднее расположение силового агрегата........... 179 Глава XII. Ходовая часть автомобиля................ . 181 § 53. Рамные и безрамные конструкции автомобилей........ 181 § 54. Передний и задний мосты................... 184 § 55. Подвеска автомобиля...................... 187 | 56. Амортизаторы............................ J96 § 57. Подвеска двух задних мостов................. 197 § 58. Типы колес и ободов...................... 199 § 59. Шины............................... 203 5 60. Централизованное регулирование давления воздуха в шинах 209 | 61. Размеры шин......................-..-.. 215 Глава XIII. Рулевое управление .................... 216 § 62. Передаточное число рулевого управления.......... 216 § 63. Рулевой механизм........................ 217 ( 64. Рулевой привод......................... 223 , § 65. Усилители рулевого управления................ 226 Глава XIV. Тормозная система..................... 238 § 66. Типы тормозных систем .................... 238 '.•' § 67. Тормозные механизмы...................'. . 241' § 68. Дисковый тормоз......................... 254 § 69. Тормозной привод........................ 256 ' Глава X V. Кузова автомобилей и дополнительное оборудование . . . 283 § 70. Кузова легковых автомобилей................. 283 § 71. Кузова автобусов ........................ 288 § 72. Кузова грузовых автомобилей и дополнительное оборудование ............., . . '................ 293 - Глава XVI. Перспективы развития конструкции автомобилей .... 303 Приложение................................ 308 Литература................................. 309 Цена: 150руб. |
||||