Математика | ||||
Английский язык для инженерных специальностей -С. Г. Дубровская | ||||
Английский язык для инженерных специальностей А-64 вузов: Учеб. для техн. вузов/С. Г. Дубровская, Д. Б. Дубина, Э. А. Немировская и др.-М.: Высш. шк., 1985, 296 с., ил.
В пер.: 95 к. Цель учебника - научить студентов читать и понимать оригинальную литературу по широкому профилю технического вуза, развить навыта устной ртчи в пределах тем, предусмотренных программой. Учебник построен по комплексному принципу. В него включены BBO«H°-KOPPe™B°™b™ курс, основной курс, краткий грамматический справочник, поурочный англо-русский словарь, лабораторные работы, парные аудиторные работы. В учебник включена также книга для преподавателя. ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящий учебник предназначается для студентов 1-го курса технических вузов, изучавших английский язык в школе. Учебник написан в соответствии с требованиями программы по иностранным языкам Минвуза СССР (1984 г.) и рассчитан на 130—140 часов. Цель учебника — научить студентов читать литературу по специальности на английском языке, а также закрепить и расширить навыки устной речи, полученные в средней школе. По своей структуре учебник является комплексным, в него входят следующие разделы: I — Вводно-корректировочный курс (ВВК), II — Основной курс, III — Поурочный англо-русский словарь, IV — Грамматический справочник с таблицами (ГС), V — Лабораторные работы, VI — Книга для преподавателя (КП). I. Вводно-корректировочный курс рассчитан на 10 часов занятий и ставит своей целью повторение школьного материала, а также выравнивание уровня знаний студентов для создания возможности работы с основным курсом. Этой цели служат и лабораторные работы вводно-корректировочного курса. II. Основной курс включает 15 уроков. В каждый урок входят три текста — один основной и два дополнительных (А и В), увязанные по лексическому и грамматическому материалу с основным текстом. Тексты учебника заимствованы, в основном, из оригинальной английской и американской литературы и частично из советских периодических изданий. В учебнике использованы такие издания-, как "Organic Chemistry" by С. W. Wood, "What is Mathematics" by R. Courant, "Applied Mechanics" by A. P. Poorman, "The Pictorial Encyclopaedia of Scientific Knowledge", а также периодические издания (напр., "New Scientist", "Students' Life" и др.). Некоторые тексты были сокращены и в ряде случаев в учебных целях незначительно адаптированы. Тематика текстов непосредственно связана с предметами, изучаемыми студентами на 1-м курсе технических вузов, что позволяет студентам читать практически неадаптированные тексты и готовит их таким образом к самостоятельному чтению полностью неадаптированных текстов по специальности в будущем. Кроме трех текстов, в урок входит около 20 упражнений. В системе упражнений предусмотрены упражнения для развития навыков всех видов чтения (среди них имеется ряд упражнений нового типа) и навыков устной речи (имеются тренировочные, полутворческие и творческие упражнения). Все упражнения урока делятся на три группы: 1) предтекстовые упражнения, предшествующие основному тексту (эти упражнения направлены на снятие общих языковых трудностей на примере некоторых трудностей данного текста); 2) послетекстовые упражнения, обеспечивающие дальнейшее развитие умений и навыков чтения •и устной речи на материале данного урока; 3) упражнения к дополнительным текстам, направленные в основном на развитие навыков чтения. Во всех уроках все послетекстовые упражнения к основным текстам даны под римскими цифрами (в отличие от пред-текстовых упражнений и упражнений к дополнительным текстам, которые даны под арабскими цифрами), при этом каждый вид упражнений имеет свой определенный номер. Объясняется это следующими соображениями: каждый урок рассчитан на 6 часов аудиторных занятий, работать над каждым уроком следует по одному пооперационному плану (пооперационный план приводится в Книге для преподавателя, с. 238), без присвоения определенному виду упражнений неизменяемого номера создать такой план невозможно. 