Математика | ||||
Абрамов С. А., Зима Е. В. Начала информации.— М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1989.— 256 с. (Библиотечка про-граммиста).— ISBN 5-02-013958-0. Содержит систематизированное изложение основных понятий и методов информатики (вычислительной техники, программирования* численных методов, сортировки и поиска). Изложение основ программирования проводится на языке Паскаль, более перспективном для персональных компьютеров (по сравнению с языком Бейсик). Имеется много примеров и задач. Для начинающих программистов, пользователей* студентов вузов, старшеклассников, преподавателей. Табл. 1. Ил. 106. | ||||
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ..... ................... 5 Введение (предварительные сведения)........... 7 Глава I. Первое знакомство с программированием .... 14 § 1. О записи программы. Выражения........ 14 § 2. Операторы присваивания, ввода и вывода .... 18 § 3. Простейшая программа.............. 22 §¦ 4. Условный оператор............... 28 § 5. Составной оператор. Дополнительные возможности вывода информации ............... 33 § 6. Оператор цикла................. 36 Глава II. Простейшие алгоритмы приближенных вычислений, компьютерной графики, символьной обработки...... 44 § 7. Приближенное решение уравнений........ 44 § 8. Целые числа................... 51 § 9. Дополнительные операции над целыми числами. Округление................... 56 § 10. Оператор цикла с параметром.......... 60 § 11. Простейшие графические возможности компьютера 67 § 12. Приближенное вычисление площади криволинейной трапеции.................... 78 § 13. Оператор перехода. Пустой оператор....... 86 § 14. Вложенные операторы цикла........... 89 § 15. Составные условия................ 97 § 16. Тип char..................... 103 Глава П1. Вычисления с хранением последовательности значений. Моделирование. Сортировка......... ПО § 17. Массивы. Пример математической модели в биологии ПО § 18. Раскрашивание фигур. Графические построения с использованием массивов ............ 118 § 19. Константы.................... 126 § 20. Таблицы значений функций и линейная интерполяция...................... 132 § 21. Поиск элемента в упорядоченном массиве .... 141 § 22. Упорядочивание (сортировка) массива...... 147 Глава IV. Матрицы . .................. 152 § 23. Массивы массивов. Матрицы........... 152 § 24. Решение систем линейных уравнений....... 159 3 Глава V. Файлы.....,.,.,..,........ 171 § 25. Файлы. Файловые типы .............. 171 § 26, Классификация файлов.......,...,., 178 § 27, Записи. Комбинированные типы......... 183 Глава VI. Использование вспомогательных алгоритмов (процедуры и функции) ................ . 189 §28. Процедуры без параметров. Параметры—переменные 189 § 29, Параметры-значения ,,....,,,...... 197 § 30, Построение диаграмм........... . . , , 203 § 31. Функции..................... 209 § 32, Построение графиков функций .......... 214 Глава VII, Более сложные примеры алгоритмов и программ 221 § 33. Лингвистический пример (перенос слова с одной строки на другую) ................ 221 § 34. Дифференциальные уравнения .,,.,,..,. 22Р § 35, Некоторые задачи поиска ............ 243 ПРЕДИСЛОВИЕ В этой книге излагаются основные понятия и методы информатики. Главное внимание уделяется программированию, численным методам, графике, сортировке, поиску, вычислительной технике. Рассматриваются также, хотя и в меньшем объеме, вопросы информатики, имеющие отношение к моделированию и лингвистике. Изложение основ программирования проводится с использованием языка Паскаль —одного из наиболее распространенных языков программирования. Точнее говоря, используется сокращенный вариант Паскаля. -Сокращенным вариантом можно овладеть быстрее и легче, чем всем языком, а возможностей его вполне достаточно для написания довольно сложных программ (подчеркнем, что всякая программа, правильно написанная на сокращенном Паскале, будет правильной и в смысле полного Паскаля). Авторы считают, что при изучении начал информатики лучше познакомиться с настоящим языком программирования (например, в сокращенном объеме), чем тратить время на специальный «педагогический» язык, не имеющий применения в реальных исследованиях и разработках. Разумеется, выбор сокращенного варианта того или иного настоящего языка является серьезной методической проблемой. Для первого знакомства с информатикой по предлагаемой книге можно ограничиться прочтением введения и первых трех ее глав, что под силу (как кажется авторам) учащимся старших классов общеобразовательной школы. Учащиеся школ с углубленным изучением математики и студенты техникумов, а также начинающие профессиональные программисты, смогут прочитать книгу до конца; § 24 и всю последнюю главу целесообразно рассматривать как дополнительный (факультативный) материал. Отметим, что программа курса информатики московской школы № 52 приблизительно соответствует содержанию книги. Книга построена таким образом, что читатель довольно быстро привлекается к самостоятельному составлению Цена: 100руб. |
||||