Математика | ||||
Delphi 3.0-Освой самостоятльно-Дэн Оузер Москва 1998 стр.550 Книга предлагает курс изучения новой версии широко известной системы визуального объектно-ориентированного программирования Delphi 3.0. Это система позволяет даже начинающему проектировщику создавать законченные прикладные программы для Windows на языке Object Pascal, почти не прибегая к программированию, а также позволяет создавать приложения для работы с любыми базами данных, в частности, на платформе клиент-сервер. Книга шаг за шагом знакомит читателя с интегрированной средой разработки Delphi, с языком Object Pascal, с разработкой приложений различной сложности, начиная с простейших, и кончая мультимедийными программами, программами работы с локальными и удаленными базами данных, приложениями для работы в Интернет. Книга рассчитана как на начинающих, не владеющих никаким языком программирования, так и на опытных разработчиков | ||||
Содержание Введение.................................................. 17 1-я неделя. Основы Delphi...............................19 День 1. Добро пожаловать в мир Delphi 3. Является ли это миром Visual Pascal?.................... 21 Delphi — это быстрая разработка приложений.................21 Выглядит похоже на Visual Basic, но гораздо сильнее............22 Преимущества Delphi...................................23 Различия между Delphi 3 и Delphi 2........................24 Что нового в Delphi по технологии клиент-сервер?..............25 Визуальные компоненты.................................26 Константы и переменные.................................26 Процедуры и функции..................................27 Процедуры............................................28 Функции.............................................29 Модуль — это повторно используемый код....................30 Форма..............................................31 Что такое свойства форм и компонентов?.....................31 Простое приложение Delphi...............................32 Обзор интегрированной среды разработки Delphi 3..............33 Основы..............................................33 Быстрые кнопки.........................»...............34 Палитра компонентов....................................34 Форма...............................................35 Окно Редактора Кода....................................35 Инспектор Объектов.....................................36 Структура меню Delphi..................................38 Меню файлов File.......................................38 Меню редактирования EDIT...............................41 Меню поиска Search.....................................45 Меню просмотра View....................................46 Меню проекта Project....................................49 Меню выполнения Run...................................51 Меню компонентов Component..............................53 Меню инструментария Tools...............................54 Меню рабочих групп WorkGroups...........................55 Меню справки Help......................................55 Настройка............................................56 Быстрые кнопки........................................56 Палитра компонентов....................................56 Окно редактирования....................................56 Заключение..........................................57 Вопросы и ответы......................................57 Практикум...........................................58 Контрольные вопросы....................................58 Упражнения...........................................58 День 2. Object Pascal, часть 1................................. 59 Использование в Pascal знака равенства......................60 Константы...........................................60 Переменные..........................................62 Простые типы данных...................................62 Целые типы данных.....................................63 Действительные типы данных..............................64 Тип данных Currency....................................66 Работа с типом Currency..................................66 Булевы типы данных....................................67 Символьные типы данных.................................68 Типы строк...........................................70 Структуры данных.....................................73 Одномерные массивы.....................................73 Многомерные массивы....................................75 Записи...............................................77 Сложная задача........................................78 Сложная задача II......................................80 Поддиапазоны..........................................84 Множества............................................85 Типизированные константы................................87 Перечислимые типы.....................................88 Тип Variant...........................................89 Операции............................................90 Арифметические операции...........Л.....................90 Логические операции....................................91 Операции отношения.....................................91 Старшинство операций...................................92 Заключение..........................................93 Вопросы и ответы......................................93 Практикум...........................................93 Контрольные вопросы....................................94 Упражнения...........................................94 День 3. Object Pascal, часть 2................................. 95 Управляющая логика................................... 95 If ... Then ... Else.......................................95 Case ... of.............................................97 Циклы..............................................99 Repeat ... Until.........................................99 While ... Do..........................................100 For ... Do............................................101 Ветвление...........................................102 Goto................................................103 Break...............................................104 Continue.............................................104 Exit................................................105 Halt................................................106 «unjjirror............................................107 Программы..........................................108 Процедуры...........................................109 Функции............................................115 Модули.............................................119 Указатели...........................................124 Использование указателей................................125 Заключение.........................................127 Вопросы и ответы.....................................127 Практикум..........................................127 Контрольные вопросы...................................128 Упражнения..........................................128 День 4. Объектно-ориентированное программирование и разработка программного обеспечения................. 129 Кризис программирования...............................130 Сложность программного обеспечения.......................130 Необходимость планирования.............................131 Жизненный цикл программного продукта................... 