15 уроков основного курса разделены на 6 циклов, объединенных грамматической темой и лексикой. Каждый новый цикл вводится аудиторной парной работой с частичной зрительной опорой. Проводить эти работы следует в ЛУРе, студенты работают в парах в наушниках, часть работы состоит в повторении слов и словосочетаний за диктором. Для удобства использования каждая работа рассчитана на 45 мин., т. е. каждая группа находится в ЛУРе половину занятия, а на вторую половину в ЛУР приходит другая группа. Для достижения оптимальных результатов использования ТСО в описываемых парных работах предусмотрено чередование работы с ТСО с фронтальной работой с преподавателем. В результате студенты работают в наушниках не более 20—25 мин., что по последним данным психологов является оптимальным, затем вид работы меняется. Цель таких парных работ — введение новой лексики, работа над интернациональной лексикой, первичное закрепление грамматики следующего цикла, работа над аудированием и устной речью. Экспериментальное апробирование этих работ на кафедре иностранных языков МИСИ им. В. В. Куйбышева показало, что у студентов повышается мотивация обучения, преодолевается в значительной степени барьер боязни говорения, имеет место очень высокая запоминаемость слов («90% слов, вводимых в работе). Работы могут быть использованы и в простой аудитории, однако в этом случае их эффективность снижается. III. Поурочный англо-русский словарь содержит только активный вокабуляр. IV. Грамматический справочник (ГС) (с упражнениями и ключами) вводит материал не дробно, а в системе с учетом его практической необходимости, иногда с умышленным опущением ряда теоретических положений. Особое внимание уделяется сигналам, помогающим студентам узнавать форму. С этой целью в справочнике и в учебнике все неличные л формы рассматриваются в трех разделах — ed-формы, ш#-формы и /о-формы. Так как учебник рассчитан на студентов, продолжающих изучение английского языка, некоторые грамматические темы вообще в учебнике не рассматриваются (например, множественное число существительных, притяжательный падеж, артикль и др.)1- V. Лабораторные работы предназначены для самостоятельной работы студентов в ЛУРе. Цель лабораторных работ — закрепление грамматического материала и лексики. Кроме того, так как студенты ключ к упражнениям только слышат, лабораторные работы способствуют и развитию навыка аудирования. При невозможности обеспечить работу в ЛУРе студенты могут работать с письменными ключами, подготовленными преподавателем. Однако такой способ работы менее эффективен. VI. Книга для преподавателя (КП) содержит: 1) упражнения для развития навыков устной речи (так называемая «языковая зарядка», упр. I, V); 2) весь учебный материал уроков Основного курса, предъявляемый студентам преподавателем на уроках. Упражнения для развития навыков устной речи рассчитаны на развитие навыков устной речи путем активизации изучаемой грамматической темы в коммуникативных ситуациях. В упражнениях для «языковой зарядки» все время участвуют не менее трех человек: преподаватель и два или более студентов. Этот методический прием заставляет студентов слушать внимательно, повышает их активность на занятиях и улучшает навык аудирования. Материал всех разделов учебника четко соотнесен с шестью выделенными циклами, что делает удобным пользование учебником. Данный учебник прошел в течение ряда лет экспериментальную проверку на кафедре иностранных языков в МИСИ им. В. В. Куйбышева. Предлагаемая последовательность работы над текстами, последовательность упражнений и время, затрачиваемое на каждый вид работы, проверены на практике. Эксперимент показал, что работа с данным учебником дает особенно хорошие результаты, если преподаватель неукоснительно придерживается пооперационных планов урока (см. Книгу для преподавателя, с. 238). Авторы выражают большую благодарность рецензентам — кафедре иностранных языков Московского энергетического института и проф. В. К. Воронцову за ценные замечания, которые помогли существенно улучшить качество данного учебника. Все замечания и пожелания, направленные на устранение недостатков учебника, будут приняты авторами с благодарностью. Авторы 1 Этим же объясняется отсутствие в учебнике фонетического курса. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие....................... 3 Вводно-корректировочный курс................ 6 Основной курс ...................... 