Математика | ||||
Турбокомпрессоры для наддува дизелей. Справочное пособие. Л., «Машиностроение» (Ленингр. отд-ние), 1975. 200 с. Авт.: Б. П. Байков, В. Г. Бордуков, П. В. Иванов, Р. С. Дейч В справочном пособии излагаются вопросы проектирования, испытаний и настройки турбокомпрессоров для наддува дизелей. Рассматривается влияние степени повышения давления и к. п. д. компрессора на увеличение мощности двигателя при наддуве. Описываются конструктивные схемы турбокомпрессоров, анализируются их достоинства и недостатки, рассматриваются ряды и модификации турбокомпрессоров. Рассматриваются конструктивные элементы турбокомпрессоров и технология изготовления колес турбины и компрессора. Изложены методы испытания турбокомпрессоров на стенде и двигателе, а также приемы настройки турбокомпрессора на двигателе. Даются методики расчета характеристик совместной работы двигателя и турбокомпрессора. Рассматриваются динамические свойства и способы регулирования турбокомпрессора. Методики иллюстрируются примерами расчетов. Справочное пособие рассчитано на инженерно-технических работников, занимающихся конструированием и испытанием дизелей с наддувом и турбокомпрессоров. Оно может быть Также полезно студентам вузов. Табл. 14. Ил. 124. Список лит. 85 назв. | ||||
ПРЕДИСЛОВИЕ Задачи научно-технического прогресса, поставленные XXIV съездом КПСС,, требуют постоянного роста энерговооруженности средств производства и снижения удельных затрат на'их изготовление, эксплуатацию и обслуживание. Развитие многих видов техники определяется удельной мощностью силового привода. В качестве силового привода широкое применение находят дизели, обладающие высокой экономичностью, относительно небольшими габаритными размерами, малой массой и хорошими характеристиками. Дизели являются удобным автономным источником энергии для большинства видов техники. Уровень развития дизелей оказывает существенное влияние на развитие тепловозов, землеройных и строительно-дорожных машин, промышленных тракторов, большегрузных автопоездов и самосвалов, газоперекачивающих агрегатов, судов различного назначения, передвижных электростанций. В настоящее время происходит дизелизация автомобильного транспорта. Повышение скорости и производительности требует систематического роста агрегатных мощностей дизелей практически без изменения габаритных размеров и массы. Наиболее перспективным способом повышения мощности является газотурбинный наддув, который за последние десятилетия получил широкое распространение. Большинство двигателей мощностью от 70 кВт и выше имеет модификации с газотурбинным наддувом, а двигатели мощностью более 350 кВт без . наддува практически не выпускаются. Степень совершенства турбокомпрессора, ставшего органической составной частью двигателя, в значительной мере определяет качества последнего. В связи с этим основы газодинамических расчетов, конструирования, испытаний и настройки турбокомпрессоров приобретают важное значение при проведении работ -по газотурбинному наддуву дизелей. У занимающихся этим конструкторов и исследователей возникает целый ряд вопросов, которые недостаточно освещены. в литературе. Учитывая ограниченный объем книги, некоторые вопросы не могли быть рассмотрены подробно — это относится к методам профилирования компрессоров . и турбин. Приведены лишь необходимые материалы, относящиеся к тем типам колес, которые применяются в турбокомпрессорах для наддува дизелей. Сведения по аналогичным колесам изложены в книгах, относящихся к смежным областям техники [10, 56, 64, 66]. Сведения по компрессорным колесам других типов можно найти в литературе [58]. Главы I, II и пп. 27 и 29 гл. VI написаны Б. П. Байковым, пп. 26 и 28 гл. VI — Б. П. Байковым и Р. С. Дейчем, гл. III — В. Т. Бордуковым и П. В. Ивановым.., - гл. IV, VIII — П. В. Ивановым, гл. V, VII, IX — Р. С. Дейчем. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ............................... 3 Глава I. Повышение мощности дизеля при наддуве............ 4 1. Влияние степени повышения давления воздуха п.,.......... — 2. Влияние к. п. д. компрессора Т]к .................. 7 3. Энергетический баланс турбокомпрессора (ТК)............ 9 4. Выпускные системы дизелей .................... 13 5. Требования к ТК> обусловленные двигателем............. 14 Глава II. Конструктивные схемы и ряды ТК............... 19 6. Обзор выполненных конструкций и их анализ............ — 7. Ряды ТК ............................. 24 Глава III. Расчет и профилирование компрессора............. 27 8. К. п. д. компрессора ........................ — 9. Входное устройство........................ 31 10. Рабочее колесо .......................... 33 И. Диффузор............................ 40 12. Улитка ............................. 48 13. Согласование элементов проточной части компрессора........ 50 , 14. Ряды модификаций ........................ 51 Глава IV. Расчет и профилирование турбины ............. 57 15. К. п. д. турбины ......................... 59 16. Газоподводящий корпус ..................... 61 17. Рабочий процесс в решетках ................... 63 18. Потери в решетках ........................ 65 19. Профилирование решеток соплового аппарата и рабочего колеса осевых турбин ........................... 66 20. Профилирование решеток лопаток радиально-осевой турбины..... 72 21. Газоотводящий корпус ...................... 77 22. Особенности расчета импульсной турбины.............. 78 23. Ряды модификаций турбины................... 86 Глава V. Расчеты на прочность .................... 96 24. Расчет колес радиально-осевых турбин и центробежных компрессоров — 25. Вибрации лопаток турбин и компрессоров.............. 98 Глава VI. Конструктивные элементы ТК ................ Ш 26. Ротор .............................. — 27. Детали корпуса ......................... 115 28. Подшипники и уплотнения .................... 117 29. Некоторые вопросы профилирования и технологии литых рабочих колес 122 Глава VII. Испытания ТК ....................... 126 30. Проведение испытаний и обработка их результатов.......... ,— 31. Измерение основных величин................... 134 32. Испытательные стенды ...................... 142 33. Испытания и настройка ТК на двигателе.............. 144 Глава VIII. Совместная работа двигателя и ТК.............. 149 34. Расчет характеристик совместной работы двигателя и ТК....... — 35. Параллельная и последовательная работа агрегатов наддува..... 161 36. Влияние колебаний расхода воздуха через центробежный компрессор на его к. п. д........................... 163 37. Подбор ТК для дизеля ...................... 166 Глава IX. Динамические свойства и регулирование ТК.......... 168 38. ТК как динамический объект ................... — 39. Системы автоматического регулирования ТК............ 175 40. Конструктивные особенности и характеристики регулируемых турбин и компрессоров ......................... 181 Приложение ................................ 189 Список литературы ............................. 196 Цена: 150руб. |
||||