131 Анализ..............................................132 Требования...........................................132 Проектирование ....................................... 133 Кодирование..........................................133 Тестирование.........................................134 Сопровождение и обслуживание............................134 Куда дальше?.........................................135 Разработка программного обеспечения......................135 Цели разработки программного обеспечения...................135 Принципы разработки программного обеспечения...............137 Вопросы сцепления и связности...........................139 Объектно-ориентированное проектирование...................140 Объекты..........................'...................140 Действия............................................141 Видимость...........................................141 Интерфейсы..........................................141 Реализация объектов....................................141 Объектно-ориентированное программирование (ООП)............141 Классы..............................................142 Свойства.............................................143 Наследование.........................................143 Заключение.........................................144 Вопросы и ответы.....................................145 Практикум..........................................145 Контрольные вопросы...................................145 Упражнения..........................................145 День 5. Приложения, файлы и Менеджер Проекта................ 147 Из чего же на самом деле состоит приложение Delphi?.......... 147 Проекты............................................. 148 Формы.............................................. 150 Модули............................................. 151 I Библиотека визуальных компонентов........................ 155 Активные компоненты ActiveX............................ 155 | Создаваемые пользователем процедуры, функции и обработчики событий.................................. 156 [ Графические ресурсы................................... 156 Организация вашего проекта Delphi........................ 157 Создание отдельных каталогов............................. 157 Соглашения об именах.................................. 158 Пример проекта......................................161 Менеджер Проекта (Project Manager).......................167 Опции Проекта (Project Options)..........................168 Страница Forms (Формы)................................169 Страница Application (Приложение).........................170 Страница Compiler (Компилятор)...........................172 Страница Linker (Компоновщик)...........................173 Страница Directories/Conditionals (Каталоги/Условная компиляция)..........................173 Страница Versionlnfo (Информация о версии)..................175 Страница Packages (Пакеты)..............................175 Создание проекта......................................176 Депозитарий (хранилище) объектов........................179 Мастера и шаблоны....................................180 Контроль версий......................................182 Заключение.........................................182 Вопросы и ответы.....................................183 Практикум..........................................183 Контрольные вопросы...................................184 Упражнение..........................................184 День 6. Редактор и отладчик................................. 185 Редактор Кода....................................... 185 Возможности редактора и его настройка..................... 186 Страница Editor (Редактор)............................... 186 Страница Display (Монитор).............................. 188 Страница Colors (Цвета)................................. 189 Использование редактора...................'............. 190 Эксперт Кода........................................ 194 Отладка............................................ 195 Использование отладчика................................. 196 Установка опций отладки................................ 196 Использование точек прерывания.......................... 199 Дополнительные опции отладки............................ 202 Просмотр значений переменных при помощи окна Watch......... 203 Использование окна сообщений компилятора при отладке......... 204 Исследование значений переменных с помощью ToolTip Expression Evaluation (Мастер оценки выражений)........ 205 Отладка DLL......................................... 206 Утилита WinSight32................................... 208 Заключение......................................... 209 Вопросы и ответы..................................... 209 _________________________Delphi 3 Практикум..........................................209 Контрольные вопросы...................................210 Упражнения..........................................210 День 7. Проектирование графического интерфейса пользователя..... 211 Зачем нужен графический интерфейс пользователя.............212 Быстрое построение прототипов и быстрая разработка приложений.................................212 Пользователь прежде всего..............................214 Командует пользователь.................................214 Наглядность..........................................214 Единообразие.........................................215 Терпимость к пользователю...............................215 Обратная связь........................................216 Эстетика.............................................216 Простота............................................216 Проектирование с ориентацией на данные...................217 Проектирование с ориентацией на документы.................217 Выбор модели........................................217 Компоненты окна.....................................218 Пиктограммы полосы заголовка............................219 Текст полосы заголовка окна..............................220 Новые документы......................................221 Кнопки полосы заголовка окна............................221 Открытие и закрытие окон...............................222 Цвета окон...........................................222 Меню...............................................223 Всплывающие меню....................................226 Каскадные меню.......................................227 Заголовки, короткие клавиши, клавиши доступа меню...........228 Органы управления.....................................229 Окна списков.................^.......................232 Компоненты отображения................................233 Ввод и отображение текста...............................233 Многостраничный компонент с закладками...................234 Ползунки............................................234 Подсказки...........................................235 Индикаторы прогресса...................................235 Инструментальные панели................................235 Проектирование экрана.................................236 Организация..........................................236 Палитра цветов.......................................238 Планировка.........................................239 Единицы измерения....................................239 Группирование и разнесение элементов......................240 Выравнивание элементов.................................241 Использование многостраничных диалоговых окон..............242 Использование заглавных букв............................242 Модальные диалоговые окна.............................242 Многооконный интерфейс................................243 Заключение.........................................244 Вопросы и ответы.....................................244 Практикум..........................................245 Контрольные вопросы...................................245 Упражнения........................................., 245 2-я неделя. Работа с Delphi.............................247 День 8. Библиотека визуальных компонентов.................... 