36 Цикл I Lesson Г........................ 36 Грамматика: времена глагола, активный залог Тех т: At the Institute................. 38 Additional Text: Oxford and Cambridge........ 41 Lesson 2........................ 42 Грамматика: времена глагола (продолжение) Text: On the Structure of Public Education in the USSR ... 44 Additional Text (A): About Higher Education in Great Britain 48 Additional Text (B): The University of London..... 50 Lesson 3........................ 51 Грамматика: времена глагола (продолжение) Text: Science of Today................. 52 Additional Text (A): Roofed Town in Soviet Yakutia .... 55 Additional Text (B): Scientific Achievements and Construction 56 Цикл II Парная аудиторная работа (к урокам 4, 5)......... 58 Lesson 4........................ 64 Грамматика: пассивный залог, модальные глаголы Text: Organic Chemistry................ 67 Additional Text (A): Organic Compounds........ 70 A d d i t i о n a 1 Т e x t (B): Substances and Their Transformations . . . 71 Lesson 5........................ 73 Грамматика: пассивный залог (продолжение) Text: Rates of Reactions................ 75 Additional Text (A): An Achievement of Soviet Science: Gas Transformed into Metal................ 79 Additional Text (B): Valency............ 80 293 Цикл III Парная аудиторная работа (к урокам 6 — 8).......... 81 Lesson б........................ 86 Грамматика: неличные формы — ed-формы, ing-формы Text: Energy..................... 88 Additional Text (A): Varieties of Energy ....... 91 Additional Text (B): Conservation of Energy and Matter ... 93 Lesson 7........................ 94 Грамматика: ing-формы Text: Elastic and Inelastic Bodies............. 96 Additional Text: Elasticity (A)............ 100 Elasticity (B)........... . 101 Lesson 8......................... 102 Грамматика: ing-формы Text: Thermodynamics................. 103 Additional Text (A): Heat Energy.......... 108 Additional Text (B): A Thermodynamic System..... 109 Review Exercises.................... 110 Цикл IV « Парная аудиторная работа (к урокам 9, 10)......... 115 Lesson 9........................- 119 Грамматика: ing-формы (продолжение) Te.xt: Remarks on Analytical Geometry.......... 121 Additional Text (A): Functions............ 126 Additional Text (B): Variable and Function...... 127 Lesson 10..................., . . . . 129 Грамматика: ing-формы (продолжение) Text: The Integral.................. 130 Additional Text (A): Leibniz and Newton......... 135 Additional Text (B): The Mathematical Analysis of Infinity ... 136 Цикл V Парная аудиторная работа (к урокам 11 — 13)......... 138 Lesson 11........................ 144 Грамматика: to-формы и модальные глаголы Text: Applied Mechanics................ 145 Additional Text (A): The Motion of Rigid Bodies .... 149 Additional Text (B): Academician Lavrentiev — A Representative of Soviet Science.................. 150 Lesson 12........................ 152 Грамматика: to-формы и модальные глаголы (продолжение) Text: A Couple of Forces.............. 153 Additional Text (A): Couples............ 157 Additional Text (B): Force............. 158 Lesson 13........................ 159 Грамматика: to-формы и модальные глаголы (продолжение) Text: Static and Kinetic Friction............. 160 Additional Text (A): Rectilinear Velocity and Speed .... 164 Additional Text (B): Electric Brakes Made in the Soviet Union 165 Цикл VI Парная работа (к урокам 14, 15)............. 168 Lesson 14........................ 171 Грамматика: условные предложения (сослагательное наклонение) Text: Beta Rays................... 174 Additional Text (A): Henri Becquerel.......... 177 Additional Text (B): Radioactivity........... 178 Lesson 15........................ J8Q Грамматика: условные предложения (продолжение) Text: Scientific Achievements of Today.......... 181 Additional Text (A): A New Era of Ice-Breakers..... 185 Additional Text (B): The Scientific Research Work of Students in the Soviet Union................... ]g6 Review Exercises..................... 187 Чтение математических символов............... igp Поурочный англо-русский словарь......I........ 190 Грамматический справочник................. 199 Лабораторные работы.................... 225 Книга для преподавателя.................. 238 Цена: 150руб. |
||||