249 Что такое VCL?......................................249 Свойства компонентов..................................250 События............................................253 Методы.............................................254 Визуальные и невизуальные компоненты....................255 Библиотека..........................................256 Страница Standard (Стандартная)..........................257 Страница Additional (Дополнительная)......................267 Страница Win32 палитры VCL............................276 Страница System (системная) палитры VCL..................278 Страница Internet (Интернет) палитры VCL..................278 Страница Data Access (доступ к данным) палитры VCL..........280 Страница Data Controls (управление данными) палитры VCL......281 Страница Decision Cube (куб решений) палитры VCL...........282 Страница QReport (быстрый отчет) палитры VCL..............282 Страница Dialogs (диалоги) палитры VCL....................284 Страница Win3.1 (Windows 3.x) палитры VCL................285 Страница Samples (образцы) палитры VCL...................286 Страница ActiveX палитры VCL...........................286 Заключительная демонстрация VCL........................287 Заключение.........................................290 Вопросы и ответы.....................................290 Практикум..........................................291 Контрольные вопросы...................................291 Упражнения..........................................291 День 9. Ввод, вывод и печать................................. 293 Файловый ввод и вывод................................293 Атрибуты файлов......................................294 Типы файлов.........................................303 Управление файлами, управление каталогами и другие функции поддержки файлов.......................325 Длинные имена файлов..................................326 Печать.............................................327 Простейшая форма печати в языке Pascal....................327 Печать с помощью объекта TPrinter........................330 Использование объекта TPrinter...........................330 Использование компонентов TPrinterDialog и TPinterSetupDialog ... 333 Шрифты и их размеры.................................336 Печать графики......................................343 ___________________________________ь»ецлн Д Заключение.........................................348 Вопросы и ответы.....................................349 Практикум..........................................350 Контрольные вопросы...................................350 Упражнения..........................................351 День 10. Графика, мультимедиа и анимация.................... 353 Графические элементы..................................353 Координаты..........................................353 Canvas (канва, холст)...................................353 Пикселы.............................................354 Перо...............................................355 Кисть и заполнение объектов.............................361 Событие OnPaint — когда окно надо перерисовывать...........364 Компонент TPaintBox...................................365 Компонент Shape: некоторые упрощения.....................366 Фигуры — это хорошо, но как создать картинку?.............366 Растягивание и установка размеров изображения...............367 Загрузка изображения из файла во время выполнения...........367 Высокий класс: создание собственной битовой матрицы..........368 Создание битовой матрицы...............................368 Сохранение битовой матрицы в файле.......................369 Пример применения битовых матриц........................369 Мультимедиа и анимация...............................373 Использование звука в ваших приложениях...................373 Различные типы файлов мультимедиа......................375 Визуальный компонент MediaPlayer.........................376 Управление универсальным проигрывателем при помощи методов....................................381 Отклик на события универсального проигрывателя..............382 В каком формате хранятся видеофайлы......................382 Методики анимации в Delphi..............................383 Следующий уровень эффективности — DirectX и OpenGL........389 Заключение.........................................389 Вопросы и ответы.....................................390 Практикум..........................................390 Контрольные вопросы...................................391 Упражнения..........................................391 День 11. Архитектура баз данных в Delphi...................... 393 Модель реляционной базы данных.........................393 Поработаем с Мастером Форм баз данных (Form Wizard)........394 Использование Мастера Форм.............................394 Как это работает?......................................396 Выбор базы данных....................................397 Модели баз данных....................................397 Автономные базы данных................................397 Базы данных с разделяемыми файлами......................398 Базы данных клиент/сервер..............................398 Новый подход — многоярусные базы данных..................399 Псевдонимы..........................................400 Использование Database Desktop для создания новой таблицы.....400 Создание новой таблицы.................................401 Зачем нужны ключи?...................................402 Как получить из Delphi доступ к созданной мною таблице?......404 Как предоставить Delphi сведения о таблице — компонент ТТаЫе......................................404 Обеспечение связи — компонент TDataSourse..................405 Управляющие компоненты для просмотра и модификации данных.................................405 Доступ к базам данных при помощи кода...................407 Состояние набора данных (свойство State)....................408 Доступ к полям.......................................409 Модификация полей в таблице............................410 Перемещение по записям................................411 Вычисляемые поля.....................................412 Индексы.............................................415 Упорядочение записей...................................416 Поиск записей........................................417 Поиск по вторичным индексам............................419 Установка диапазона записей..............................419 Конролируемый ввод в таблицу...........................420 Использование компонентов выбора вместо компонентов со свободным вводом....................................420 Входные маски........................................421 Ограничения на уровне базы данных........................421 Метод Cancel.........................................422 Проверка значений на уровне полей и таблиц.................424 Обработка исключений..................................425 ODBC — следующий уровень абстракции.....................426 Зачем использовать ODBC?...............................426 Защита доступа и пароли базы данных......................429 Аутентификация.......................................430 Работа с несколькими таблицами..........................431 Внешние ключи.......................................432 Отношения...........................................432 Важность использования модулей данных....................433 Свойства MasterSource и MasterField........................433 Заключение.........................................435 Вопросы и ответы.....................................435 Практикум..........................................436 Контрольные вопросы...................................436 Упражнения..........................................436 День 12. Отчеты и диаграммы................................ 437 QuickReport.........................................437 Шаблоны QuickReport...................................438 Компоненты QuickReport.................................439 Создание простого отчета................................440 Добавление окна предварительного просмотра..................442 Печать отчетов........................................442 TeeChart............................................443 Компоненты TeeChart...................................444 Мастер TeeChart ......................................444 ________________________________________исцлиз Создание диаграммы....................................445 Применение Редактора Диаграмм (Chart Editor)................446 Задание серии данных для TeeChart........................447 Decision Cube........................................449 Компоненты Decision Cube................................449 Обзор Decision Cube....................................450 Заключение.........................................450 Вопросы и ответы.....................................450 Практикум..........................................451 Контрольные вопросы...................................451 Упражнения..........................................451 День 13. Создание собственных визуальных компонентов и компонентов ActiveX.............................. 453 Зачем разрабатывать компоненты?.........................453 Повторное использование кода.............................454 Модификация имеющихся визуальных компонентов.............454 Возможность заработать.................................454 Наблюдение изменений поведения компонента в процессе разработки...................................454 Предшественник компонентов — знакомство с DLL............455 Создание и установка компонента.........................457 Добавление компонента TDoNothing в пакет..................457 Компиляция и установка пакета и компонента................459 Удаление компонента...................................460 Написание визуального компонента........................460 Объявления private, protected, public и published...............461 Свойства.............................................461 Методы.............................................461 События.............................................461 Построение чего-то полезного — компонента TMult.............462 Создание компонента TMult...............................462 Построение TMult......................................462 Добавление свойств к компоненту TMult.....................463 Добавление конструктора................................464 Добавление метода.....................................465 Добавление события....................................465 Тестирование компонента................................467 Использование процедур чтения и установки значений свойств.....469 Модификация существующего компонента — TButClock.........470 Конструктор..........................................472 Деструктор...........................................472 Процедура UpdateCaption................................473 Процедура Register.....................................473 Использование ButClock.................................473 Объявление нового события — User Plot.....................474 Создание нового типа событий.............................476 Вызов события........................................476 Использование TFuncGraph...............................476 Обзор ActiveX и компонентов ActiveX......................478 Преобразование визуального компонента в компонент ActiveX.....479 Добавление метода непосредственно в компонент ActiveX.........484 Использование компонента ActiveX в странице Web ............485 Заключение.........................................486 Вопросы и ответы.....................................487 Практикум..........................................487 Контрольные вопросы...................................487 Упражнения..........................................488 День 14. Построение с помощью Delphi приложений для Internet. . . . 489 Сила протоколов HTTP и HTML..........................490 Статические данные в Internet............................491 Динамическое создание документов Web с помощью Delphi.......492 Различия интерфейсов ISAPI, NSAPI, CGI и WIN-CGI..........493 Интерфейс сервера Web, предлагаемый Delphi................495 Преобразование приложения CGI в ISAPI DLL................496 Построение «настоящего» приложение Web..................497 Транзакционная модель Web в свете интерфейса, управляемого событиями ................................497 Пример программы игры-головоломки......................498 Получение данных от клиента при помощи форм..............504 Использование активных форм...........................509 Заключение.........................................521 Вопросы и ответы.....................................521 Практикум..........................................522 Контрольные вопросы...................................522 Упражнения..........................................522 День 15. Развертывание приложений........................... 543 Обзор пакетов........................................523 Пакеты времени выполнения..............................524 Заказные пакеты......................................524 Пакеты времени проектирования...........................524 Пакеты компонентов....................................524 Использование пакетов.................................525 Поддержка пакетов.....................................525 Другие соображения по применению пакетов..................526 Опции установки пакетов................................526 Требования логотипа Windows 95, реестр и программы установки...........................................527 Соответствие требованиям логотипа Windows 95................528 Написание программы установки и удаления..................531 Использование коммерческого генератора программ установки.....539 Заключение.........................................541 Вопросы и ответы.....................................541 Практикум..........................................542 Контрольные вопросы...................................542 Упражнения..........................................542 Приложение А. Ответы на контрольные вопросы................. 543 Содержание Цена: 300руб. |
||||